Ведение бизнеса

Больше зарабатывать и меньше терять: основные навыки в риск-менеджменте

Риски будут всегда. Это хорошо — иначе жить было бы скучно. Иногда может показаться, что риски — это то, что от нас не зависит. На самом деле, это не так — от наших действий многое зависит. Главное — вовремя увидеть и просчитать «непредвиденные обстоятельства»; понять, что мы можем сделать, чтобы все получилось так, как нам хочется. Сделать максимум, что от нас зависит, и быть готовыми к любому развитию событий. Это нужно, чтобы больше зарабатывать и меньше терять в бизнесе и жизни.

Риски будут всегда. Это хорошо — иначе жить было бы скучно. Иногда может показаться, что риски — это то, что от нас не зависит. На самом деле, это не так — от наших действий многое зависит. Главное — вовремя увидеть и просчитать «непредвиденные обстоятельства»; понять, что мы можем сделать, чтобы все получилось так, как нам хочется. Сделать максимум, что от нас зависит, и быть готовыми к любому развитию событий. Это нужно, чтобы больше зарабатывать и меньше терять в бизнесе и жизни.

Несмотря на развитие методологической и теоретической базы риск-менеджмента, очень многие организации сегодня сталкиваются с трудностями при внедрении этой технологии в бизнес-практику. Во многом это связано с наличием следующих проблем.

Проблема 1. Интуитивное, несистемное управление рисками. Многие руководители считают, что они и без дополнительных технологий видят полную картину своего бизнеса и интуитивно чувствуют риски. Действительно, профессиональные, талантливые менеджеры обладают потрясающей интуицией. Но ведь интуиция — это подсознательный просчет различных вариантов развития событий и неосознанное принятие решения. Ее можно улучшить, используя технологии управления рисками. Даже хорошая интуиция — это «стихийный» риск-менеджмент отдельно взятого человека, «переваривающего» риски в голове. Осознанный риск-менеджмент — объективная корпоративная технология, не зависящая от настроения руководителя и других факторов. Более того, это тиражируемая и легко распространяемая в рамках всей организации технология.

Проблема 2. Неполное определение рисков. В разговорах менеджеров и собственников бизнеса можно часто услышать фразу «есть такой-то риск». Все менеджеры определяют риски, вне зависимости от применения технологии риск-менеджмента, но зачастую они определяют их не полностью. Если определить только событие или только влияние и не определить точки уязвимости и пр., то риском управлять будет сложно. Не определив слабые места, мы не сумеем понять, из-за чего риск может реализоваться. Так мы не сможем уменьшить вероятность его наступления. Например, если мы не полностью формализуем реализовавшиеся риски (а любой инцидент, сбой в работе бизнеса — это реализовавшийся риск), то, скорее всего, он повторится и еще раз увеличит ваши издержки. Неполное определение рисков приводит к тому, что менеджеры еще больше запутываются.

Проблема 3. «Точечное» управление рисками. Любой бизнес подвержен множеству рисков. Увидеть и смягчить один риск — это не значит управлять рисками. Смягчив один риск, необходимо сразу же приниматься за борьбу с другим. Чтобы не возникло ощущение замкнутого круга, необходимо определять риски максимально полно. Если у вас будет актуальный профиль рисков бизнеса, вы будете уверены в том, что знаете, какие события могут произойти и какое влияние на вас они окажут. Даже если вы не будете иметь возможность их предотвратить, вы как минимум сможете к ним подготовиться.

Проблема 4. Концентрация на незначительных рисках (ошибки в расстановке приоритетов). Риски различаются не только по типу, но и по значимости для бизнеса. Один риск может иметь влияние миллион долларов, а другой — только сто тысяч. При этом у них может быть различная вероятность наступления: может показаться, что у «миллионного» вероятность настолько незначительна, что смягчать его не стоит. Потом же получается, что именно он и реализовался. Чтобы понять, с какими рисками работать в первую очередь, нужно их адекватно оценивать. Для этого нужно подобрать для себя методы оценки рисков, которым вы будете доверять и которые сможете реализовать. Главное, чтобы методы оценки рисков были вам понятны, — не стоит слепо верить формулам и специальным программам.

Основная идея управления рисками

Основная идея управления рисками очень проста. Для того, чтобы управлять рисками, необходимо:

  1. определить, чего мы хотим (начиная новый проект, управляя бизнесом, или вообще — в жизни);
  2. понять, что может нам помешать добиться того, чего мы хотим (то есть какие риски могут повлиять на проект или бизнес);
  3. придумать план действий по максимальному уменьшению влияния определенных ранее (нежелательных для нас) событий (рисков);
  4. предпринять соответствующие действия, чтобы минимизировать влияние рисков в случае их реализации.

Мы все имеем определенный опыт в управлении рисками. Особенно часто, к сожалению, нам приходится работать с рисками, которые уже реализовались. Наш успех зависит от того, насколько правильно и заранее мы увидели эти события и продумали план действий. Или от того, насколько готовы мы были к этим событиям в случае, когда повлиять на них не могли.

Владельца любой компании в стратегическом плане интересуют всего две вещи, которые определяют стоимость бизнеса: 1) прибыльность и 2) безопасность. Как защитить бизнес, а главное, от чего его защищать? Деньги все зарабатывают по-разному. Однако принципы обеспечения безопасности в различных видах бизнеса во многом схожи.

Каковы же критерии стабильности и устойчивости бизнеса? В первую очередь — это соответствие его развития нашим планам, готовность компании к событиям, которые могут привести к отклонениям фактических показателей работы от плановых, а также наличие заранее продуманных мер по избеганию и преодолению последствий таких событий. Если данные условия соблюдаются, отклонение «фактов» от «планов» минимально. Это и есть стабильность, которая, в свою очередь — следствие защищенности.

Какие умения нужны для эффективного управления рисками?

Для того, чтобы систематически и эффективно управлять рисками, нужно научиться:

  1. определять риски таким образом, чтобы было понятно, что делать дальше с проектом, бизнесом или компанией для того, чтобы избежать дополнительных издержек и упущенной выгоды;
  2. применять на практике методы, позволяющие увидеть всю картину рисков, с которыми вы можете столкнуться или уже сталкивались;
  3. определять наиболее критичные риски, чтобы правильно расставлять приоритеты, распределять собственные ресурсы и в первую очередь решать именно первоочередные задачи;
  4. определять оптимальные стратегии управления рисками, то есть те действия, не сделав которые вы меньше заработаете или больше потеряете (чем могли бы);
  5. создавать «подушку безопасности», планировать свои действия на случай, если риски реализуются;
  6. самое главное — реализовывать эти действия! Действия, необходимость которых вы выявили при оценке возможных рисков, которые должны обеспечить управляемость этих рисков, а также защищенность, предсказуемость, прибыльность и конкурентоспособность вашего бизнеса;
  7. использовать технологию управления рисками в самых разных ситуациях: при принятии решений, при определении стратегии организации, при управлении проектами и процессами бизнеса, в котором вы работаете.

Те, кто «набил руку» в управлении рисками, спокойно и смело принимают непростые решения, успешнее управляют сложными проектами и процессами, и их жизнь гораздо более предсказуема. У них есть честно заработанное чувство уверенности.

Начать дискуссию

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Интересные материалы

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России