Ведение бизнеса

Английская проверка на русский манер

В последнее время всё чаще и чаще в лексике современных предпринимателей встречается новое понятие due diligence. Сам термин пришел в российскую юридическую практику из английской системы и означает разного рода проверки объекта покупки/продажи (бизнеса, компании, недвижимости).

В последнее время всё чаще и чаще в лексике современных предпринимателей встречается новое понятие due diligence. Сам термин пришел в российскую юридическую практику из английской системы и означает разного рода проверки объекта покупки/продажи (бизнеса, компании, недвижимости).

Due diligence (сокращенно Дью-Дил) обычно проводится финансовыми консультантами, аудиторами, или, собственно, юристами. Цель due diligence – сформировать объективное представление о предмете проверки и возможном совершении в отношении него определенных сделок. В данной статье попытаемся открыть завесу над некоторыми «хитростями» процесса в частности юридического due diligence.

Процесс кажется достаточно сложным, и, безусловно, специалистам интересно поддерживать представление о due diligence как о непростой процедуре, тем более что чаще всего термин употребляется в связи с крупными сделками. На текущий момент сложилось впечатление, что due diligence – это нашествию массы людей в костюмах, которые на каждом шагу будут видеть разного риски чуть ли не вселенского масштаба. Кроме того, процесс должен сопровождаться запросами  многостраничных списков документов, которые им необходимы для целей проведения due diligence.

Предлагаю изначально упростить сам термин due diligence: заменить его на русское, всем понятное слово, «проверка» и расписать процедуру проведения поэтапно.

Специалистами в ходе любого due diligence должны быть даны ответы на следующие вопросы:

  1. Принадлежит ли рассматриваемый объект лицу, которое заявляет о наличии у него права распорядиться им
  2. Существуют ли какие-нибудь ограничения или обременения в отношении рассматриваемого объекта. Если да – то в какой степени они могут затруднить планируемую сделку
  3. Имеются ли какие-либо процедуры, которые должны быть проведены, чтобы совершить планируемую сделку, как со стороны покупателя, так и со стороны продавца

Если упростить, по итогам процесса due diligence должно подтвердиться (или быть опровергнутым) право собственности. Кроме того, юристы должны дать ответы на вопросы, что за объект предлагается для будущей сделки и в каком состоянии он находится.

Цели проведения due diligence зависят от того, с чьей стороны смотреть: собственника объекта или заказчика. Отталкиваясь от юридической практики подготовки компаний к проведению разного рода проверок, со стороны проверяемого due diligence даст возможность ему должным образом провести подготовку документации:

  1. Проверить право собственности, документы подтверждающие право собственности либо описывающие объект собственности, историю его приобретения;
  2. Подробно изучить сделки, имевшие место в отношении рассматриваемого объекта;
  3. Изучить и проверить разного рода документацию (корпоративные документы, регулирующие вопросы принятия решений о совершении сделок, документы, свидетельствующие о должном назначении лиц, принимающих соответствующие решения)

Подобная элементарная классификация позволяет:

  1. Устранить самостоятельно все недостающие пробелы в документах и избежать таким образом того, что такой пробел будет указан в отчете, представленном другой стороне, как фактор любого рода риска;
  2. Пройти проверку быстро, что в свою очередь является залогом к скорому и беспроблемному получению денег для продавца.

Потенциальному заказчику due diligence дает понимание о сложности,  продолжительности, а соответственно и стоимости процесса, если к нему намереваются привлечь сторонних консультантов.      

Что касается стоимость due diligence в практике всякого рода консультантов цена, назначаемая за проверку более крупного объекта выше, чем за проверку более мелкого объекта. В действительности зависимость должна быть обратной.

Конечно, можно найти аргументы в пользу того, что процедура due diligence должна охватывать как можно большее количество вопросов, и, безусловно, что приведенные выше вопросы могут быть дополнены. Но не стоит забывать, что любая проверка должна все-таки быть оправдана, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения временных затрат. Юридическая практика показывает, что, несмотря на то, что нет пределов совершенству, ответы на указанные выше вопросы покрывают порядка 98% всех действительно имеющих значение рисков.

Безусловно, существуют такие сделки и  такие объекты, когда самая широкая проверка будет полностью оправданна. Однако в этом и заключается мастерство лица, которое должно провести соответствующую проверку – сопоставить экономическую суть с формой сделки, и соответственно, правильно определить объем проверки и специфические вопросы, требующие внимания при ее проведении.

Начать дискуссию

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

Интересные материалы

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.