Менеджмент

Выработка и успешная реализация стратегии изменений

Планировать перемены куда легче, чем реализовать их на практике. Руководителю принадлежит решающая роль при проведении изменений в организации. Социальные настроения в любой организации таковы, что они изначально вступают в противоречие с любыми переменами и преобразованиями. Изменения не являются самоцелью. В любой организации есть две структуры: одна — на бумаге, а другая состоит из сложной системы взаимоотношений. Хороший руководитель понимает это.

Планировать перемены куда легче, чем реализовать их на практике. Руководителю принадлежит решающая роль при проведении изменений в организации. Социальные настроения в любой организации таковы, что они изначально вступают в противоречие с любыми переменами и преобразованиями. Изменения не являются самоцелью. В любой организации есть две структуры: одна — на бумаге, а другая состоит из сложной системы взаимоотношений. Хороший руководитель понимает это.

Если организация стремится сохранить темпы производства и быть конкурентоспособной, она не сможет избежать изменений. Стратегия изменений должна:

  • содержать цели изменения в структуре и культуре;
  • обеспечивать способ достижения этих изменений.

Классическими являются следующие четыре стратегии изменений:

  • Стратегия силы (принуждения)предусматривает использование управляющим своего служебного положения с целью принуждения служащих воспринимать изменения. Она использует зависимость служащих и резкое ограничение прав лиц, которые оказывают сопротивление, на самоопределение или автономию.
  • Эмпирическая (рациональная) стратегия использует разумные аргументы в целях убеждения служащих в полезности изменения, апеллирования к их здравому смыслу. Эта стратегия нацелена на убеждение людей адаптировать свои мнения подчеркивая рациональность и логичность изменений, а также формируя новые позитивные мнения относительно данного изменения.
  • Нормативная (перевоспитательная) стратегия апеллирует к понятиям о нормах и ценностях, существующих у служащих. При этой стратегии стараются изменить существующие ценности, нормы и поведенческие тенденции с целью возникновения новых точек зрения и поведенческих форм, поддающихся изменению. Эта стратегия апеллирует к личности служащего и его самоуважению. Предметом рассмотрения здесь является индивидуальность служащего.
  • Фасилитативная стратегия предусматривает создание условий с целью вызвать и осуществить изменение посредством материальных и других возможностей. Служащим обещают вознаграждения, если они поддержат изменения. Эта стратегия апеллирует к соображениям работников об издержках и выгодах: поддерживая изменения, работник будет извлекать выгоду.

Кроме того, известен комбинированный подход, при котором выделяют следующие три типа стратегии:

  1. стратегия специалистов;
  2. стратегия обучения;
  3. стратегия совместной деятельности.

1. Стратегия специалистов предусматривает приглашение в организацию внешнего специалиста, которому и дают задание спланировать изменения. После этого оценивают предложения специалиста и затем начинают процесс осуществления изменений. Стратегия специалистов особенно эффективна при разрешении технических проблем и в кризисных ситуациях. К преимуществамэтой стратегии относятся:

  • относительная быстрота осуществления преобразований;
  • невысокие затраты;
  • не связываются собственные ресурсы;
  • обеспечивается объективность в работе;
  • поступление внешних идей.

Недостатками ее являются:

  • оказание значительного сопротивления проводимым изменениям;
  • возможное искажение информации об имеющихся проблемах;
  • программа может быть узкой по содержанию;
  • сложная взаимозависимость.

2. Стратегия обучения предусматривает, кроме того, что осуществляется при стратегии специалистов, использование учебных программ и мероприятий, для того чтобы создать необходимую готовность и устранить ожидаемые сопротивления изменениям. Преимущества стратегии обучения выражаются в том, что:

  • значительно повышается готовность персонала к проведению изменений;
  • относительно быстро осуществляются преобразования;
  • проводится углубленная проработка поставленных проблем;
  • сокращаются затраты на проведение изменений;
  • дает знания работникам через обучение;
  • имеет мотивирующие функции.

К недостаткам данной стратегии относят:

  • трудности практической реализации;
  • краткосрочность влияния на процесс изменений;

3. Стратегия совместной деятельности в отличие от стратегии специалистов и стратегии обучения предполагает, что руководство, персонал организации и специалист совместно осуществляют процесс изменений. Основнымипреимуществами стратегии совместной деятельности являются:

  • увеличивается постоянная готовность к изменениям;
  • дает глубокие знания через деятельность;
  • оказывает сильное влияние как на людей, так и на организацию;
  • реализуется на практике;
  • ориентирована на результаты.

Недостатками этой стратегии являются:

  • требуется высокая готовность организации;
  • необходимы значительные затраты времени;
  • требуются значительные трудовые ресурсы;
  • относительно дорогостоящая.

Реализация стратегии изменений

Управление процессом изменений требует направляемого и долгосрочного развития руководителей и организации. Изменения не являются самоцелью.

