Менеджмент

Дублеры банковских услуг: анализ законности применяемых схем

Кредитно-заемные и депозитно-сберегательные отношения существуют с давних пор. Раньше они существовали в формах меняльных лавок, ростовщических контор и т.д. В современной экономике в качестве кредитно-заемных и депозитно-сберегательных институтов можно рассматривать банки, инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, чековые инвестиционные фонды, расчетные небанковские кредитные организации, ломбарды, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и прочие финансовые институты. Существуют коммерческие и некоммерческие кредитно-заемные и депозитно-сберегательные организации. По своей экономической сути подобные финансовые организации привлекают инвестиции и размещают привлеченные денежные средства в кредиты или займы.

А.В. Щепотьев,кандидат экономических наук

Юридический справочник руководителя

Кредитно-заемные и депозитно-сберегательные отношения существуют с давних пор. Раньше они существовали в формах меняльных лавок, ростовщических контор и т.д. В современной экономике в качестве кредитно-заемных и депозитно-сберегательных институтов можно рассматривать банки, инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, чековые инвестиционные фонды, расчетные небанковские кредитные организации, ломбарды, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и прочие финансовые институты. Существуют коммерческие и некоммерческие кредитно-заемные и депозитно-сберегательные организации. По своей экономической сути подобные финансовые организации привлекают инвестиции и размещают привлеченные денежные средства в кредиты или займы.

Тесные рамки банковских услуг

Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

В последние годы в России количество банков и НКО (кредитных организаций) сокращается: отдельные банки объединяются, некоторые приостанавливают деятельность, имели место случаи банкротства кредитных организаций. Новые кредитные организации практически не появляются.

Однако экономически обоснованная потребность в банковских (либо аналогичных банковским) услуг в нашей стране существенно выше, чем может предложить банковская система. Это обусловлено рядом причин:

— зарегистрировать новую кредитную организацию (имеющую лицензию ЦБ РФ) в настоящее время достаточно сложно (нормативно-законодательные «барьеры», высокий финансово-экономический «порог» вхождения на рынок и т.д.), т.е. некоторым образом ограничена конкуренция банковских услуг;

— организационно-оформительская сложность получения некоторых видов банковских услуг (к примеру: получение кредита, разовые перечисления денежных средств и т.д.);

— дороговизна некоторых банковских услуг по сравнению с аналогичными услугами, оказываемыми коммерческими и некоммерческими организациями, являющимися некой экономической альтернативой банкам.

Кроме того, различные нормативные акты, в первую очередь, Закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», заставляющие банки отчитываться о совершаемых клиентами операциях, делают практически любые операции банковских клиентов доступными, как минимум, заинтересованным государственным органам, а как максимум — всем заинтересованным лицам, если база данных о банковских операциях попадает в широкую продажу на рынке лазерных дисков.

Поэтому, с одной стороны, объективно существует потребность хозяйствующих субъектов в получении кредитно-депозитных или заемно-сберегательных услуг, а с другой вступление в договорные отношения с банком имеет определенные риски, связанные с повышенным контролем государства за данными операциями, формированием банками определенных отчетов в налоговые, правоохранительные и иные органы, финансовую разведку (ФСФМ) и бюро кредитных историй. В результате у многих хозяйственников возникает естественное желание воспользоваться альтернативными услугами, предлагаемыми финансовым рынком .

Альтернатива — есть!

Законодательно предусмотрено множество различных финансовых институтов, которые могут осуществлять заемно-сберегательные операции (определенный экономический аналог кредитно-депозитных операций банков).

Клиринговые и расчетные небанковские кредитные организации

Согласно Положения ЦБ РФ от 08.09.1997 № 516 клиринговые и расчетные небанковские кредитные организации (НКО) не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Этот прямой запрет на привлечение депозитов и размещение денежных средств, в т.ч. в форме кредитов, легко обходится посредством Положения ЦБ РФ «О порядке формирования и использования клиринговым учреждением объединенного фонда поддержания ликвидности» (далее — Положение), утвержденного Письмом ЦБ РФ от 28.11.1996 № 26/3689, в котором говорится, что клиринговое учреждение, «действуя в качестве управляющего Фондом» (т.е. объединенным фондом поддержки ликвидности (ОФПЛ)), в соответствии с заключенными договорами о совместной деятельности с участниками расчетов (клиентами НКО) имеет право совершать операции, по своей экономической сути похожие на привлечение денежных средств (депозитов) и размещение их в форме кредитов. Однако юридически это оформляется как совместная деятельность (п 1.2 Положения) клирингового учреждения (клирингового или расчетного НКО) и участников расчетов (клиентов НКО) «в целях обеспечения устойчивости расчетов между участниками клирингового учреждения и предотвращения системных рисков» (п 1.1 Положения).

