Ведение бизнеса

С риском для жизни

Шесть основных причин, по которым даже на успешную компанию, находящуюся на пике доходности, невозможно найти покупателя.

Шесть основных причин, по которым даже на успешную компанию, находящуюся на пике доходности, невозможно найти покупателя.

Стоимость бизнеса находится в обратной зависимости от присущих ему рисков. Многие риски закладываются в момент рождения компании, и если они не минимизируются с течением времени — покупатель на нее может и не найтись.

Цена бизнеса — это сложная производная действия множества факторов внешней и внутренней среды. К прямым рискам внешней среды относятся те, на которые среднестатистический владелец малой или средней компании никак не способен повлиять: это рыночные колебания цен, ужесточение государственного регулирования, повышение налогов, вступление в ВТО и проч. Часть внешних рисков предприниматель может снивелировать своими действиями — например, выбором места ведения бизнеса или заключением долгосрочного договора аренды.

Однако я хотел бы остановиться на внутренних рисках — тех, из‑за которых резко сужается круг потенциальных покупателей даже на успешную компанию, находящуюся на пике доходности. И подкрепить это примерами из личной брокерской практики.

Самый распространенный фактор риска — слишком сильная зависимость бизнеса от первого лица. Единоличный владелец вендинговой компании посвятил несколько лет жизни созданию сети автоматов по продаже контактных линз. В результате в активе имеются два сотрудника (сам предприниматель и бухгалтер), несколько десятков автоматов, триста тысяч рублей дохода в месяц и гордость за свое детище. В пассиве у владельца — полное отсутствие свободного времени и невероятно завышенная оценка стоимости компании, которая предполагает окупаемость в 11 лет1. Поиски покупателя на такую фирму можно даже не начинать. Фаната, подобного нынешнему владельцу, обнаружить вряд ли удастся. А любой нормальный предприниматель быстро подсчитает, что для управления таким бизнесом ему придется нанять пару менеджеров, зарплаты которых почти целиком «съедят» имеющуюся сейчас прибыль.

Опасность представляет собой и сильная зависимость от ключевого клиента или сотрудника. К примеру, транспортное предприятие процветает благодаря тому, что обслуживает крупную нефтедобывающую компанию. В одно прекрасное время «свой» топ-менеджер заказчика увольняется. Выручка транспортной компании падает в десять раз. Бывает и наоборот: из компании уходит ценный сотрудник, уводя завязанных на него ключевых клиентов. Особенно подвержен этому риску аудиторский, дистрибьюторский, рекламный бизнес. Практически непродаваемыми становятся небольшие медицинские и стоматологические практики, построенные по схеме «владелец — практикующий врач».

Отсутствие договора аренды или документов, необходимых для законного ведения бизнеса, встречается в моей практике настолько часто, что порой удивляешься, как некоторые компании вообще умудрились просуществовать все эти годы. При этом, имея в принципе не устраняемые проблемы с бизнесом, владельцы смело выставляют объекты на продажу. Например, небольшой издательский дом находится в здании, принадлежащем Московскому патриархату. Договор аренды заменяется некими «духовными скрепами» с сановным лицом, не проходящими по бухгалтерии. Подразумевается передача этих «скреп» вместе с бизнесом. Еще пример. В находящемся неподалеку от моего дома парке функционирует мебельный цех в незаконно возведенном ангаре. Санитарные и противопожарные службы даже рядом не пробегали. Гарантом стабильности служит «теневой» владелец, он же директор парка и местный депутат. Или вот — колбасный завод, в нарушение всех санитарных норм находящийся в непосредственной близости от школы. Корни опять-таки ищите в административном ресурсе нынешних владельцев.

Еще одна ситуация: есть пятилетний договор аренды, но его не регистрируют, поскольку арендодатели не могут подтвердить право собственности на здание, полученное в ходе «кривой» приватизации или рейдерского захвата. В любой момент арендные платежи могут быть признанными недействительными, а уплаченные суммы — незаконным уменьшением налогооблагаемой базы. Впрочем, и несколько одиннадцатимесячных договоров тоже могут быть признаны судом как длительный незарегистрированный договор.

«Духовные скрепы» с сановными лицами, административный ресурс, компетенции и фанатизм создателя бизнеса — увы, не продаются вместе с компанией. И это сильно ограничивает круг потенциальных покупателей

Совсем недавний случай: в небольшом цехе по производству полиэтиленовых пакетов, кроме стандартного игнорирования требований СЭС и пожарных, выявлены неразрешимые проблемы с основными средствами. Почти новое оборудование выступало залогом по кредиту, а потом арестовано по решению суда. Владелец «полюбовно» решил вопрос с приставами, в результате чего станки как будто бы «родились заново» — со сбитыми заводскими номерами. Хорошо, что потенциальный покупатель (мои клиенты) обнаружил это до принятия решения о покупке.

Вспоминаются случаи, когда конкурентным преимуществом бизнеса служит сомнительный нематериальный актив. Небольшие фармацевтические, биотехнологические, косметические, инжиниринговые предприятия, основанные бывшими руководителями государственных научно-исследовательских учреждений, смело и безвозмездно пользуются патентами, принадлежащими государству или коллективу ученых.

Когда-то я общался с умельцами, сумевшими в обход американских обладателей бренда скопировать и зарегистрировать торговую марку попкорна для микроволновой печи Pop Weaver. Им даже удалось наладить кое-какое производство, а на сбыт не хватило средств. Эти умельцы гордились, что смогли «ублажить» патентное ведомство и «объегорить» мирового производителя. Ну и где теперь их бизнес? Разве можно было его вообще продать? И с Роспатентом такие шутки уже не проходят. А как вам производитель чипсов «Дарис», похожих на всемирно известные чипсы Lay’s? Владелец имел заключение экспертизы о том, что какое-либо сходство отсутствует. Но может ли это успокоить будущего покупателя?

О риске, связанном с ведением двойной бухгалтерии, написано уже много. Наверное, это тот риск, с которым под силу справиться. Да, при выходе из «тени» снижается доходность. При этом риск тоже уменьшается, и эти два фактора практически компенсируют друг друга2. Зато повышается инвестиционная привлекательность бизнеса.

Все вышеперечисленное — истории предпринимателей, обратившихся за услугой по продаже бизнеса. В самых запущенных случаях мне приходилось отказываться от таких клиентов. Но порой минимизация выявленных рисков давала значительную прибавку в цене. И тут есть над чем задуматься.

_____________________

1. Банковский депозит на такую же сумму в надежном банке принесет несколько больший доход — притом с гораздо меньшим риском.

2. Доказано лично мной. При отказе от двойной бухгалтерии стоимость компании не изменяется совсем или снижается не более чем на 5%. Зато бизнес становится значительно более ликвидным.

Начать дискуссию