Американский сервис по вызову такси со смартфона Lyft проводит рекламную кампанию «Lyft for Good», цель которой — улучшить функционирование транспортной системы родного города многих технарей, Сан-Франциско. Чтобы понять, какие именно изменения следует внести в расписание автобусов, создатели сервиса предложили всем своим пользователям платформу для обмена мнений. Аналитики компании прочитают все отзывы и составят что-то вроде базы данных рекомендаций жителей города. Систематизировав данные, они поймут, какие меры необходимо предпринять, чтобы ускорить трафик в Сан-Франциско.
Примечательно, что сравнительно небольшая интернет-компания оказалась готовой взять на себя такую серьезную общественную инициативу. Lyft и подобные ему сервисы, помогающие пользователям быстрее и рациональнее находить машину для поездки, готовы изменять не только свой рынок (услуг такси), но и смежные сферы. iBusines.ru рассказывает об особенностях трех подобных сервисов.
Lyft
Сервис Lyft, работающий в 30 американских городах и намеревающийся в 2014 году покорить Нью-Йорк, очень популярен в США. В апреле 2014 года он привлек $333 млн, и это уже четвертый его раунд инвестиций. Идея, под которую были получены деньги, в общем, очевидна: в каждом крупном городе, с одной стороны, полно людей, добирающихся из одного места в другое на автомобиле в одиночестве, а с другой — тех, кто предпочитает пользоваться для этого услугами такси,— и неплохо было бы дать им возможность найти друг друга. Lyft связывает водителей, которые могут таким образом заработать немного денег, с попутчиками, которые, в свою очередь, могут здорово сэкономить на такси. Система построена на доверии: после каждой совместной поездки водитель и его попутчик оценивают друг друга. Недобросовестные пользователи по мере падения их рейтинга просто удаляются из сети.
Сооснователи стартапа Логан Грин и Джон Циммер настаивают на том, что они не транспортная компания, а сообщество людей, готовых помогать друг другу.
Forbes оценивает стоимость сервиса в $700 млн. Если он превратится из локального американского «перевозчика» в глобальную компанию, его оценка может вырасти в десятки раз.
Uber
Uber, в отличие от конкурирующего сервиса Lyft, предлагает владельцам смартфонов искать не попутчиков, а профессиональных водителей такси. Причем ставку сервис делает на подбор профессиональных водителей и роскошное обслуживание. Uber старше, популярнее и сильно дороже: в ходе последнего раунда инвестиций компанию оценили в $3,5 млрд. Недавно сервис «доехал» и до Москвы.
Водители такси и пассажиры должны зарегистрироваться на сервисе, после чего первые смогут избавиться от необходимости ехать к клиенту несколько километров, а вторые — от необходимости ждать водителя. Как только клиент с помощью мобильного приложения на смартфоне вызывает машину, система ищет водителей, которые находятся со всем рядом от него, и оповещает их о поступившем заказе. Водитель Uber приезжает на место быстро и не тратит топливо на то, чтобы добраться к дому клиента. Но и это еще не все. Дата-центры Uber регулярно обрабатывают данные по трафику и с помощью специальных алгоритмов рассчитывают стоимость поездки, исходя из загруженности автомобильных дорог на текущий момент. Пользователь такси может заранее узнать стоимость поездки. И тут же, прямо внутри приложения, оплатить поездку с помощью банковской карты.
В Москве, однако, тарифы Uber сложно назвать демократичными. Поездка по маршруту в 10 км при условии, что будет потрачено 30 минут, обойдется в сумму порядка 750 рублей. Такая же маршрут, но через пробки, будет стоить примерно вдвое дороже. Возят пассажиров пока исключительно на машинах Mercedes S-класса.
Яндекс.Такси
Этот сервис является самым известным на рынке онлайн-услуг такси в России. Мобильное приложение «Яндекс.такси» позволяет пользователю вызвать такси без посреднических услуг диспетчера и лишних звонков. В компании гарантируют, что максимальное время подачи машины составит 7 минут. Такая скорость достигается за счет того, что сервис, по сути, представляет собой агрегатор служб такси, который с помощью специального алгоритма находит машины, которые находятся рядом от заказчика. Среди прочего, пользователь может указать дополнительные опции: авто в кузове универсал, с кондиционером и детским креслом. В настоящее время сервис доступен владельцам смартфонов (есть и веб-версия) в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани, Воронеже и Вологде.
В отличие от Uber, который работает с водителями напрямую, «Яндекс.Такси» сотрудничает со сторонними службами такси — однако лишь с некоторыми, в качестве услуг которых менеджеры «Яндекса» уверены. Объем заказов, сделанных через сервис за 2013 год, оценивается в 1,8 млрд рублей. По состоянию на начало года, с «Яндекс.Такси» можно было заказать одну из 12 тыс. машин (200 российских таксопарков).
Сейчас «Яндекс.Такси» убеждает таксопарки снизить минимальные требования к пассажирам. Клиенты традиционно вынуждены оплачивать как минимум 30-минутную поездку стоимостью в 400 – 500 рублей. С помощью таких уступок клиентам сервис надеется «выбить» с рынка «серых» перевозчиков.
Начать дискуссию