Бизнес-психология

Скрытые команды, встроенные в речь

Коммуникация — это всегда многоуровневый процесс. Одна и та же фраза может восприниматься по-разному на сознательном и бессознательном уровнях. Это происходит в том случае, если фраза содержит «встроенное» сообщение для бессознательного — часть фразы или слово, выделенное голосом или подчеркнутое жестом. Этот прием называется маркированием или выделением. Маркировать можно отдельные слова или словосочетания. Маркирование применимо в любом виде общения, а осуществляется оно тремя способами.

Коммуникация — это всегда многоуровневый процесс. Одна и та же фраза может восприниматься по-разному на сознательном и бессознательном уровнях. Это происходит в том случае, если фраза содержит «встроенное» сообщение для бессознательного — часть фразы или слово, выделенное голосом или подчеркнутое жестом. Этот прием называется маркированием или выделением. Маркировать можно отдельные слова или словосочетания. Маркирование применимо в любом виде общения, а осуществляется оно тремя способами.

Коммуникация — это всегда многоуровневый процесс. Известны вербальный и невербальный уровни общения. Они часто противоречат друг другу. На словах человек пытается передать один смысл, а его тело, интонации, жесты выдают совершенно другой. «Я очень люблю свою жену», — говорит мужчина, а его кулак при этом сжимается.

Существует и третий уровень коммуникации —уровень бессознательного восприятия. Это так называемый инстинктивный, или интуитивный, уровень восприятия. Одна и та же фраза может восприниматься по-разному на сознательном и бессознательном уровнях. Это происходит в том случае, если фраза содержит «встроенное» сообщение для бессознательного — часть фразы или слово, выделенное голосом или подчеркнутое жестом.

Например, фраза «Я когда-то знал человека, который действительно научился чувствовать себя хорошо даже в самых сложных ситуациях» на уровне сознания воспринимается как информация о человеке. Для бессознательного часть фразы, выделенная в тексте курсивом, а при произношении — понижением интонации голоса, является командой «чувствовать себя хорошо».

Этот прием называется маркированием (выделением). Маркировать можно отдельные слова или словосочетания. Маркирование применимо в любом виде общения. Целью маркирования является передача сообщения на бессознательном уровне восприятия.

Маркирование осуществляется тремя способами:

  1. интонацией;
  2. жестом;
  3. жестом и голосом одновременно.

С помощью устного маркирования можно решать, например, следующие задачи:

  • создание настроения и психологического состояния у слушателей;
  • создание бессознательного отношения к себе;
  • создание позитивного пространства между людьми.

Рассмотрим эти возможности подробнее.

1. Создание настроения и психологического состояния у слушателей. В отделении больницы, где практиковал Милтон Эриксон, работала медсестра, которая периодически страдала сильными приступами мигрени, длившимися по три часа. Она старалась в это время закрыться одна и «переспать» этот приступ.

Когда об этом узнал Милтон Эриксон, он попросил медсестру напечатать ему историю болезни под диктовку. К удивлению медсестры, головная боль через 10 минут прошла. Она взяла для себя экземпляр этой истории болезни, полагая, что в нем есть какая-то лечебная сила. Но сколько бы она ни перечитывала текст во время очередного приступа, это не помогало. Она решила, что все это было чистой случайностью.

Но когда в следующий раз Эриксон вновь попросил медсестру печатать под его диктовку, головная боль прошла за восемь минут. Тогда медсестра решила, что дело именно в восприятии на слух, и просила своих подруг читать ей текст. Но ничего не помогало. Она подумала, что главную роль сыграл особенный голос Милтона Эриксона, потому что каждый раз, когда она печатала под его диктовку, боль проходила все быстрее и быстрее, но никакие другие способы воспроизвести аналогичное действие не помогали.

Секрет скрывался не в особенном голосе Эриксона, а в том, что он этим голосом делал. Он выделял интонацией все слова в истории болезни, которые могли бы являться внушением для бессознательного на снятие боли. Это были такие слова и фразы, как: «Состояние пациента улучшилось», «Пациент начал чувствовать себя лучше», «Его мускулатура расслабилась», «Приступы прекратились», «Утверждает, что чувствует спокойствие и комфорт». Даже если этих слов нет в истории болезни, их можно всегда добавить.

