«Тут все правы: и без мигрантов нельзя, и с ними тоже проблемы!», — прокомментировал наш предыдущий материал о мигрантах один читатель. Кто виноват? Ответ частично дан в первой статье. Что делать? На этот вопрос попытаются ответить редакция Rabota.ru и эксперты рынка труда.
В октябре портал Rabota.ru провел опрос с целью выяснить отношение к мигрантам наших соискателей и работодателей. Нужны ли они нашей экономике и почему? Результаты показали достойное удивления единодушие. Нынешнее состояние миграционного вопроса не устраивает ни работников, ни работодателей.
Соискатели недовольны тем, что дешевизна мигрантов снижает уровень оплаты труда. Работодатели же больше обеспокоены криминальной обстановкой, которую создают иностранные граждане. Намного меньше тех, кто видит в массовом завозе гастарбайтеров препятствие для инновационного развития производства.
Но и без мигрантов бизнесу будет трудно. На этом сошлись эксперты в нашем предыдущем материале, причем с ними оказались солидарны и некоторые наши читатели.
Пользователь портала Rabota.ru ИЛАН:
«Страна большая, а людей мало. Попробуйте найти, например, швею. В любом кадровом агентстве объяснят, что есть вакансии, на которые практически невозможно найти желающих: слабое предложение рождает слабую конкуренцию и в итоге мы имеем работников, которые ничего не хотят делать, а уволить их не можем, так как некем заменить. Во всех развитых странах используют труд мигрантов».
Пользователь портала Rabota.ru elena2121980:
«С одной стороны, все верно: мигранты создают криминальную обстановку, влияют на понижение уровня зарплат. А с другой — попробуйте найти гражданина РФ на рабочую профессию (столяр, плотник, швея и т. д.). Сама второй месяц ищу швею на минимальную зарплату 22 000 руб. Никто не идет».
Три проблемы — шесть вариантов решений
Перед нами встают три проблемы:
Мигранты создают нездоровую конкуренцию коренным работникам и «демпингуют» заработную плату.
Мигранты в большинстве своем не спешат усваивать наши правовые и этические нормы из-за чего, а также вследствие крайне низкого уровня жизни, создают социальную напряженность.
Без мигрантов не могут обойтись некоторые сферы бизнеса.
С вопросом «Что делать?» мы обратились к экспертам рынка труда. Что думает по этому поводу работодатель, а что — эксперт профсоюзного движения?
1. Мигранты снижают общий уровень оплаты труда
Александр Карпов, директор по персоналу LG Electronics RUS, кандидат технических наук:
«Российский рынок труда сегодня испытывает серьезный дефицит рабочих рук. Свободных рабочих мест вполне хватает и для россиян, и для мигрантов. Поэтому заметного влияния на уровень заработной платы местных соискателей иностранные граждане не оказывают».
Игорь Ковальчук, член совета общероссийского профсоюзного объединения «Конфедерации труда России»:
«В реальности нездоровую конкуренцию и демпинг создают работодатели и государство. Мигранты в этой ситуации не являются активной силой. Они приехали из стран с низким уровнем жизни и ради своих семей готовы к любой работе, любой зарплате и любым условиям труда и жизни.
Российское трудовое законодательство предусматривает равную оплату за равный труд. Если бы это положение реально действовало — и граждане России, и мигранты зарабатывали бы одинаково. В этом случае иностранные работники действительно привлекались бы только на рабочие места, невостребованные российскими гражданами.
Но государство отказывается регулировать размеры оплаты труда, предлагая работникам и работодателям договориться самостоятельно. А возможности сотрудников объединиться в профсоюз в организациях, широко использующих труд мигрантов, существенно ограничены законодательством.
В первую очередь нужно дать такую возможность всем работникам, включая мигрантов. Предложения по изменению законодательства и практики государственных органов нами представлены в правительство.
Также необходимо устанавливать законом либо отраслевыми соглашениями минимальную оплату труда в отдельных видах экономической деятельности. Сегодня же в большинстве таких соглашений отсутствуют положения о размере заработной платы».
2. Мигранты создают социальную напряженность
Александр Карпов:
«С этим утверждением я полностью согласен. Причина в том, что интеграции практически не происходит. Мигранты живут в замкнутых "анклавах" и общаются практически только между собой.
Есть еще одна серьезная проблема. В большинстве случаев мигранты живут в условиях ужасной скученности и антисанитарии. Часто 2-3 человека используют одно и то же спальное место вахтовым методом. Не секрет, что за 20 лет после распада СССР система здравоохранения в странах Центральной Азии сильно деградировала и там участились случаи заболевания такими болезнями, о которых в России почти успели забыть. И мигранты "импортируют" к нам эти болезни, например, туберкулез. Конечно, есть медицинские проверки, которые должны этому препятствовать. Но на деле контроль отнюдь не безупречен и риски весьма серьезны.
