Очередной интересный перевод Евгения Бартова - статья Линды Мастхайлер «Privacy Double Standard: You Can Track Online But Not On Foot» натолкнул на ряд мыслей. Если коротко, суть статьи в том, что покупатели интернет-магазинов уже фактически смирились с отслеживанием их деятельности в сети и на конкретном сайте в частности, однако когда аналогичные действия пытаются выполнить владельцы обычных магазинов с полками и тележками, это вызывает резкое неприятие. Фиксация местоположения покупателя и времени нахождения рядом с каким-либо товаром (с использованием Wi-Fi) и реакции на этот товар (мимика лица, фиксируемая веб-камерой и анализируемая специальной программой) большинством граждан расценивается как недопустимое вмешательство в частную жизнь.
При этом факт ведения видеосъемки в общественных местах – на улицах, в магазинах, в метро, в банках или на территории предприятий давно никаких отрицательных эмоций не вызывают. В этом отношении примечательна много раз обсуждавшаяся ст.152.1 ГК РФ: «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи ...) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда ... изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения...». Никаких ограничений на использование результатов видеосъемки без их обнародования здесь не просматривается.
Но речь в данном случае не об этом. Возмущение сходит на нет, если только что резко осуждавшееся «вмешательство в частную жизнь» сопровождается выдачей «печеньки». Дама, о которой упоминается в этой же статье, заявила, что «она была бы счастлива, если бы на ее телефон сразу приходил соответствующий скидочный купон“. Т.е. задержался у витрины, вскинул бровями – и тут же скидка. Тем более, что технологии слежения развиваются быстро, и куда-то же их применять все равно надо.
Вот, например, англичане придумали “умные урны» RENEW ORB, фиксирующие и отслеживающие MAC-адреса мобильных устройств прохожих и вовсю их тестируют на улицах Лондона. А в московском метро появятся датчики, которые позволят следить за пассажирами при помощи считывания информации с SIM-карт, установленных в их мобильных телефонах, и станут частью интеллектуальной системы безопасности. В новосибирском метро решили пойти дальше и установить на станциях видеосистему, которая позволит распознавать лица людей из баз данных, например, находящихся в розыске. Слово «например» в этом сообщении для меня ключевое. Сразу вспоминается Отец Кабани из бессмертного «Трудно быть богом» братьев Стругацких: «Колючки от волков?! Это я, дурак, — от волков... Рудники, рудники оплетать этими колючками... Чтобы не бегали с рудников государственные преступники». Но как только появляется «печенька», все это может перестать иметь значение.
По данным, полученным в ходе исследования компанией Infosys, потребители готовы делиться своими персональными данными, если получат в обмен понятные и прозрачные преимущества. Легче всего персональные данные своих потребителей получить докторам, банкирам и продавцам – 90%, 76% и 70% пользователей соответственно готовы предоставить дополнительную информацию, если это поможет им получить что-то взамен. Авторы публикации называют это «очень хорошим звоночком для всех компаний, которые тратят гигантские деньги на сбор и анализ данных о своих клиентах» и идут еще дальше, высказывая мысль, что 78% потребителей мечтают о том, чтобы реклама была должным образом таргетирована. Сделаем скидку на возможного заказчика исследования, но все равно...
А вот и результат подобных выводов. Крупнейший американский оператор связи - компания AT&T объявила, что начнёт, подобно Verizon, Facebook и другим своим конкурентам (всем можно, а нам нельзя?), использовать данные пользователей в маркетинговых целях. В ближайшие недели компания планирует изменить политику приватности: она начнёт направлять пользователям рекламу, основываясь не только на том, какие приложения они используют, но и где, согласно данным GPS, они находятся. Как отказаться от такого сервиса, компания не сообщила.
Но я не думаю, что желающих отказаться или пожаловаться будет много. Особенно, если вместе с сообщением о ближайшем кинотеатре придет и скидочка процентов на 10 на билет. В таких условиях очень важно оставить пользователю возможность быстро и просто отказаться от подобного рода сервисов.
Начать дискуссию