Если вы свою речь будете наполнять позитивными словами, связанными с хорошим настроением и комфортным состоянием, и выделять их голосом, то они будут вызывать у ваших слушателей бессознательный отклик именно таким состоянием или настроением. Это такие слова, как «приятный», «комфортный», «удовольствие», «радость», «расслабленный», «спокойный», «тихий», «бодрый», «энергичный» и т. п. Вы сами можете продолжить этот список.

Произнесенные фразы могут быть взяты из совершенно разного контекста. Чем меньше этот контекст пересекается с основной темой разговора, тем лучше.

«Я получил настоящее удовольствие от просмотра этого фильма», «Мой партнер — человек очень энергичный и комфортный, с ним по-настоящему приятно работать».

У меня есть знакомый, человек довольно замкнутый и тихий. Даже когда он находится в компании, то любит, чтобы веселье протекало спокойно. Для этого он очень изящно использует маркирование. Если он видит или слышит расшумевшихся людей, то говорит им примерно такую фразу: «Люблю выпивать с десантниками, они даже когда выпьют, ведут себя тихо и спокойно». И окружающие буквально на глазах успокаиваются и стихают.

Как-то раз на семинаре я рассказала эту историю про маркирование перед самым перерывом на обед. Мы отправились обедать, а для этого надо было спуститься с шестого этажа на лифте. В лифте ехали четыре человека с семинара и одна незнакомая нам девушка. У этого лифта была одна особенность: между вторым и третьим этажом он немного «зависал», как будто застревал, но это длилось всего две-три секунды. Мы уже знали об этой его особенности. А незнакомая девушка начала по этому поводу сильно нервничать, громко возмущаться и пыталась нажимать на разные кнопки. Один из участников семинара, ни капельки не смутившись, сказал ей: «Девушка, этот лифт не застрял, просто он так едет — тихо, спокойно».

Основная хитрость маркирования — в двойном посыле. Для сознания мы создаем интересный контекст, а в него включаем команды-внушения для бессознательного. Именно поэтому содержание фразы не должно в точности повторять содержание команды-внушения. Если бы тот участник семинара сказал девушке такую фразу: «Девушка, успокойтесь, ведите себя тихо и спокойно», то это не было бы маркированием. Или если бы вы захотели взбодрить друга и сказали ему: «Что ж ты такой невеселый, давай взбодрись», это тоже не было бы маркированием, потому что эти фразы направлены только на один уровень восприятия. Информация, переданная на сознательный и бессознательный уровни, одинакова. В таком случае сознание имеет возможность критически проанализировать содержание и отказаться от него.

Если сознание увлечено содержанием фразы, не имеющей прямого отношения к содержанию маркирования, то оно не имеет возможность и необходимость сопротивляться бессознательной команде. «Я очень люблю пить чай « Бодрость». Я не знаю, становлюсь ли я после него особенно бодрым, но его вкус очень легкий иприятный».

2. Создание бессознательного отношения к себе. Когда вы общаетесь с человеком или аудиторией, то возможными целями этого общения могут быть:

  • привлечение к себе внимания;
  • провоцирование интереса;
  • создание о себе определенного впечатления.

Чтобы использовать маркирование для этих целей, необходимо вместе с изменением тональности делать жест рукой по направлению к себе. Например, фраза: «Я смотрел интересное кино». На слове « интересное» чуть-чуть меняете тональность, и вы делаете жест рукой по направлению к себе. При этом для сознательного восприятия вы сообщаете о кино, а для бессознательного «показываете», с кем связан интерес (т. е. с вами).

Какие слова можно маркировать для достижения перечисленных выше целей? Вот некоторые из них: «внимание», «интерес», «надежный», «уважать», «доверять» «солидный», «серьезный», «сексуальный», «добрый», «порядочный», «нравится», «верить» и т. п.