При реализации систематических организационных изменений можно использовать модель процесса организационных изменений, которая была разработана Куртом Левином. В соответствии с этой моделью организационные изменения происходят в три этапа:

  1. Создание готовности к изменениям. Осуществляются мероприятия, позволяющие создать условия для успешного проведения изменений и в то же время ослабить те силы, которые держат организацию в существующем состоянии.
  2. Переход. Осуществляется собственно переход от существующего состояния организации к желаемому, осуществляется процесс развития нового поведения, оценок позиций.
  3. Закрепление. Этап необходим для создания механизмов, гарантирующих эффективную деятельность организации.

Работа по реализации стратегии изменения будет неудачной, если:

  • составляется обширная программа развития без четких целей по изменениям; нет общей ясности в отношении целей и способов;
  • программа составляется на слишком короткий период времени;
  • работа по развитию заключается только в проведении семинаров, без деятельности по развитию на рабочих местах;
  • участники этой работы слишком зависимы от штатных и внешних специалистов;
  • существует значительное различие между стремлениями к изменениям у руководителей высшего и среднего звеньев;
  • крупные изменения в организационной деятельности осуществляются в старых рамках;
  • выбранная стратегия развития применяется шаблонно и неподходящим образом.

Работа по проведению изменений в организации будет иметь успех, если:

  • высшее руководство организации знает о программе развития и обязуется выполнять ее;
  • в программе развития подчеркиваются целенаправленность и планирование и это относится ко всей организации;
  • программа развития соотнесена с задачами именно данной организации;
  • развитию организации присущи долгосрочный характер и интерактивность;
  • развитие основывается на деловых знаниях и опыте.

Роль и готовность руководителя

Руководителю принадлежит решающая роль при проведении изменений в организации. Социальные настроения в любой организации таковы, что они изначально вступают в противоречие с любыми переменами и преобразованиями.

Для того чтобы успешно преодолеть сопротивление изменениям, руководителям необходимо в первую очередь понять причины, по которым работники не хотят этих перемен. Различают три основные причины сопротивления переменам:

  1. Неопределенность. Люди сознательно или бессознательно реагируют, выражая свое отрицательное отношение к изменениям, оказывая сопротивление в период их осуществления, так как не знают, каковы будут последствия этих изменений. В любых изменениях они подозревают угрозу своей защищенности.
  2. Ощущение потерь. Проводимые изменения, будь то нововведения в технике, технологии, связанные с организационной структурой и т.д., могут в конечном итоге привести к нарушению социальных отношений в организации и стать причиной уменьшения степени удовлетворения работниками какой-либо потребности.
  3. Убеждение, что перемены не принесут ничего хорошего. Отсутствие уверенности, что изменения не являются необходимыми или желательными для организации, приводит к тому, что работники могут считать, что изменения не только не решат существующей проблемы, а скорее увеличат их количество.

В заключение приведем несколько советов лидерам, осуществляющим преобразования:

  1. Будьте предельно честными, пополняя ряды своих сторонников.Когда ожидания слишком велики и обещания чересчур заманчивы, разочарование от иллюзий у людей становится неизбежным.
  2. Оградите себя от фанатиков и одержимых. Планы провалятся, если ваших сторонников есть люди, готовые все ломать и не способные убеждать других в полезности и ценности перемен.
  3. Обеспечьте себе поддержку среди людей, думающих так же, как вы, независимо от того, собираетесь ли вы или нет привлекать их на свою сторону.
  4. Не может быть изменений вне истории и преемственности.Руководитель не должен стремиться строить мир заново с помощью своей команды. Некоторые старые кадры обладают не только опытом и знаниями, но и настоящим творческим потенциалом. Стрижка всех под одну гребенку оборачивается растратой ресурсов организации.
  5. Нужно иметь абсолютно четкое и ясное представление о том, что и как менять. Планировать перемены куда легче, чем реализовать их на практике. Заявление о намеченных целях — это еще не программа. Если изменения должны быть непрерывными, они обязательно должны быть постепенными.
  6. Значительные изменения нельзя ввести одним декретом. В любой организации есть две структуры: одна — на бумаге, а другая состоит из сложной системы взаимоотношений. Хороший руководитель понимает это.
  7. Знайте свою территорию, поле борьбы, местность, где предстоит вести «боевые действия». Руководитель, который стремится успешно осуществить перемены, должен знать все необходимое о своей организации.
  8. Надо знать, понимать и ценить факторы организационной среды.Неважно, сколь прибыльными, громкими и вдохновляющими являются те перемены, которые вы пытаетесь осуществить: если они порождают больше неудобств и дискомфорта, то они обречены на неудачу.
  9. Избегайте «шока будущего». Когда руководитель чересчур вовлечен в планирование, слишком устремлен в будущее, к достижению новых рубежей, он часто забывает прошлое и пренебрегает настоящим. Работники же должны жить и действовать здесь и сейчас. Если организация много внимания уделяет своему будущему величию, ее работники будут разочарованы действительностью, а величие никогда не наступит.
  10. Изменения наиболее успешны тогда, когда те, на кого они направлены, привлечены к процессу планирования. Это банальная аксиома теории планирования. Но она столь же справедлива, сколь и тривиальна. Ничто не заставляет людей сопротивляться новым идеям или подходам, как уверенность в том, что эти перемены навязаны им силой.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.