Экономика России

Социалка: модно или выгодно?

Социальная сфера в России всегда была в поле зрения российских и иностранных инвесторов. В 2000-е годы поток инвестиций в «социалку» резко возрос. Сначала, в «нулевые» годы наращивать бюджетное финансирование социальной сферы государству позволяли нефтяные сверхдоходы.

Социальная сфера в России всегда была в поле зрения российских и иностранных инвесторов. В 2000-е годы поток инвестиций в «социалку» резко возрос. Сначала, в «нулевые» годы наращивать бюджетное финансирование социальной сферы государству позволяли нефтяные сверхдоходы. В новом десятилетии бюджетный дефицит вынуждает власти принимать серьезные меры по повышению их эффективности.

Но не только государство стало выделять больше средств на «социалку», в экономически развитых регионах и крупных городах к настоящему времени сформировался устойчивый платежеспособный спрос на качественные услуги, и эти предпосылки открывают широкие перспективы в социальной сфере для бизнеса.

Кадры по-прежнему решают всё

В советское время практически каждое предприятие было обременено какой-либо социальной нагрузкой (столовые, детские сады, дворцы спорта, объекты ЖКХ и т.д.). С переходом экономики на «рыночные рельсы» подобная система перестала быть жизнеспособной – от содержания социальных объектов компании стали отказываться. Но на смену «вынужденной» социальной ответственности в условиях рынка начала приходить ответственность добровольная.

Во-первых, это внутренние инвестиции в человеческий капитал фирмы. Нобелевский лауреат 1992 года Гэрри Беккер доказал, что затраты на обучение сотрудников окупаются с рентабельностью 12-14%. Его последователи считают, что это касается не только обучения, но и вообще всего, что можно условно назвать «социальный пакет организации» - от комфортных условий труда до ДМС и регулярных тимбилдингов.

Выгода, которую получает компания, тратя ресурсы на формирование социального пакета, хоть и не всегда выражается в конкретном финансовом виде, но очевидна. Она достигается за счет привлечения работников более высокого профессионального уровня.

Ежегодно в России составляются рейтинги лучших работодателей, одним из критериев которых является объем социального пакета, предоставляемого работникам. Попадание в этот рейтинг и, тем более, лидирующие позиции в нем, влияют на узнаваемость бренда компании и на его стоимость. Особенно актуально это для публичных компаний, акции которых торгуются на бирже.

Инвестиции в человеческий капитал – не всегда большие затраты. Во-первых, существует масса условно бесплатных способов повысить производительность труда в компании – это «хорошо забытое старое» (доски почета, поздравления сотрудников со знаменательными датами и т.д.). Во-вторых, значительную часть затрат, скажем, на покупку полисов ДМС для сотрудников работодатель может вернуть за счет уменьшения налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль.

Благотворительность – для души и для дела

Говоря об участии бизнеса в социальном обеспечении, не стоит забывать благотворительность. Бизнес понимает ее важность: не заниматься ею для крупных компаний стало попросту неприлично. И дело тут, конечно, не только в пристойностях – благотворительность давно стала частью маркетинговой стратегии любой крупной компании, а отсутствие благотворительных программ для крупной компании – это гарантированные репутационные потери.

Но неверно было бы утверждать, что вся благотворительность бизнеса направлена только на продвижение компаний. Бизнесмены – тоже люди и тоже делают что-то от души и для души. Однако если благотворительность становится публичной, то – по воле предпринимателя или нет – она превращается в маркетинговый инструмент.

В России в благотворительности участвует порядка 70% коммерческих организаций (в США и Европе, соответственно, 98% и 96%), а в каждой второй крупной фирме предусмотрен бюджет, составляющий от 11% до 17% чистой прибыли. Для крупных российских компаний характерно также создание собственных благотворительных фондов.

По результатам благотворительной деятельности в России публикуется рэнкинг «Лидеры корпоративной благотворительности». Впрочем, далеко не все компании стремятся в нем участвовать: из первых 100 крупнейших российских компаний (рейтинг «Эксперт-400») лишь 12 присутствуют в этом списке. Как нам представляется, это связано не столько с нежеланием «пиариться на добрых делах», сколько с тем, что основной аудиторией благотворительности таких компаний является все же не общество, а органы власти. Ведь успех компании в России очень часто в большей степени зависит от благосклонности чиновников, чем от рыночных факторов.

Например, в списке лидеров в рэнкинге 2012 года присутствуют далеко не все нефтегазодобывающие и транспортирующие компании (в частности, нет «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти»), из «большой четверки» сотовых операторов там есть только МТС, из крупных ритейлеров – только X5 Retail Group.

Рэнк, компания, объем расходов (млн руб.):

1. АФК «Система», 2600

2. Катрэн, 15

3. Трансаэро, 31

4. Сахалин энерджи инвестментс кампани, 60

5. Трубная металлургическая компания, 516

6. Русал, 341

7. Холсим (Рус), 22

8. УК «Петропавловск», 96

9. Уралсиб, 1076

10. Салым петролеум девелопмент Н.В. (СПД), 90

Всего: 52 11800

Источник: Лидеры корпоративной благотворительности 2012

Также заметен очевидный перевес в сторону компаний с участием иностранного капитала. Это понятно, ведь в России рыночная экономика существует чуть более 20 лет, по сравнению с развитыми западными странами это очень мало. В западных компаниях стандарты корпоративной социальной ответственности традиционно выше, поэтому и в списках лучших работодателей, и в списках лидеров корпоративной благотворительности они преобладают. Похожая ситуация с инвестициями в социальную инфраструктуру: практически любой подобный проект реализуется с привлечением иностранного партнера, так как в развитых странах Запада «социалка» уже давно превратилась в сложный, но высокодоходный рынок. Россия пока только в начале этого пути, но первые шаги верны и уверенны.

Начать дискуссию