«Сейчас выпускают много надежной техники», «Мобильный телефон не является критерием солидности человека», «Некоторые очень успешные и серьезные люди выбирают для себя совершенно несолидные марки телефонов», «Можете ли вы вспомнить лицо человека, который вам нравится».

3. Создание позитивного пространства между людьми. Если вы хотите послать собеседнику на бессознательный уровень восприятия сообщение по поводу ваших с ним взаимоотношений (другими словами, внушение о том, какие отношения вы хотите с ним иметь), то для этого используйте третий вид маркирования.

Выбор используемых с этой целью слов, конечно, зависит от того, на какие отношения вы хотите «намекнуть», но в целом к этой группе слов относятся положительно окрашенные слова: «взаимовыгодный», «долгосрочный», «надежный», «проверенный временем», «удобный», «к взаимному удовольствию» и т. п.

Выделяйте эти слова небольшой паузой и жестом руки, соединяющим вашего партнера и вас. Если в переговорах участвуют несколько человек, то жест рукой может быть обводящим всех присутствующих, и вас в том числе.

«Магазинам выгодно иметь долгосрочные отношения с поставщиками», «Несмотря на то, что они предложили нам довольно выгодные условиясотрудничества, мы вынуждены были отказаться».

4. Маркирование целых фраз. Иногда можно маркировать целые фразы, если они целиком соответствуют той «команде», которую вы хотите дать человеку. Повторимся: содержание фразы не должно иметь к этому человеку прямого отношения. В таком случае эта фраза выделяется небольшими паузами в начале и конце интонацией, которую можно дополнить телодвижениями, например легким наклоном головы или поворотом чуть-чуть в сторону.

«Те люди, которые решили освоить в совершенстве прием маркирования, согласны со мной в том, что это один из самых изящных гипнотических приемов», «Самое главное правило при использовании гипнотических приемов — это чувствовать себя легко и комфортно».

Ниже перечислены важные правила маркирования.

  • Правило 1. Маркирование должно быть очень четким и дискретным. Жест или изменение тональности должны приходиться только на маркируемое слово, иначе смысл размывается. Для того чтобы это было проще сделать, делайте паузу перед маркируемым словом и после него.
  • Правило 2. Для того чтобы вы могли жестом выделять нужные вам слова, «посторонних» жестов практически не должно быть. Если же вы привыкли много жестикулировать, то ваши жесты-«внушения» останутся незамеченными.
  • Правило 3. Следует быть очень внимательными к негативным словам, чтобы их случайно не отмаркировать на себя или на другого человека. Если вы маркируете негатив на себя, то портите отношение к себе со стороны слушателей. Если маркируете на других, то человек может совершенно неосознанно воспринять это как агрессию с вашей стороны.

Конечно, бывают ситуации, когда негативное маркирование может принести пользу, например, если вам надо специально создать о чем-то или о ком-то негативное впечатление.

Однажды на переговорах с владельцем компании, который проводил тендер и рассматривал несколько предложений, мы применили этот прием. На столе перед ним лежали две стопки с документами: одна с нашим предложением, а вторая с предложениями наших конкурентов. В ходе переговоров мы все положительные слова маркировали на нашу папку, а все негативные — на папку конкурентов. По окончании беседы он взял вторую папку и закинул (да-да, буквально закинул!) куда-то под стол.

  • Правило 4. Не надо маркировать очевидные вещи, которые не содержат многоуровневой информации. Например, часто человек маркирует слово «я», показывая жестом на себя. Даже если вы не сделаете жест в свою сторону при произнесении слова «я», слушатели все равно поймут, о ком идет речь. Гораздо интереснее, говоря «я», показывать на кого-то другого. Также излишне маркировать слова с конкретным значением, например «стул», «доска», «чайник».
  • Правило 5. Грамматическая форма слова (род, падеж, число существительных и прилагательных, залог, лицо и время глагола) не столь важны с точки зрения бессознательного восприятия. Люди бессознательно все воспринимают на свой счет. Даже если вы скажете фразу: «Дети по-настоящему радовались приходу зимы», это будет воспринято вашим слушателем как сигналрадоваться.

