Очередное уголовное дело, связанное с разглашением коммерческой тайны, закончилось обвинительным приговором и осуждением инсайдера.
Материалов дела в открытом доступе найти не удалось, поэтому излагать свое видение ситуации буду на основе публикаций на официальном сайте ГУ МВД по г. Москве (см. ссылку выше) и статьи в газете «Коммерсант», а также изысканий наших аналитиков на сетевых судебных ресурсах.
В деле есть все классические признаки детектива – «крот» в стане обладателей охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, иностранцы, покушающиеся на самое святое – секреты российской компании, бдительная служба безопасности, дотошные следователи двух ведомств, завязка, кульминация и развязка.
В России, скажем честно, не так много компаний, конкурентоспособных на мировом рынке. Одна из них – «Фосагро», ведущий мировой производитель фосфорсодержащих удобрений, фосфатного сырья, в том числе – кормовых фосфатов.
Раз на мировом рынке – значит, у нее есть то, что интересно участникам рынка. В том числе партнерам и покупателям, и не только нашим. Ничего личного, только бизнес.
Каким образом подружились Т., бывший работник отдела продаж «Фосагро», и московское представительство швейцарской дочки транснациональной компании Transammonia, имеющей филиалы по всему миру, неизвестно, да и неважно. Скорее всего, первые контакты были чисто деловыми: задача одного – продавать, цель других – покупать и перепродавать.
Дружба «крота» и новых друзей крепла. Оставшись «за начальника», Т. получил доступ к его почтовому ящику и перенастроил его адресацию. Теперь все приходящее руководителю попадало и подчиненному, уже вахту сдавшему. А уж он, как сообщается в пресс-релизе московской полиции, сведения «об объёмах производства кормовых фосфатов, условия их продажи, ценах, взаимоотношениях с клиентами» передавал партнерам-покупателям. История обычная. В некогда нашумевшем аналогичном деле менеджера по продажам «Северстали» фабула была абсолютно та же. Знание внутренней кухни продавца очень способствует улучшению позиции покупателя на переговорах.
Служба безопасности «Фосагро» активность своего работника обнаружила, руководство компании обратилось в Службу экономической безопасности ФСБ, которая в ходе доследственной проверки подтвердила самые худшие опасения. Работника-«крота» по ст.81 ТК РФ уволили, а за дело взялось Главное следственное управление ГУ МВД России по г. Москве, возбудившее уголовное дело по частям первой и второй ст.183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну». Вторая часть статьи используется, видимо, потому, что доказательств получения Т. вознаграждения за передачу сведений в ходе следствия не получено.
Первый раз я сталкиваюсь со случаем, когда подозреваемому одновременно вменяется первая часть этой статьи – собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, или иным незаконным способом, и вторая – незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Но по характеру деяний это логично – Т. не только передавал ставшие ему известные секреты, но и нелегально добывал их из почтового ящика своего непосредственного начальника.
Попытка Т. оспорить увольнение в суде закончилась неудачей. Гагаринский суд г. Москвы, куда он обратился с иском, перенаправил дело в Петроградский суд Санкт-Петербурга по месту государственной регистрации работодателя, который на предварительном судебном заседании иск отклонил в связи с пропуском истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. 20 февраля 2013 года решение суда вступило в законную силу.
А 21 января 2013 года ГСУ ГУ МВД по г. Москве предъявило Т. обвинение в совершении преступления, в феврале прокуратура утвердила обвинительное заключение, дело ушло в тот же Гагаринский суд Москвы, куда подозреваемый ранее обращался с гражданским иском. И второе дело для него также оказалось неудачным - суд признал подсудимого виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.183 УК РФ, и приговорил его к одному году и девяти месяцам исправительных работ.
Приговор обжалуется в апелляционной инстанции Мосгорсуда, однако, в случае его вступления в законную силу, не исключен еще один гражданский иск, теперь уже со стороны «Фосагро». В материалах уголовного дела присутствуют данные о нанесении ущерба в размере 2 миллионов долларов.
А ст.1472 Гражданского кодекса сурова: «Нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства..., обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом».
Интересную позицию высказал адвокат обвиняемого: «В любом случае он не отдавал себе отчет в том, что передача информации является уголовно наказуемым деянием». Однако, даже если это и так, то, как известно, основанием для освобождения от уголовной ответственности быть не может.
У современного детектива, как принято, появилась и боковая линия.
Некий московский интернет-ресурс (а вот здесь ссылку давать не буду, рекламировать его совсем не хочу) в лучших традициях российской конспирологии переименовал работника отдела продаж в топ-менеджера компании, несколько раз передернул опубликованную информацию и высказал предположение, что Т. был умышленно подставлен, чтобы скрыть работу владельца компании на американский империализм.
Поистине, в интернете есть все. И отделять информацию от дезинформации все труднее и труднее. Немного не договорить, немного придумать, немного предположить. И вот отражение в зеркале перестало походить на оригинал. Век «вчера по телевизору сказали» безвозвратно ушел.
Начать дискуссию