Интернет и IT

Выявлена переносимость

Проведен первый эксперимент по практической ликвидации «мобильного рабства».

«Мегафон» и Tele2 впервые протестировали звонки и передачу сообщения при переносе номера абонента от одного сотового оператора к другому. Однако это лишь один из этапов проверки новой услуги. В массовом порядке отменить «мобильное рабство» с 1 декабря этого года сотовые операторы не готовы. И винят они в этом Минкомсвязи.

«Мегафон» и Tele2 по поручению Министерства связи и массовых коммуникаций впервые провели тестирование в Санкт-Петербурге переноса номера абонента от одного мобильного оператора к другому, говорится в сообщении министерства.

«То, что мы провели сегодня в Питере, – это лишь одна небольшая часть того тестирования, которое нам дальше надо проводить»

«Суть теста заключалась в том, что номер «Мегафона» был перенесен в Tele2, а номер Tele2 был перенесен в «Мегафон». Мы протестировали звонки и передачу SMS. Все прошло достаточно успешно, но это лишь один из этапов тестирования, которые необходимы нам для MNP (mobile number portability, переносимость мобильного номера – прим. ВЗГЛЯД)», – рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель направления федеральных коммуникаций Tele2 Константин Прокшин.

В Минкомсвязи также указывают, что все проведенные тесты прошли успешно, подтверждена технологическая готовность инфраструктуры сотовых сетей к перенесению абонентских номеров. В ближайшее время испытания будут продолжены: на перенесенном номере планируется протестировать целый ряд дополнительных услуг.

Между тем на днях в СМИ появилась информация о том, что мобильные операторы не успевают подготовиться к 1 декабря 2013 года, когда должно быть отменено «мобильное рабство». По данным газеты «Коммерсантъ», пока полностью соответствуют новым требованиям лишь «Мегафон» и «Tele2 Россия», в МТС и «Вымпелкоме» могут успеть лишь к 1 марта 2014 года, а «Екатеринбурге-2000» – к июню следующего года. При этом ведомство думает ввести санкции в отношении сотовых операторов, не успевших подготовиться к оказанию услуг MNP с 1 декабря.

Закон о внедрении в России MNP был принят еще в конце 2012 года. Абоненты платить за эту услугу не будут, зато операторы должны будут платить по 100 рублей за внесение каждого абонента, который перешел к нему от другого оператора, в базу данных перенесенных номеров. По оценкам Минкомсвязи, на создание такой базы требуется 500 млн рублей, а на ее работу ежегодно необходимо будет 300 млн рублей. Минкомсвязи предложило сделать оператором базы данных Координационный центр национального домена сети интернет.

«Что нам мешает? Нам не хватает некоторых нормативных документов, которые определяют, например, порядок присоединения к базе данных переносимых номеров, в которой будут храниться все номера абонентов, ушедших от одного оператора к другому. У нас нет технического задания на подключение к этой базе данных. Мы не знаем, как к ней подключаться, – говорит газете ВЗГЛЯД Константин Прокшин из Tele2. – До сих пор не выбран сам оператор базы данных, то есть компания, которая будет управлять этой базой данных. При этом полноценный запуск услуги MNP просто невозможен без этой базы данных переносимых номеров».

В Tele2 уверяют: если эти нормы будут приняты в ближайшее время, то они успевают «к 1 декабря ввести эту услугу в массовом порядке». «Но нам бы хотелось иметь больше времени на тестирование услуги MNP в комплексе, потому что то, что мы провели сегодня в Питере, – это лишь одна небольшая часть того тестирования, которое нам дальше надо проводить»,  – отмечает Прокшин.

Два других участника «большой тройки» сотовых операторов: МТС и «Вымпелком» – заявляют о той же проблеме. Они говорят, что также готовы участвовать в испытаниях услуги MNP, но после того как будет определен оператор базы перенесенных номеров и будут четко прописаны процедуры взаимодействия участников регулирующими органами, передает «Бизнес-ТАСС».

