Маркетинг

Работодатели предпочитают не связываться с постоянными сотрудниками

Спрос на временных, или заемных, работников ежегодно едва ли не удваивается, констатируют специалисты рекрутинговых агентств. Причем на внештатную работу все чаще требуются не синие, а вполне себе белые воротнички для выполнения непрофильных для работодателя операций.

Денис Литошик

Спрос на временных, или заемных, работников ежегодно едва ли не удваивается, констатируют специалисты рекрутинговых агентств. Причем на внештатную работу все чаще требуются не синие, а вполне себе белые воротнички для выполнения непрофильных для работодателя операций.

Последние два с половиной года компания “Индезит”, крупный производитель бытовой техники, использует временную рабочую силу. “Наш высокий период длится с июня по октябрь, в это время мы увеличиваем количество людей на производстве в среднем на 1000 человек, что составляет 20% от общего количества персонала”, — говорит Сергей Петров, менеджер по персоналу компании.

Рекрутинговые агентства отмечают едва ли не удвоение спроса на временный персонал. “Если в 2003 г. мы предоставили рабочие места чуть менее чем 7000 временных сотрудников, в 2004 г. — 11 000, то за девять месяцев этого года уже более чем 15 000”, — отмечает Екатерина Горохова, генеральный директор рекрутинговой компании Kelly Services CIS. Ее оценки темпов роста этого рынка совпадают с данными компаний-конкурентов. “Спрос на заемный труд рос на 50-80% каждый год последние три года”, — говорит Ирина Авдонина, руководитель отдела работы с финансово-банковскими структурами агентства Manpower.

“Было бы ошибкой считать, что временные сотрудники — это исключительно синие воротнички”, — говорит она. По данным Manpower, на временной основе работают специалисты из разных отраслей и разной профессиональной подготовки: финансисты, переводчики, кадровики, маркетологи, программисты, инженеры, специалисты по продажам.

Завидное непостоянство

Причины, по которым компании прибегают к заемному труду, как правило, носят несколько вынужденный характер. “Так, например, в период временной нетрудоспособности штатного сотрудника по болезни или во время отпуска по уходу за ребенком возникает острая необходимость в дополнительном персонале. А ограничение штатного расписания не позволяет пригласить еще одного специалиста вместо временно отсутствующего.

Потребность в дополнительном персонале может быть продиктована и сезонной деловой активностью. Так, например, в новогодние праздники растет покупательская активность населения и вместе с ней у компании растет потребность в продавцах и менеджерах по обслуживанию клиентов. В период закрытия финансового года возникает необходимость в дополнительных бухгалтерах для работы с финансовой отчетностью.

Для реализации временных проектов многие предприятия привлекают дополнительный персонал. Кроме того, часто возникает необходимость в работниках непрофильных специальностей. Например, когда у компании разветвленная региональная сеть небольших офисов. Держать в этом случае на каждое подразделение полную штатную единицу кадровика или бухгалтера нерентабельно. В таких случаях имеет смысл воспользоваться услугами временных сотрудников соответствующей специальности“, — поясняет Авдонина из Manpower. К тому же, если человек не подходит, его можно тут же заменить на другого, отмечает Горохова из Kelly Services.

Рабочее вместо

“Прямые издержки на заемный персонал всегда выше издержек на постоянный, потому что в конечный счет в любом случае включен гонорар агентства”, — говорит Авдонина из Manpower.

Помимо зарплаты работодатель “оплачивает” единый социальный налог (26,28%) и налог на доходы физических лиц (13%). Гонорар агентства, по словам Авдониной, равен сумме “между этими двумя цифрами”.

По словам Анны Черных, директора направления лизинга персонала компании “Анкор”, речь может идти о “$40-100 c трудоустроенного человека в месяц”. По ее словам, работодатель экономит за счет сокращения до 40% административных издержек. С этим порядком цифр согласен и Петров из “Индезита”.

Основное опасение потенциальных работодателей относительно временного персонала — его недостаточная преданность компании. “Но согласитесь, что вряд ли всерьез можно говорить о мотивации или лояльности неквалифицированных кадров, которые составляют больше половины всех заказов. А квалифицированный специалист, который предпочитает работу по временному контракту, обладает заведомо более широким кругозором, чем человек, который помногу лет работает в одной отрасли или в одной компании”, — говорит Черных. Если специалист предпочитает временную работу, это говорит о том, что у него могут быть особые жизненные обстоятельства или иные приоритеты, которые не влияют на его квалификацию, считает она.

Особое мнение

“У меня трое детей, мне нужна работа, на которой я бы не испытывала угрызения совести тогда, когда мне надо в четыре часа дня встать и пойти забрать среднего из детского сада”, — говорит Мария Маркина, которая работает руководителем PR-службы одной компании. Она вспоминает также своего коллегу по цеху “временных работников” — “хорошего финансиста”, для которого было важно до полудня ежедневно посещать спортивный зал. Он не мог найти постоянного работодателя, который был бы согласен на такие условия. “В качестве временного сотрудника у него десятки работодателей, которым не важно, где он находится в первой половине дня. И сложно обвинять человека в том, что для него состояние его здоровья и тела было важнее, чем продвижение вверх по карьерной лестнице в пределах индустрии или компании”, — говорит Маркина.

При этом она утверждает, что вознаграждение временного работника и его социальный пакет совершенно адекватны компенсациям, которые получают постоянные работники. “Я не делаю карьеру по вертикали в рамках одной компании, но становлюсь все более хорошим специалистом в своей области, и за счет этого я повышаю свою рыночную стоимость”, — говорит она.

По словам Гороховой из Kelly Services, для начинающего специалиста работа во временном качестве привлекательна также тем, что она позволяет попасть в крупные компании, которые испытывают нехватку персонала, но не могут расширить штат из-за необходимости согласовывать этот шаг, например, с европейской штаб-квартирой. “Это возможность зарекомендовать себя в хорошем месте и остаться там постоянно, если работник того хочет,” — говорит она и добавляет, что, по расчетам специалистов американской штаб-квартиры ее компании, “через 45 лет 80% людей во всем мире будут работать по временным контрактам”.

Начать дискуссию