Малый и средний бизнес

Крил Прайс: Пять решений, помогающих загубить стартап

Не перестаю удивляться тому, как стартаперы с самого начала обрекают свой бизнес на неудачу. Cуществуют пять факторов, создающих то, что можно назвать «совершенным стартап-штормом». Это сочетание ошибок делает выживание стартапа почти невозможным. Вы можете избежать ошибочных решений, которые к нему приводят.

Не перестаю удивляться тому, как стартаперы с самого начала обрекают свой бизнес на неудачу. Cуществуют пять факторов, создающих то, что можно назвать «совершенным стартап-штормом». Это сочетание ошибок делает выживание стартапа почти невозможным. Вы можете избежать ошибочных решений, которые к нему приводят.

Вот пять решений, создающих «совершенный стартап-шторм»:

1. Заняться бизнесом, не имея никакого опыта предпринимательской деятельности.

2. Запустить стартап в отрасли, в которой вы никого прежде не работали.

3. Предложить продукт или услугу, в которые до начала продаж придется вкладывать значительные суммы.

4. Предложить продукт или услугу, для которых не существует рынка.

5. Запустить бизнес, которому для достижения рентабельности потребуется большое число клиентов.

С парой таких факторов вам обязательно придется столкнуться. В действительности, они-то и делают бизнес настолько сложным и волнующим занятием. Однако чем больше подобных решений вы принимаете, тем с большей вероятностью обрекаете свой стартап на верную смерть.

Представьте, что вы на один день превратились в бизнес-ангела. Какому из двух проектов вы отдадите свои бесценные инвестиции?

Стартап Х создан собственником-новичком. Он 15 лет был топ-менеджером в крупном банке, а теперь планирует запустить социальную сеть, связывающую владельцев коммерческой недвижимости с художниками, которые могли бы использовать помещения, еще не сданные в аренду. Он не работал ни с недвижимостью, ни с технологиями, зато уже десять лет коллекционирует предметы искусства. На создание сайта требуется $100 тыс., зарабатывать стартапер планирует, продавая на нем рекламу. При нынешней стоимости клика проект окупится после того, как сайт будут посещать 80 тыс. человек в месяц.

Стартап Y основан бизнес-леди, до этого создавшей онлайн-магазин одежды. Магазин добился значительного объема продаж, но потом уступил свою долю рынка более проворному конкуренту с более дешевой продукцией – и обанкротился. Она планирует запустить сайт, продающий под заказ и с предоплатой вечерние платья от знакомого вьетнамского поставщика. Собственно сайт у нее уже есть, но требуется $100 тыс., чтобы в течение года обеспечивать продажи и маркетинг. Магазин выйдет в ноль после того, как клиенты будут заказывать хотя бы 50 платьев в месяц.

В качестве инвестора я, в первую очередь, должен быстро давать стартапам отрицательный ответ. И стартапу Х я бы сразу отказал в инвестициях, ведь в его описании присутствуют все пять факторов, создающих «совершенный стартап-шторм».

Стартап Y, напротив, не имеет ни одного из этих недостатков, поэтому его стоит допустить к следующему этапу конкурса, хотя его хозяйка и потерпела неудачу со своим первым проектом. На этом этапе я бы уже тратил время на то, чтобы изучить рынок и конкурентов, оценить устойчивость бизнес-модели, способности предпринимателя и команды.

Если ваш бизнес столкнулся с некоторыми из факторов «стартап-шторма», расстраиваться не стоит. Попытайтесь нейтрализовать их с помощью следующих тактик:

1. Попробуйте себя в малом бизнесе, чтобы набраться опыта, или используйте проверенную бизнес-модель, купив франшизу.

2. Получите представление о выбранной отрасли, поработав в ней, или найдите партнера, который хорошо ее знает.

3. Избежать крупных начальных инвестиций можно, если запустить продукт или услугу, которую можно немедленно продать, чтобы получить одобрение и отзывы потребителей.

4. Создайте для уже существующего рынка продукт, который по сравнению с предложениями конкурентов будет лучше, дешевле, быстрее, проще, дефицитнее или важнее.

5. Для своевременного достижения окупаемости думайте в первую очередь об услугах и продажах, а не о продуктах и маркетинге.

Резюме: предприниматель-новичок часто должен сделать шаг назад прежде, чем продвигать свою идеальную бизнес-модель. Оптимизм важен, но стоит прислушаться к прогнозу погоды, чтобы, выйдя из дома, не попасть в «совершенный стартап-шторм».

Автор – Крил Прайс, серийный предприниматель, создатель движения Entreprenaissance

Начать дискуссию