Минкомсвязи действительно затягивает с подготовкой всего пакета нормативно-правовых документов, необходимых для реализации услуг MNP. Ведомство обещало сделать весь пакет еще к 1 марта, но до сих пор не все документы готовы.

Зачем нужны база данных и ее оператор

В настоящее время без системы MNP сигнал абонента ищет вызываемого абонента по номеру через абонентскую базу того оператора, к которому относится этот номер, потом через коммутатор происходит голосовое обслуживание. Если вводится услуга MNP, то эта схема разрушается.

К примеру, абонент Икс (обслуживаемый оператором МТС) звонит на номер Tele2 (926) абонента Игрек. Этот номер (926) изначально принадлежал «Мегафону», но абонент Игрек перешел с ним в Tele2. Если ничего не менять, то коммутатор МТС должен перевести сигнал в базу данных «Мегафона», а не Tele2. Поэтому необходим «посредник», который сможет правильно перенаправить сигнал в Tele2, в котором сейчас обслуживается «сбежавший» абонент. Для этого в России создаются единая база данных «переехавших» номеров и оператор, который сможет перенаправлять запросы.

В мире действуют разные схемы, как это происходит. Это может быть прямая маршрутизация. Именно ее и хотят ввести в России. В этом случае коммутатор МТС сразу обращается в общую базу данных «переехавших» номеров, которая находит нашего абонента Игрек и правильно переводит сигнал на коммуникатор Tele2. Коммутатор «Мегафона» в этом случае никак не задействован. Такая схема действует в Европе, Финляндии, Индии и т. д.

Например, в Индии, где услугу MNP запустили в январе 2011 года, был создан оператор MNPO, который взял на себя функции клирингового центра MNP и содержания базы данных перенесенных номеров в целом. Когда абонент хочет перейти от одной компании к другой с сохранением номера, этот созданный оператор, управляющий базой данных переносимых номеров, предписывает первой мобильной компании исключить этого абонента из своей сети, а другой сотовой компании – включить этого абонента в свою сеть.

Потом все работает по схеме прямой маршрутизации, когда из сети, в которой находится вызывающий абонент, вызов направляется сразу в сеть вызываемого абонента.

Есть также «косвенная маршрутизация», как в Великобритании. В этом случае коммутатор МТС (обсуживает звонящего абонента Икс) видит, что номер абонента Игрек 926 принадлежит «Мегафону», и перенаправляет сигнал этому оператору. Коммутатор «Мегафона» видит, что этот Игрек уже не является его абонентом, а переехал к Tele2, поэтому перенаправляет звонок на нужный коммутатор Tele2. Косвенная маршрутизация по сравнению с прямой имеет более высокую себестоимость, поскольку возникает дополнительный канал между сетью – инициатором вызова и сетью – держателем номера вызываемого абонента.

Международный опыт показывает, что многие страны стремятся рано или поздно перейти к способу реализации услуги MNP с использованием единой централизованной базы данных перенесенных номеров с использованием прямой маршрутизации. По такому пути предполагается пойти, судя по всему, и в России. Плюс такой системы в том, что он создает минимальную нагрузку на существующую сеть и должен быть менее затратным.

Комментарии

1
  • NoeII

    Цитата:
    "«Что нам мешает? Нам не хватает некоторых нормативных документов, которые определяют, например, порядок присоединения к базе данных переносимых номеров, в которой будут храниться все номера абонентов, ушедших от одного оператора к другому. У нас нет технического задания на подключение к этой базе данных. Мы не знаем, как к ней подключаться, – говорит газете ВЗГЛЯД Константин Прокшин из Tele2. – До сих пор не выбран сам оператор базы данных, то есть компания, которая будет управлять этой базой данных. При этом полноценный запуск услуги MNP просто невозможен без этой базы данных переносимых номеров». "

    Все как обычно. Было гладко на бумаге, да забыли про овраги

    В Минкомсвязи предусмотрели обязанность операторов, ответственность операторов за неисполнение. А про технические моменты не подумали. Авось все само собой образуется