Маркетинг

Стратеги vs. дизайнеры

На российском рынке каждая компания понимает процесс брендинга по-своему. В итоге, клиент должен быть готов к тому, что его попросят предоставить маркетинговое исследование рынка и заполнить бриф длиной в километр. Правильно ли это?

На российском рынке каждая компания понимает процесс брендинга по-своему. В итоге, клиент должен быть готов к тому, что его попросят предоставить маркетинговое исследование рынка и заполнить бриф длиной в километр. Правильно ли это?

Большинство довольствуется дизайном

Если набрать в поисковике «брендинговая компания» или «брендинговое агентство», то, скорее всего, результатом будет список из сотен, а то и тысяч компаний. И при этом каждая из них будет понимать под созданием бренда свой набор услуг. Компании, которые занимаются исключительно дизайном, предложат, скорее всего, разработку логотипа, фирменного стиля и руководство к ним. То есть, ограничатся визуальной частью брендинга. Таких компаний большинство. 70% российских клиентов такого подхода будет достаточно. До сих пор, многие на вопрос «Зачем вам нужен логотип» отвечают «Для того, чтобы нанести его на ручки, блокноты и визитки».

На рынке есть также и рекламные агентства, как средней руки, так и именитые, с хорошей репутацией. Но в большинстве случаев рекламное агентство не производит ничего, а источником прибыли для нее является комиссия. Именно поэтому рекламное агентство теоретически может сделать все, но это «все» оно отдаст на аутсорсинг. Рекламное агентство зарабатывает не на своем продукте, а на потоке денег. Лишь единицы рекламных агентств производят что-то достойное. Чаще всего, это западные агентства.

Есть креативные агентства (опять же, и малоизвестные и знаменитые), которые делают видеоролики и между делом могут нарисовать клиенту фирменный стиль. 90% штата такого агентства – это копирайтеры, а не дизайнеры, что означает, что созданием  фирменного стиля будут заниматься фрилансеры или вчерашние студенты. Креативные агентства берут деньги за идею. Эта идея может быть гениальной, но это единичный случай. Ведь идея – это талант, интуиция, умение идти в ногу с рынком, но она основана не на исследованиях, а на предположениях, пусть даже очень интересных.  Итог: на сотый раз подобная идея все равно окажется провальной.

Часто можно увидеть такую ситуацию: рекламный ролик известного бренда выигрывает престижную награду. Если посмотреть состав рабочей группы, то выясняется, что сценарий писали немцы, ролик снимали англичане, а в состав группы собственно от компании-исполнителя входят генеральный и коммерческий директор. Что они делали? Видимо, просто контролировали расходование средств.

В идеальной ситуации брендинговые компании производят интеллектуальный продукт. И даже если брендинговая компания производит дизайн, он должен быть эффективным, основанным на аналитике, а не на чутье. Основной вид деятельности брендинговой компании – стратегический консалтинг и создание торговой марки, начиная с разработки бренда и заканчивая обоснованием цены продаваемого продукта.

Рынку не хватает исследователей

Крупных компаний с собственными технологиями разработки бренда в России сегодня наберется не более двадцати. Их отличают собственные научные исследования и умение решить проблему клиента не по учебному пособию. Здесь компании помогут разработать платформу бренда, проведут аудит и необходимые исследования рынка и потребителя, разработают стратегию бренда и многое другое.

Визуальная часть работ – собственно, те красивые картинки, которые так любят заказчики, составят в этом случае всего лишь несколько процентов от объема работ. Из-за относительной молодости рынка брендинговых услуг, клиент часто сам не знает, что ему нужно и сколько это стоит. Именно этот факт позволяет некоторым компаниям продавать исключительно дизайн (те самые «картинки») по цене брендинга.

На самом деле, компаний, способных взяться за проведение исследований не так уж много – около 10% от всех присутствующих на рынке. Парадоксально, но при таком небольшом количестве компаний, занимающихся исследованиями, каждая вторая попросит у клиента указать в брифе его целевую аудиторию, ценовую категорию, место на рынке, и прочие параметры, которые клиент не всегда может знать. Основанная цель любого брифа, выяснить, с какой проблемой обратился клиент в компанию, а не заставить его ломать голову над тем, какое место его товар занимает на рынке и сколько у него конкурентов с точностью до десятка».

Некоторые компании не стесняются переложить часть работ на клиента. Причин тут несколько: это может быть и желание сэкономить, и отсутствие собственных технологий и профессиональных кадров, и неразвитость рынка.

Варианта всего два – найти компанию, которая выполнит весь комплекс услуг сама, либо найти фирму, которая проведет стороннее исследование. Безусловно, брендинговая компания может воспользоваться и чужими исследованиями, но риск несовместимости здесь очень велик.

Порой, компании, желая сэкономить, покупают готовые исследования рынка, но они вряд ли чем-то смогут помочь тем, кто занимается брендингом. При этом, стоимость готового исследования – порядка 3000-5000$. Готовое исследование зачастую может дать только общую информацию об отрасли – количество компаний, цены в разбивке по регионам и прогнозы на будущее. Подобное исследование не ответит на вопрос, например, какой должна быть продуктовая линейка бренда или почему на рынке в данный момент отсутствует тот или иной продукт.  Ответить на эти вопросы может только брендинг.

Не стоит забывать о том, что готовое исследование до вас уже скачали как минимум пара тысяч человек. Это значит, что они пользуются той же самой информацией. В то время как исследование, которое работает может быть только индивидуальным.

Готовые исследования не несут большой пользы для бизнеса, поскольку не отвечают на специфические вопросы, которые интересны компании. Допустим, вы будете знать, что люди с таким-то доходом охотно покупают российское печенье, а столько-то процентов людей с высоким доходом покупают зарубежные марки. И будете знать, что кроме вашего печенья на полках страны еще 1999 марок компаний-конкурентов. Поможет ли эта информация выработать эффективную стратегию бренда? Ответит ли на вопросы о рецептуре, упаковке, цене и объеме первой партии? Скорее всего, нет. Масштабные исследования обычно интересны гигантам рынка, после этого подобный материал перепродается сотни раз.

ЧЕК-ЛИСТ для заказчика брендинга

1)      Определите цели брендинга. Если вам нужен логотип на визитку, то лучше обратиться к дизайнерам. Брендинг же поможет ответить на сотни вопросов от «стоит ли вводить новый вкус йогурта в линейку?» до «почему я люблю этот товар».

2)      Простота брифа. Бриф для клиента не должен быть слишком объемным. Если в брифе вы вынуждены отвечать на те вопросы, ответы на которые собираетесь получить от брендинговой компании, то стоит задуматься о результатах. Многие агентства работают как психологи-консультанты, и 70% ответов получают уже из брифа, заполненного заказчиком. Подумайте, нужен ли вам такой исполнитель.

3)      Простота ценообразования. Оно должно быть прозрачным и понятным.

4)      Юридическая чистота компании. Ознакомьтесь со всей открытой документацией о компании. Выписки из ЕГРЮЛ, запросы подаваемой в налоговые органы бухгалтерской отчетности, попросите у компании Устав. Это поможет избежать многих проблем еще на этапе выбора компании.

Начать дискуссию

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах, ВЭД и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Как работать с машиночитаемой доверенностью

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Определять инвестиционную недвижимость надо по ФСБУ 6/2020 и МСФО 40

Электростанции, которые сдают в аренду – это не инвестиционная недвижимость.

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Ведение документооборота

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

Интересные материалы

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2