Экономика России

Все равно мало. Строить дороги за счет доходов от платных трасс в России пока нереально

В прошлом году Автодор собрал с водителей на платных дорогах 1,6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Однако по плану госкомпания должна была зарабатывать значительно больше. В масштабе общих затрат государства на дорожное строительство эти доходы мизерны и не в состоянии хоть как-то облегчить нагрузку на бюджет.

В прошлом году Автодор собрал с водителей на платных дорогах 1,6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Однако по плану госкомпания должна была зарабатывать значительно больше. В масштабе общих затрат государства на дорожное строительство эти доходы мизерны и не в состоянии хоть как-то облегчить нагрузку на бюджет.

Госкомпания «Российские автомобильные дороги» в 2013 году собрала 1,6 млрд рублей доходов от платных участков автодорог, находящихся в управлении компании, заявил председатель правления Автодора Сергей Кельбах. Всего платными трассами в 2013 году воспользовались более 26 млн водителей, 70% из которых – водители легковых автомобилей, остальные – грузовиков.

«Платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго»

Это существенно больше, чем компания получила от платных дорог в 2012 году: тогда прибыль составила всего 750 млн рублей. Однако доходы от этого бизнеса пока все равно растут медленней, чем планировалось.

Согласно отчету Автодора, в 2012 году компания должна была получить 1,3 млрд рублей вместо 750 млн рублей. А в 2013 году госкомпания надеялась получить в виде сборов 2,1 млрд рублей, но в реальности собрала на полмиллиарда меньше.

«Фактические показатели отстают от прогнозных, потому что платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго, в результате готовых участков не так много. Другой причиной является нежелание граждан платить за проезд по дорогам. Пока у нас культура использования платных дорог только формируется, массового стремления водителей ездить по платным дорогам еще не наблюдается», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Провал по доходам в Автодоре также объясняли низкими темпами ввода платных дорог. Так, в 2012 году компания получила доходы только с двух платных участков трассы М4 «Дон» вместо запланированных четырех. И один из участков – коммерческий перегон протяженностью 22,7 км в Московской области – заработал только осенью 2012 года. Вторым участком стали 47 км трассы в Липецкой области.

В 2013 году к двум платным участкам трассы М4 прибавилось еще три в Тульской и Липецкой областях общей протяженностью 154,1 км. Благодаря этому, собственно, и удалось нарастить доходы. Теперь протяженность всех платных участков на этой трассе составляет 229,2 км, указывают в Автодоре.

Доходы от платных дорог в России пока выглядят каплей в море, если сравнивать с выделяемыми государством средствами на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Согласно программе Автодора до 2020 года, утвержденной правительством, за семь лет с 2013 года предстоит построить 2226 км новых скоростных автодорог. Бюджет потратит на это почти 1 трлн рублей (982,5 млрд рублей) за семь лет, то есть в среднем по 140 млрд рублей в год. На этом фоне доходы от сборов на платных участках в менее чем 2 млрд рублей просто теряются.

При этом триллион из бюджета – это лишь часть необходимых на выполнение плана до 2020 года средств. К ним прибавится еще 510 млрд рублей внебюджетных средств, которые появятся у Автотора за счет выпуска облигационного займа, в котором будут размещены средства Фонда национального благосостояния (на возвратной основе).

Собственно, заработанных за 2013 году 1,6 млрд рублей не хватит даже на строительство такого объекта, как новый выход на МКАД федеральной автодороги М1 «Беларусь» – Молодогвардейской транспортной развязки площадью 25 га (заработала осенью). Только на первый этап работы потребовалось в 12 раз больше – 19,5 млрд рублей.

Впрочем, сбор платы – это лишь один источник доходов Автодора. Другой источник – это дорожная инфраструктура. Компания может легко увеличить доходы за счет размещения на придорожной территории различных кафе, магазинов, сервисов и пунктов обслуживания. А еще проще можно заработать на сдаче в аренду придорожных участков тем, кто будет зарабатывать на обслуживании водителей. И Автодор собирается стать рантье, построив придорожную инфраструктуру.

Однако пока Россия зарабатывает на платных дорогах крайне мало для того, чтобы облегчить нагрузку на федеральный бюджет и экономику страны, которой грозит затянувшаяся стагнация.

В развитых же странах платные дороги реально помогают развитию дорожной инфраструктуры. Так, по данным саморегулируемой организации дорожных проектных организаций «Родос», в Норвегии доходы от платных дорог составляют 32% от дорожного бюджета, а в Испании – около 46%. А Франция сумела сократить расходы госбюджета на финансирование национальной дорожной сети с 56% до 22%, в то время как доходы от платных дорог увеличила с 32% до 57%. Правда, произошло это не в одночасье, а в течение последних 25 лет, так что у Автодора еще есть время повторить этот удачный опыт.

Но если темпы ввода платных дорог и развития придорожной инфраструктуры останутся такими же, как сейчас, то нарастить доходы от сбора платы за проезд до 39,5 млрд рублей к 2020 году, как планирует госкомпания, будет нереально.

Впрочем, Дмитрий Баранов считает, что пока рано говорить о неудаче: 1,6 млрд рублей – это только начало пути, со временем доход от проезда по платным дорогом будет увеличиваться.

Планы Автодора на 2014 год вселяют некоторую надежду. В этом году уже появился новый платный участок: за въезд с трассы Москва – Минск на МКАД с 1 января придется заплатить 10,5 рублей за километр.

Всего в этом году Автодор собирается построить в России 198 км новых платных дорог. В частности, рассказал Кельбах, в платном режиме заработают два участка скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург (известный протестами экологов участок с 15-го по 58-й км плюс отрезок с 258-го по 334-й км).

К ним добавятся также два платных участка трассы М4 «Дон». Причем второй участок на этой трассе протяженностью 72 км будет сдан на год раньше срока и позволит обойти проблемный участок в районе Вышнего Волочка, радуется Кельбах. Появление только этого участка трассы обошлось строителям в 46,5 млрд рублей, 90% из которых – бюджетные средства.

Появление новых платных дорог вкупе с обещанной летом индексацией оплаты проезда на 6% (уровень инфляции) должны увеличить доходы Автодора от этого бизнеса.

Начать дискуссию

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Интересные материалы

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.