Отдельной является проблема растущего межконфессионального напряжения. Ведь мигранты в подавляющем большинстве мусульмане. Причем в тяжелых социальных условиях их жизни в России они ожесточаются, что создает благоприятную почву для распространения влияния исламского фундаментализма».
Игорь Ковальчук:
«Проблема существует, но, вероятно, интеграция — в целом небыстрый процесс. Когда-то в Москву "понаехали" татарские дворники, которые плохо говорили по-русски. Но кто сегодня может сказать, что этот народ не интегрировался в русскую культуру и не занял достойное место в жизни сегодняшнего общества?
Кроме того, когда миграция приобретает массовый характер, иностранные работники оказываются в своеобразном "Чайна-тауне", в среде своих соплеменников, и им не требуется приспосабливаться. А тяжелые условия труда и жизни, отношение к ним местных жителей способствуют социальной изоляции.
Полагаю, что миграция должна быть четко разделена на временную трудовую, когда граждане других стран приезжают на заработки на ограниченный срок, и на собственно иммиграцию, когда их целью является остаться жить в России. Требования могут быть разными, но общим условием должно быть знание русского языка. Ведь без этого невозможно понять местную культуру.
Что касается криминальной напряженности, то это прямое следствие неэффективности правоохранительных органов. Люди просто не чувствуют себя в безопасности. И это относится ко всем преступлениям, а не только к тем, которые совершают мигранты».
3. Без мигрантов трудно обойтись в ряде отраслей бизнеса
Александр Карпов:
«И с этим утверждением я, пожалуй, соглашусь, но с очень серьезными оговорками.
Сегодня и правда огромен дефицит низкоквалифицированных рабочих в Центральном федеральном округе, особенно в Москве и Подмосковье. Но почему так произошло? Не из-за того ли, что развитие остальных регионов сильно отстает от Москвы, которая в результате притягивает к себе, как магнит, новых и новых искателей счастья со всей России и не только? А ведь для обслуживания этого бурно растущего населения нужны новые жилые районы, инфраструктура, гипер- и супермаркеты и пр.
Не переусердствовали ли мы, полагаясь на "могучую руку" рынка, практически полностью отказавшись от государственного планирования территориального развития производств? Если бы размещение производительных сил было более продуманным, рациональным, управляемым, равномерным, то мы не имели бы сегодня таких сложно решаемых проблем. Ведь во многих регионах свободных рабочих рук хватает.
Посмотрите на большинство европейских стран, которые задолго до нас пошли по пути привлечения иностранной рабочей силы. Там ведь уже сформировались мигрантские районы, по сути, гетто. У нас эти процессы тоже идут вовсю. Разве Бирюлево — не такое гетто?
Но ведь есть и иные примеры. В Южной Корее совсем нет мигрантов, и страна, мягко говоря, не бедствует. Может быть, стоит изучить этот уникальный опыт?
Подводя итог, могу сказать, что российская экономика вполне может развиваться без массового привлечения мигрантов, но это требует уже не столько экономической, сколько политической воли».
Игорь Ковальчук:
«Весьма спорное утверждение. Возможно, оно справедливо по отношению к сфере строительства, но почему широко не используется миграция российских граждан из других регионов, где высока безработица?
По-моему, причина кроется в уровне оплаты и социальной пассивности мигрантов, а в случае с нелегалами — в отсутствии у них правового статуса. Работодатель может не бояться задержать зарплату, будучи уверен, что мигрант не пойдет никуда жаловаться.
Работодатели часто говорят, что используют труд иностранных граждан для низкоквалифицированной тяжелой ручной работы. Но любой процесс можно механизировать или автоматизировать. К этому подталкивает реальная стоимость труда. Использование же низкооплачиваемой рабочей силы сдерживает технологическое развитие. Давно существует различная техника, помогающая убирать дворы и подъезды. Но у нас продолжают использовать метлу и швабру».
Запретная тема
Что общего можно найти в предложениях экспертов?
Без массового привлечения мигрантов можно обойтись: их готовы заменить фактически безработные представители неформального сектора. А потребность в рабочих руках можно ограничить использованием современной техники (как минимум в сфере ЖКХ). Сейчас потребность в модернизации замаскирована низкой стоимостью труда.
Приспосабливаться к нормам нашего общества иностранцам мешает массовое и компактное совместное проживание.
Для решения проблем необходимо вмешательство государства. Без него вряд ли возможно создание благоприятной инфраструктуры для ведения бизнеса в регионах или установление минимального размера зарплаты для разных сфер деятельности.
Похоже, мы вплотную подошли к разговору о визовом режиме: он ограничил бы поток мигрантов и сделал бы процесс трудоустройства иностранцев более последовательным («договорился с работодателем — получил визу — приехал — вышел на работу» вместо «приехал — ищу работу, а пока выживаю, как могу — жду оформления документов и выживаю, как могу»). Но здесь мы пока ставим точку — по понятной причине.
Комментарии
1