Для закрепления этого материала приведем два отрывка. Первый — небольшой фрагмент предвыборной речи маститого политического деятеля нашей страны. Может быть, по стилю фрагмента вы догадаетесь, о ком идет речь. Набранные прямым шрифтом слова выделялись в речи голосом и рубящим жестом рукой по столу.

"За последние годы в нашей стране вырос класс серьезных бизнесменов, которые платят своим сотрудникам солидную, достойную зарплату.По многим показателям жизнь в стране изменилась в качественно лучшую сторону. Мы будем продолжать движение к развитию и процветанию. И для этого нам надо объединять наши усилия, потому что для того, чтобы быть сильными, мы должны быть едиными."

Второй отрывок — тренировочный фрагмент, без особого смысла, специально наполненный позитивными словами. Часть из этих слов можно маркировать просто голосом, часть — жестом в направлении к себе, а часть — связующим жестом, обращенным к вам и слушателям. Рассматривайте этот фрагмент как текст для вашей тренировки. Если вы научитесь произносить его так, чтобы интонация и жесты слушались вас легко и комфортно, значит, вы освоили прием маркирования.

"Дорогие друзья. Сегодня очень приятный вечер. В такой вечер обычно хочется отдыхать и наслаждаться чудесным обществом, милой обстановкой и теплой, дружеской беседой.

Все мы с большим вниманием следим за развитием событий в нашем регионе. Похоже, что они волнуют каждого заинтересованного человека. То, как решаются эти вопросы, вызывает доверие. Мои источники информации, проверенные временем, сообщили, что этим занимаются серьезные люди и все будет сделано качественно, надежно и вовремя."

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Таможенные платежи будет администрировать искусственный интеллект

Автоматизация позволяет ФТС быстрее проверять происхождение и классификацию товаров. В этом году ведомство выстроит таможенный и налоговый режим для товаров электронной коммерции.

Мы меняем правила игры! Подписка Клерк.Премиум на год теперь доступна каждому бухгалтеру

Мы знаем, что доступ к самой свежей информации, актуальным шаблонам, понятным разборам новых законопроектов и помощи экспертов — для бухгалтера необходимость, а не роскошь. Именно поэтому мы снизили цену на годовую подписку до 6 000 рублей. Это самая честная цена на рынке — без лишних сервисов и накруток.

СУД и ЭДО

Всё чаще мы отказываемся от бумажных документов, подписей, печатей и используем с контрагентами электронный документооборот. Но на что нужно обратить внимание? Как в случае спора доказать, что контрагент получил товар и подписал документ по ЭДО?

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтерия против хаоса: как RPA+ИИ помогает упорядочить поток документов

В этой статье вы узнаете, как RPA и искусственный интеллект помогают оптимизировать работу бухгалтерии и снизить нагрузку на сотрудников.

Бухгалтерия против хаоса: как RPA+ИИ помогает упорядочить поток документов
Кадры

Сколько платит работодатель за сотрудника — расходы компании на работника

Из чего складываются реальные расходы на сотрудника? Помимо стандартных расходов в виде зарплаты и налогов (НДФЛ и страховые взносы), есть также скрытые затраты — от кадрового делопроизводства до обучения и снабжения персонала. Рассмотрим, как можно оптимизировать расходы компании, не теряя в эффективности.

Сколько платит работодатель за сотрудника — расходы компании на работника
3
Маркетинг

Ребрышки и круассаны хотят убрать из списка социально значимых продуктов

Перечень значимых продуктов, цены на которые может контролировать государство, не обновляли с 2010 года.

Заполнение приложения 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Добрый день. ООО на ОСНО получило убыток по результатам работы за 2023 год. Сумма убытка отразилась в том числе в приложении 4 к листу 02 Декларации по налогу на...

Читать полностью

Эксперт:

Екатерина Дьяченко

Екатерина Дьяченко
Эксперт

Здравствуйте!

По Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль Приложение 4 к листу 02 включается в состав деклараций за год и за 1 квартал...

Читать полностью

⏳ Не забудьте сдать ЕНП-уведомление и декларации

Завтра – очередной срок сдачи отчетности.

Топовые онлайн-курсы «Клерка» по классным ценам от 4200 руб. Учитесь сейчас — платите потом!

Новая акция на «Клерке»! До 26 марта вы можете купить топовый курс по бухучету маркетплейсов и другие онлайн-курсы за 4 200 рублей. Нет времени ждать зарплату — предложение ограничено по времени! Платите частями, долями или в сплит, чтобы начать учиться уже сегодня.

Топовые онлайн-курсы «Клерка» по классным ценам от 4200 руб. Учитесь сейчас — платите потом!
НДС

При получении бюджетных средств у компании нет права на вычеты НДС с расходов, оплаченных за счет бюджета

К такому вывод пришел АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 27.12.2024 № А18-1369/2023.

НДС на УСН

Специалист объяснил, как в 1С настроить работу с НДС на УСН. Смотрите видео!

Настройте работу с НДС на УСН в 1С: Предприятие 8.3, чтобы учет был без ошибок.

Банки

У банкоматов проблемы с приемом пятитысячных купюр

Устройства для приема денег работают на зарубежном программном обеспечение, которое не обновилось после ухода производителей с рынка. Поэтому некоторые банкоматы не научились распознавать новые банкноты.

Увольнение

Так ли безопасно для работодателя увольнение по соглашению сторон

Расторжение трудового договора по соглашению сторон перестало быть самым мирным способом увольнения: суды все чаще встают на сторону работника.

Если работодатель игнорирует медзаключение сотрудника: Роструд дал инструкцию, как действовать

При отказе в переводе на другую должность по состоянию здоровья работники могут следовать четкому алгоритму, включающему обращение в контролирующие органы.

Деловая цель: зачем она нужна и почему без нее налоговая сломает вашу схему

Оптимизация налогов — штука хорошая, но только если она сделана законно. А законность налоговики теперь оценивают не по отдельным документам, а по общей логике бизнеса. Если ваши схемы созданы исключительно ради экономии налогов — ждите доначислений, штрафов и проблем.

Деловая цель: зачем она нужна и почему без нее налоговая сломает вашу схему

ЦБ хочет в корне пересмотреть критерии для квалифицированных инвесторов

23 мая 2025 года могут начать действовать новые критерии для присвоения статуса квалифицированных инвесторов. Будут смотреть не только на доходы, но и на образование в сфере экономики и финансов.

🏛️ Итоги заседания ЦБ: «Решаем сами, но с правительством на связи». Что еще смешного и не смешного сказала Набиуллина? Когда ждать снижения?

Впервые за долгое время регулятор говорит о возможном смягчении. Когда ставка пойдёт вниз, и почему апрель уже не вариант?

🏛️ Итоги заседания ЦБ: «Решаем сами, но с правительством на связи». Что еще смешного и не смешного сказала Набиуллина? Когда ждать снижения?

💥Обзор новостей: аллергиков отправят в отпуск, блогеров пропишут в ОКВЭД, должникам за ЖКУ сохранили льготы до 1 января 2027 года

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Самозанятые

Аванс, возвратный чек и налоговая: как я чуть не запуталась в своих же статьях

Представьте: вы пишете статьи про налоги, знаете все тонкости законодательства, но вдруг оказываетесь в ситуации, которая ставит вас в тупик. Заказчик переплатил за работу, а вы теперь ломаете голову: как оформить переплату, нужно ли выписывать возвратный чек и что делать, чтобы налоговая не задала лишних вопросов?

Трудовое право

Имеет ли право работодатель менять график сменности?

Государственная инспекция труда в Томской области разъясняет: имеет ли право работодатель менять график сменности?

Интересные материалы

Крупный бизнес считает, что налоговый мониторинг станет обязательным

Компании на подключение к налоговому мониторингу уже потратили порядка 6 млрд рублей, а к 2030 году рынок может вырасти в четыре раза.