Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение - Лимит (франц. limite, от лат. limes, родительный падеж limitis — граница, предел), предельная норма, дозволенное количество чего-либо, ограничение, предел, грань. Полный текст Третьего издания «Большой советской энциклопедии был выпущен в 1969 - 1978 годах. С тех пор определении слова лимит ничего не изменилось, но сфер, где применяется это термин, стало гораздо больше. Лимит легионеров в футболе, лимит поездок по транспортной карте, лимит хостинга, лимит памяти смартфона, лимит выплат по ОСАГО и… лимит дебитора. В факторинге.
На всякий случай напомним читателям, что факторинг – это набор решений для повышения комфорта в бизнесе, таких как финансирование закупок, финансирование дебиторской задолженности или ее покупка. Но факторинг – это не просто еще один способ получения финансирования, это в первую очередь взвешенная оценка риска в интересах клиента. Прежде чем начать финансировать или покупать задолженность, Фактор определяет максимальный допустимый размер риска по каждому покупателю, поставки в чей адрес будут переданы на факторинг. Так определяется лимит дебитора. Нужно отметить, что многие клиенты факторинговых компаний воспринимают этот процесс буквально – как ограничение, но не всегда понимают, что это ограничение во благо. Сегодня ifactoring расскажет своим читателям о том, то такое лимиты и какова их реальная ценность для бизнеса.
Тем более что согласно результатам исследования удовлетворенности качеством факторинговых услуг, проводимого факторинговой компанией НФК на протяжении последних 4 лет, наибольшее количество вопросов у клиентов вызывают как-раз таки лимиты дебиторов – как Фактор их устанавливает, чем руководствуется при определении размера и что влияет на частоту пересмотров. Почему это важно? Очевидно – лимиты дебиторов напрямую влияют на объем финансирования, которые компания может получить.
Лимит дебитора – это фактически размер риска, который факторинговая компания готова принять на себя, выплачивая клиенту финансирование по отгрузкам в адрес этого покупателя, выдавая поручительство на случай возможной неоплаты и принимая обязательства в случае чего убытки возместить, или просто выкупая у клиента “дебиторку”.
Зачем устанавливать лимит на Покупателя, если можно оценить самого Поставщика?
Резонный вопрос, который может задать несколько неосведомлённый читатель или тот, кто только ищет себе партнера по факторингу, – а зачем вообще лимит дебитора, если можно оценить поставщика? Как в банковском кредитовании.
Во-первых, мы не раз уже говорили о том, что факторинг не кредит. В факторинге обеспечением является действительная торговая дебиторская задолженность. То есть Фактор выплачивает денежные средства исходя из качества дебиторки, а не в зависимости от способности Клиента при наступлении регресса вернуть ранее уплаченное финансирование Фактору.
При таком подходе, Поставщик, не обладающий на момент обращения к Фактору крупными материальными ресурсами, но имеющий перспективы для развития за счет хороших клиентов, которые регулярно закупают товар и вовремя рассчитываются по поставкам, может рассчитывать на большую сумму финансирования, нежели бы при банковском подходе в определении суммы кредитной линии. И что самое главное-это финансирование будет финансированием без залога!
Во-вторых, установление лимита – это оценка риска, который несет не только Фактор, но и поставщик (в первую очередь когда речь идет о факторинге с регрессом - в случае неплатежа покупателя поставщик возвращает Фактору ранее полученное финансирование). Компании, успевшие оценить практическую полезность установления лимитов дебиторов, уже не видят в проблему - только благо для бизнеса. По словам одного их клиентов факторинговой компании НФК, если фактор не устанавливает лимит на кого-то из покупателей – это первый звонок, оповещающий о том, что сотрудничество с таким дебитором нужно, по меньшей мере, пересмотреть, и если не отказать в коммерческом кредите, то, возможно, сократить срок отсрочки или объем отгрузок.
По словам Демьяна Немых, генерального директора компании Фаубеха-СПБ: «Лимиты, которые устанавливает фактор на наших покупателей – это не просто полезная информация, это механизм контроля за дебиторской задолженностью, с помощью которого мы нивелируем свои риски, т.к. любая сумма долга может стать для нас дополнительной потерей».
Кто производит оценку Покупателя и на основании каких данных делает заключение о сумме лимита?
В первую очередь, обособленное подразделение факторинговой компании – кредитные аналитики – осуществляют сбор информации о Покупателе. Как правило, они обращают внимание на размер бизнеса, кредитную нагрузку, платежная дисциплину – на те факторы, которые влияют на платежеспособность Покупателя. На основании изученной и обобщенной информации кредитный аналитик готовит заключение, которое потом попадает в небесную канцелярию. К андеррайтерам. Это специалисты, которые занимаются оценкой рисков только покупателей, что позволяет исключить субъективизм в оценке дебиторов. Последний может возникнуть при параллельном анализе и оценке и поставщика, и его покупателей, а неверные решения повышают риски и размер потенциальных потерь и Фактора, и его Клиентов.
