4 февраля 2014 года крупнейшая социальная сеть на планете Facebook празднует свое десятилетие. Проект, основанный в 2004 году, привлек существенно больше миллиарда пользователей. «Среднестатистический» пользователь Facebook тратит на эту социальную сеть 17 минут своей жизни ежедневно. Журнал Time по этому поводу предлагает узнать, сколько времени на использование сети потратили лично вы. А iBusiness.ru напоминает: для успеха интернет-сервиса важно не только то, какими функциями он обладает, но и то, каких лишних функций у него нет. Создатель соцсети Марк Цукерберг это хорошо понимал, поэтому за время существования закрыл десятки различных функций и встроенных сервисов. В обзоре — восемь характерных примеров.
Facebook Beacon
Этот встроенный в социальную сеть сервис отслеживал, какие покупки делал в интернете пользователь. Идея создать инструмент для изучения потребительских привычек пользователя, вроде бы, благая: это позволило бы соцсети показывать наиболее подходящие рекламные объявления. Но у пользователей и обществ по защите прав потребителей оказалось свое мнение на этот счет: такого рода слежку за своими клиентами большинство из них сочли неуместной. Разразился большой скандал. И 5 декабря 2007 года Цукерберг закрыл Beacon. Сам он при этом признал, что в случае с этой функцией «был нарушен баланс», между приватностью пользователей и удобством использования соцсети.
Facebook Credits
Миллионы пользователей Facebook играют внутри соцсети в различные интегрированные в нее браузерные игры. Популярный способ монетизации таких развлечений — продажа пользователям внутриигровых товаров. Обычно для этого используются данные с кредитных карточек пользователей или их счетов в системе PayPal. Но Цукерберг решил не терять такую хорошую возможность заработать и запустил собственную виртуальную валюту Facebook Credits. На старте «кредит» был приравнен к 10 центам. Соцсеть предлагала обменивать реальные деньги на виртуальные, а последние затем использовать для оплаты «товаров» и услуг. В конце 2012 года систему Credits пришлось закрыть из-за того, что она не пользовалась особой популярностью среди пользователей. Люди не смогли понять, зачем нужно использовать еще одну платежную систему, если уже есть PayPal и обычные банковские онлайн-платежи.
Facebook Places
Руководство Facebook пристально следило за быстрорастущими геолокационными сервисами, такими как Forqsquare, позволяющими отмечать места, которые посещают пользователи. Соцсети интегрировала сервис Places, который по своей идеологии и функциям практическим ничем не отличался от Forqsquare. Закрыть его пришлось в 2011 году. Причина такая же, как и в предыдущем примере: мало кто хотел пользоваться клоном популярного отдельного сервиса. С другой стороны, внутри Facebook все еще осталась возможность отмечать под постами места своего нахождения. И вот этой функцией пользователи соцсети все-таки пользуются, хотя часто и неосознанно: мобильное приложение способно само проставлять геометку.
Facebook Deals
В 2011 году социальная сеть пыталась конкурировать с популярными скидочными сервисами Groupon и Living Social. Внутри Facebook появился сервис Deals, который тоже демонстрировал выгодные скидки на предоставляемые на территории США товары и услуги. Deals предлагал пользователям получать информацию о товарах и товарах, которые можно приобрести в своем родном городе. Продукт был запущен и протестирован в пяти американских городах. Но вскоре после этого был закрыт все по той же причине: желающих им пользоваться было мало и со стороны пользователей, и со стороны продавцов.
Facebook Subscribe
В сентябре 2012 года главная соцсеть мира запустила сервис Subscribe. Сервис должен был изменить идею проекта как медиа: Facebook предложил читать не только своих друзей, но и общественных деятелей, журналистов, известных топ-менеджеров, на которых можно «подписаться», не становясь их друзьями (что, конечно, в случае с селебритиз проблематично). Это должно было сделать Facebook конкурентом традиционным СМИ: пользователи могут сами подписаться на все интересующие их ленту и получать эдакий проаобраз «газеты будущего». Позже эту функцию переименовали в Follow. С прежним названием желающих ею пользоваться находилось немного. Ребрендинг пошел функции на пользу, она дала людям возможность следить за мнением авторитетных для них людей по тем или иным вопросам. А те, в свою очередь, получили возможность превращать свои бесплатные аккаунты в медиа, у которого порой бывают миллионы читателей. Таким образом, в своем первоначальном названии Subscribe уже не существует, хотя суть сервиса сохранилась.
Facebook On This Day
Эта функция была представлена в 2011 году. Идея была в том, чтобы регулярно показывать пользователю случайный пост из числа ранее им опубликованных в прошлом. Опыт контакта с образами из прошлого, полагали в Facebook, должен был заставлять людей задумываться о жизни. Но уже в 2013 году этому сервису пришлось пережить полный пересмотр самой идеи. On This Day превратился в Timeline («Хроника»), теперь это лишь удобный интерфейс для навигации по главным сообщениям прошлых лет.
Facebook Sponsored Stories
В январе 2011 года соцсеть Facebook запустил рекламный формат Sponsored Stories, который позволял рекламодателям использовать в своих рекламных целях публикации других пользователей. Если пользователь соцсети подписался на какую-то страницу либо поставил возле нее отметку «нравится», то эта рекламная страница должна была регулярно демонстрироваться его друзьям. Предполагалось, что это будет премиум-формат рекламы на десктопах и на мобильных устройствах. Рекламодатели должны были рассказывать на своей страничке истории, связанные с его брендом, пользователи — получать удовольствие от потребления качественных статей, а Facebook — зарабатывать на показах рекламы.
Через два года, в январе 2014 года, Facebook заявил о том, что перестанет поддерживать формат Sponsored Stories с 9 апреля 2014 года. «Мы начали использовать лучшее от Sponsored Stories — социальный контекст — во всех рекламных форматах. Поскольку это делает Sponsored Stories избыточным форматом, мы перестаем его предлагать. Социальный контекст будет появляться в рекламе различного формата, где он будет сочтен подходящим», так объяснила закрытие проекта администрация Facebook. Вероятно, одна из причин отказа от этого формата заключена в беспрецедентном для американского законодательства судебном иске, истцы которого утверждали, что Facebook бесплатно навязывает им контент, за который было бы уместно платить. Facebook тогда удалось откупиться за $20 млн, но тогда был создан прецедент: судить по аналогичным искам могли начать пользователи сервиса в других штатах США. Поэтому соцсеть решила отказаться от неудачного и уязвимого формата.
Facebook Physical Gifts
Благодаря функции Gifts пользователи могли делать друг другу подарки внутри социальной сети и рассчитываться за них электронными деньгами. До 2013 года в Facebook была возможность отправлять друзьям и электронные, и физические подарки, которые доставлял курьер. Затем администрация сервиса решила отказаться от идеи развозить сувениры: 80% дарили друг другу только виртуальные подарки. Эта возможность до сих пор существует, так что Gifts не исчез, а лишь пережил ребрендинг.
Начать дискуссию