Являясь управляющим ОФПЛ (п. 2.2.2 Положения) на основе договора о совместной деятельности (п. 1.2 Положения), расчетная или клиринговая НКО имеет право «осуществлять от своего имени операции с активами ОФПЛ» (п. 2.2.2 Положения ЦБ РФ), однако «не имеет права отвечать активами Фонда по своим обязательствам…» (п. 2.5 Положения ЦБ РФ) и «не имеет права проводить операции за свой счет при управлении…» ОФПЛ (п. 2.6 Положения ЦБ РФ). По сути, расчетная (клиринговая) НКО, не имеющая права совершать кредитно-депозитные операции, имеет возможность совершать экономический аналог данных операций, юридически перенеся все риски (договор совместной деятельности) на всех своих клиентов — членов объединенного фонда поддержки ликвидности.

Рассмотрим операции (предоставляемые услуги), экономическая сущность которых похожа на банковские услуги, которые, однако, юридически таковыми не являются.

Предоставление займов под проценты (экономический аналог выдаваемых банками кредитов) и получение (привлечение) во временное пользование личных сбережений (для физических лиц) или временно свободных денежных средств (для юридических лиц) могут осуществлять лизинговые компании, фонды, ломбарды, специализированные кредитные и сберегательные кооперативы и иные организации.

Ломбарды

До 2002 года деятельность ломбардов лицензировалась, однако с отменой лицензирования деятельности ломбардов осталось достаточно жесткое регулирование деятельности ломбардов, в частности, работа с изделиями из драгоценных камней и металлов, принимаемыми в качестве залога.

Под деятельностью ломбарда понимается деятельность по принятию от граждан в залог в целях выдачи краткосрочных кредитов и (или) на хранение движимого имущества, предназначенного для личного потребления, и по реализации невыкупленного или невостребованного имущества в порядке, установленном законодательством РФ .

Таким образом, ломбарды имеют право выдавать займы под проценты (преимущественно, на потребительские цели) с применением механизма обеспечения возврата займа залогом.

Лизинговые компании

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге) «лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга».

В соответствии с подп. 4 ст. 5 Закона о лизинге, лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов РФ и нерезидентов РФ) для осуществления лизинговой деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Отличительной особенностью лизинга (экономический аналог кредитных операций банков) является целевое использование денежных средств на приобретение «имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам» (ст. 2 Закона о лизинге).

Некоммерческие фонды

Различные некоммерческие фонды, целями которых являются поддержка предпринимательства, улучшение социально-материального состояния граждан и иные социально значимые цели, могут (для достижения уставных целей) выдавать займы под проценты.

Кредитные и сберегательные кооперативы

Выдавать займы под проценты и привлекать личные сбережения (для физических лиц) или временно свободные денежные средства (для юридических лиц) могут различные сберегательные и кредитные кооперативы.

Кредитные кооперативы — это наиболее распространенная форма взаимного кредитования (взаимного заимствования) и сбережения.

Современное российское законодательство предусматривает создание кредитных кооперативов в различных организационно-правовых формах, наиболее распространенными из которых являются:

— кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ) (имеет право принимать личные сбережения пайщиков и выдавать займы пайщикам) — Закон от 07.08.2001 № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»;

— сельскохозяйственный кредитный кооператив (СХКК) (имеет право принимать личные сбережения, временно свободные денежные средства пайщиков и выдавать займы пайщикам) — ст.ст. 4, 7, 40.1 Закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

— общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства (ОВК) (имеет право принимать временно свободные денежные средства пайщиков и выдавать займы пайщикам) — ст. 12 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ;

— жилищный накопительный кооператив (ЖНК) (имеет право принимать личные сбережения, накопления пайщиков с целью совместного инвестирования в жилищное строительство, приобретение жилья) — Закон о жилищных накопительных кооперативах от 30.12.2004 № 215-ФЗ;

— фонд взаимного кредитования (для садоводов, огородников и дачников) (имеет право предоставлять займы на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков) — согласно ст.ст. 4, 11 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединенях граждан»; данный фонд не является кооперативом однако имеет кооперативные принципы работы;

— иные специализированные потребительские кооперативы (ст. 50, 116 ГК РФ).

Кредитные и сберегательные кооперативы (кредитные потребительские кооперативы граждан, общества взаимного кредитования, сельскохозяйственные кредитные кооперативы и др.) на некоммерческой основе для ограниченного числа субъектов (пайщиков кооператива) привлекают личные сбережения (временно свободные денежные средства) пайщиков и предоставляют займы под проценты. Имея существенные юридическо-правовые отличия от банковских кредитных и депозитных операций, заемно-сберегательные операции кооперативов по экономическому смыслу аналогичны им.

Любые юридические и физические лица

Выдавать займы под проценты и получать заемные средства от юридических и физических лиц (в т.ч. под проценты) имеют право практически все коммерческие юридические лица и некоторые некоммерческие юридические лица.

Однако для неспециализированных юридических лиц подобные операции (особенно выдача займов под проценты) не должна носить массовый (систематический) характер, иначе существует вероятность, что подобная систематическая предпринимательская деятельность может быть квалифицированна контролирующими органами как незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ).

Начать дискуссию