В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка организационного дизайна.
Начнём с терминологии. Под организационным дизайном мы будем понимать пакет документов, формализующих внутреннее устройство организации. В состав этого пакета в общем случае входят все регламентирующие документы компании. В этой статье мы будем использовать понятие организационного дизайна в узком смысле этого понятия и отнесём к нему организационную структуру, положения о подразделениях, должностные инструкции, бизнес-процессы.
Разберём процедуру оказания услуги разработки организационного дизайна, чтобы понять из чего складывается трудоёмкость, каких расходов можно избежать, а на чём экономить не целесообразно.
1. Организационная структура
Судя по статистике поисковиков Интернета, этот документ наиболее популярен среди всех элементов организационного дизайна. Безусловно, «документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой», а в просторечье «квадратики со стрелочками», в компании должен быть. Если разработку этого документа вы хотите поручить консультанту, добавьте стоимость её разработки в общую сумму.
2. Положения о подразделениях и должностные инструкции
Целесообразность разработки этих документов часто ставится под вопрос. Однако без них организационная структура не очень информативна: какие именно связи означают стрелочки между подразделениями не понятно, а названия должностей часто ничего не говорят об обязанностях и ответственности. Положения о подразделениях и должностные инструкции незаменимы в процессе найма и адаптации новых сотрудников, при разборе конфликтных ситуаций, в таких сложных структурах управления, как матричная. Будут ли разрабатываться эти документы в рамках разработки организационного дизайна – решать руководству компании, но в случае положительного решения средства на эту работу придётся выделить.
3. Бизнес-процессы
Споры о том, что первично – структура или бизнес-процессы (БП) – постоянно возникают на популярных бизнес-форумах. Выбирая между «курицей и яйцом», остановимся на том, что структура управления должна быть подчинена наиболее общим функциональным бизнес-процессам, но является определяющей для детализирующих процессных БП.
Работа по описанию и оптимизации бизнес-процессов может оказаться самой трудоёмкой в списке работ по формализации организационного дизайна. Некоторые практические вопросы по её организации рассмотрены в статье «Оптимизируем бизнесу процессы», а факторы, влияющие на трудоёмкость – в статье «Сколько стоят бизнес-процессы?». Надеюсь, что эти материалы помогут вам принять решение о целесообразности проработки бизнес-процессов и включения её стоимости в смету проекта.
4. Информационная поддержка
Расходы на разработку бизнес-процессов могут оказаться неэффективными, если не позаботиться об информационной поддержке этого элемента системы управления. В это понятие входит и обучение сотрудников компании, и доработки информационной системы, и сбор обратной связи от персонала для своевременной коррекции принятых решений. Вы можете организовать эту поддержку самостоятельно или поручить её консультанту. В последнем случае бюджет проекта придётся увеличить.
5. Сопровождение внедрения
Даже информационная поддержка не гарантирует результата, то есть повышения эффективности управления, если руководство компании не приложит усилий по внедрению разработанных документов в жизнь. Если в компании есть практика таких внедрений, его можно выполнить собственными силами. Если же вы не уверены в них, включите в план работ внешнего консультанта сопровождение внедрения и вероятность успеха заметно повысится. Сама процедура сопровождения и факторы, определяющие её стоимость, описаны в статье по ссылке.
6. Поддержка актуальности документов организационного дизайна
К сожалению, организационные документы начинают устаревать с момента их утверждения. Жизнь не стоит на месте и через некоторое время вы можете обнаружить, что она оказалась мудрее документов. Ещё мудрее могут оказаться некоторые сотрудники, нашедшие пути обхода регламентов во имя более спокойной жизни или своих интересов. Для того, чтобы организационные документы не только следовали за изменяющимися реалиями, но и задавали стандарты работы «на вырост», нужно не только контролировать их выполнение, но и своевременно корректировать, информируя сотрудников обо всех изменениях.
Если в штате вашей компании нет сотрудника, обязанного и способного поддерживать регламентирующую документацию в актуальном состоянии, можно поручить эту работу внешнему консультанту. Стоимость проекта от этого увеличится, но положительный эффект оправдает эти расходы.
Как видим, стоимость разработки организационного дизайна компании в значительной мере определяется составом работ, решение о котором принимает руководство компании. Поэтому ответить на вопрос «Сколько стоит организационный дизайн?» без предварительного обсуждения невозможно. Надеюсь, прочитав эту статью, вы будете готовы к такому обсуждению в полной мере.
Начать дискуссию