Какие факторы влияют на скорость установления лимитов?
Нужно отметить, что сроки установления лимитов варьируются – лимит на одну компанию могут установить за 3 дня, а на другую за неделю. Это связано, в первую очередь, с размером запрашиваемого лимита – чем он больше, тем дольше срок проверки за счет большей глубины анализа. Например, при лимите до 5 млн рублей и положительной истории взаимоотношения поставщика и покупателя, факторинговая компания ограничится заочной проверкой, руководствуясь данными, полученными из финансовой отчетности и собственных источников информации. А если лимит достаточно крупный, например, миллионов 25, то к дебитору обязательно организуется выезд аналитика для визуальной оценки объемов и состояния бизнеса.
Другой фактор, который влияет на скорость принятия решения по лимитам, - готовность покупателя сотрудничать. Если он по запросу предоставляет все документы, открыт для общения с Фактором, осознает важность этой процедуры, то процесс может пройти быстро и комфортно. Да и на размере лимита такое поведение может сказатьcя благотворно.
Представитель компании «Мастертекс», клиента факторинговой компании НФК, Галина Андросова говорит: «Наши клиенты с готовностью идут на контакт с Фактором и делятся необходимыми сведениями и документами, т.к. понимают, что быстрое установление лимита в том числе в их интересах». Если поставщик хочет ускорить процесс установки лимита, ему нужно убедить покупателя:
1. Предоставить актуальные финансовые документы.
Чаще всего запрашиваются баланс и отчет о прибылях и убытках; оборотно - сальдовая ведомость покупателя по 60 счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и по 62 «Расчеты с покупателями и Заказчиками»; расшифровка кредитов и займов.
2. Пойти на контакт с Фактором.
Кстати, одна хорошая факторинговая компания для своих клиентов сильно упростила процедуру, создав вэб-справочник, в котором каждый желающий может найти ответы на самые распространенные вопросы, в том числе и на те, которые касаются проверки покупателей и установления лимитов.
Что если сумма лимита не удовлетворяет поставщика?
Действительно, порой сумма установленного лимита дебитора оказывается ниже запрашиваемой, и многих поставщиков такая ситуация не устраивает. Не стоит расстраиваться. Лимит – это не навсегда, он подлежит системному мониторингу и может быть пересмотрен в любой момент. В первую очередь, сама факторинговая компания может стать инициатором этой процедуры: большинство Факторов пересматривают лимиты раз в квартал на основе полученной отчетности и наработанной статистики отгрузок и оплат. Помимо этого, поставщик сам может запросить увеличение лимита дебитора в любой момент срока его действия. При рассмотрении таких заявок андеррайтеры учитывают все те же факторы: финансовое состояние покупателя и статистику работы с поставщиком, если она положительная – увеличение с большей вероятностью одобрят. То есть если ваш покупатель своевременного рассчитывается по поставкам, преданным на факторинг, через какое-то время вы можете справедливо поднять вопрос об увеличении размера лимита. Также вы можете обратиться к Фактору с просьбой пересмотреть лимит, когда в вашей отрасли скоро наступит высокий сезон – очевидно, что в это время спрос на продукцию выше.
И будьте уверены, Фактор заинтересован в увеличении оборотов по каждому Клиенту, и он приложит максимум усилий для установления соразмерного размеру потенциального риска лимиту. То есть если он вас в чем-то ограничивает, то это только во благо.
Коммерческий директор компании «Скороход» рассказывает: «Мы запрашивали лимит у нашей факторинговой компании НФК на одного из дебиторов. Сумма лимита, которую одобрил фактор, была изначально меньше запрашиваемой, но мы не отчаялись – наработали положительную статистику работы с дебитором, который исправно оплачивал нам поставки, зачастую даже раньше срока. По результатам этих данных фактор установил нам нужный размер лимита и теперь мы довольны».
Нужно отметить, что некоторые поставщики воспринимают установку лимитов как борьбу, в которой клиент и фактор стоят по разные стороны баррикад. Ведь клиенту нужно получить деньги, а фактору – исключить риски. Но если вспомнить о том, что факторинговая компания естественно заинтересована в получении прибыли, которая зависит от темпов развития бизнеса своих клиентов и увеличения оборотов, лимиты финансирования становятся не фактором, тормозящим развитие бизнеса, а инструментом его безопасного роста.
Начать дискуссию