Эксперты подсчитывают гигантские убытки производителей нефти из-за падения цен на топливо, а Китай и другие потребители потирают руки. Подсчитаны и потери России: каждый доллар в цене на нефть означает уменьшение российского бюджета на два миллиарда долларов. Однако даже дальнейшее падение цены на нефть пока не слишком тревожит российских экономистов.
Цена на западнотехасскую нефть марки WTI в четверг опустилась ниже 80 долларов за баррель впервые с июня 2012 года. Brent упал ниже 83 долларов – до минимума с 2010 года. Всего за три месяца цены на Brent рухнули на 24% со 108,77 доллара за баррель (почти на 26 долларов).
«Может быть, не надо делать из этого трагедию, что вот цена несколько снизилась – и все испугались. Есть колебание цены, и это нормально, но нужно смотреть цену в среднем по году»
Логично, что рубль в четверг продолжил идти вниз. Доллар стоит почти 41 рубль, евро – уже более 52 рублей. И даже сообщение Банка России о том, что 27 октября он вводит новый инструмент – сделки РЕПО в иностранной валюте, не смогли помочь российской валюте. Словесные интервенции второй день подряд уже не действуют (накануне о намерении проводить валютные аукционы заявлял также Минфин).
Потому что главный фактор давления сейчас – падение цен на нефть. Инвесторы распродают активы как развитых, так и развивающихся стран на опасениях за состояние мировой экономики. Впрочем, завтра возможны позитивные новости с саммита «Азия – Европа» в Милане, где должны встретиться президенты России и Украины. Однако, скорее всего, рубль пока продолжит умеренно терять позиции, приближаясь к в 42 рублям за доллар. Основные переговоры по газу намечены на следующую неделю – на 21 октября.
Нефть падает из-за роста производства сланцевой нефти в США и роста добычи в странах ОПЕК (в сентябре максимум за 13 месяцев). Плюс МЭА ждет самый низкий рост спроса на нефть с 2009 года. Подливает масла в огонь Саудовская Аравия, которая начала демпинговать, чтобы удержать свою долю рынка, и ее примеру последовали и другие. Наконец, ОПЕК дала понять, что может и не сократить добычу.
Глава Минэнерго России Александр Новак называет еще одну причину падения мировых цен на нефть – спекулятивную игру. «Когда этот спекулятивный фактор закончит играть свою роль – трудно сказать по долгосрочности», – говорит он.
«Доверие сейчас полностью отсутствует. 80 долларов за баррель – это психологический уровень», – считает директор по инвестициям Ayers Alliance Securities Джонатан Барратт (цитаты по Bloomberg).
Безусловно, сырьевые страны пострадают все без исключения. Остается лишь вопрос, ради чего они готовы держать цены низкими – чтобы «усмирить» США или все же Россию. Снижение цены на нефть до 80 долларов за баррель означает потерю странами ОПЕК 200 млрд долларов из текущего 1 трлн долларов нефтяных прибылей, посчитал руководитель отдела анализа товарных рынков CitiGroup Эд Морзе.
Зато импортеры энергоресурсов, например Китай, определенно выиграют. Снизившаяся до четырехлетних минимумов цена сырой нефти сэкономит мировой экономике порядка 1,1 трлн долларов в год за счет снижения цен на топливо и прочие ресурсы, ожидает Морзе. «Более низкие цены на энергоресурсы для большинства экономик означают снижение издержек бизнеса и поддерживают экономический рост, – говорится в вышедшем на этой неделе докладе Международного энергетического агентства. – Они составляют «подушку безопасности» в достаточно хрупком макроэкономическом контексте».
Что ждет Россию
Такие нефтяные шторма могут стоить России разбалансировки бюджета (сверстан исходя из цены в 93–95 долларов за баррель) и падением ВВП. От каждого падения доллара бюджет России теряет 80 млрд рублей (2 млрд долларов), заявил Bloomberg глава отдела стратегического планирования при Министерстве финансов России Максим Орешкин.
На данный момент падение цены от той, что прописана в бюджете, составляет 10 долларов. То есть Россия может потерять порядка 800 млрд рублей, или 20 млрд долларов. Однако в реальности ситуация, скорее всего, в этом году будет менее серьезная, потому что в первом полугодии цены доходили до 120 долларов. Поэтому среднегодовая стоимость нефти может не только вписаться в бюджетную, но и оказаться выше.
«Может быть, не надо делать из этого трагедию. Есть колебание цены, и это нормально, но нужно смотреть цену в среднем по году», – соглашается Новак. По его подсчетам, «если у нас было 120 долларов в начале года, а сейчас 83 доллара, то в среднем по году цена так и будет 100 долларов». При этом в последние три года цена на нефть в среднем как раз и была порядка 100 долларов за баррель. По его словам, важно сейчас понять тренды на 2015–2016 годы.
Если текущие цены на нефть сохранятся, то в следующем году России придется использовать резервы, больше экономить. Если текущие цены на нефть сохранятся в 2015 году, то экономика России может «уйти в минус», говорит замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев.
По его словам, экономическое ведомство, как и Банк России, проводит исследования развития экономики при снижении цен на нефть вплоть до 60 долларов за баррель. Однако Ведев не паникует: «И при 60 долларах за баррель мы жили, и даже когда-то мечтали о них. Экономика гораздо более адаптивна и устойчива, чем кажется».
Между тем если Банк России разработал стрессовый сценарий на основе падения стоимости черного золота до 60 долларов, то стрессовый сценарий МЭР исходит из того, что нефть упадет лишь до 91 доллара за баррель в 2015 году. В этом случае, посчитали в ведомстве, ВВП России упадет на 0,6%. То есть при меньших ценах стоит ожидать еще более существенного падения.
Нефтяные доходы
«Зависимость бюджета нашей страны от экспорта энергоносителей, а также сравнительно высокая стоимость добычи нефти в большинстве месторождений быстро лишает прибыли наших производителей по мере падения мировых цен», – указывает на негативный фактор финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. В то же время крупнейшая нефтяная компании России «Роснефть» уверяет, что понижение мировых цен на нефть для нее не критично.
«Роснефть работает в рамках утвержденной бизнес-стратегии. Поводов для беспокойства нет. Затраты Роснефти на добычу нефти самые низкие в отрасли. Ресурсная база компании, а также структура доходов и расходов (основная часть выручки в долларах, большая часть издержек в рублях) позволяют компании реализовывать существенную часть своих проектов, направленных на сохранение стабильной добычи и воспроизводство ресурсной базы. При этом проекты компании остаются экономически эффективными при ценах значительно ниже текущего уровня», –рассказал ТАСС официальный представитель Роснефти.
Так, средняя цена на нефть за девять месяцев этого года составила 106,9 доллара за баррель. При этом себестоимость добычи нефти составляет 4 доллара за баррель нефтяного эквивалента (данные МСФО за второй квартал и шесть месяцев 2014 года). Средняя себестоимость добычи нефти в РФ, по словам аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, составляет 6–8 долларов за баррель.
«Можно вспомнить обвал 2008–2009 годов. Тогда минимум был около 40 долларов за баррель, а к концу 2009-го цена была уже вдвое выше. Далее курс стабилизировался у 100 долларов»
На бюджете Роснефти снижение нефтяных цен также не скажется, говорил ранее ее глава Игорь Сечин: финансовые ресурсы компании в 18 млрд долларов позволяют ей «нормально работать». В этом году Сечин ждет чистую прибыль компании на уровне 400 млрд рублей.
Суверенный рейтинг
Еще одним последствием продолжающегося падения цен на нефть и давления санкций может стать снижение суверенных рейтингов России. Экс-министр РФ Алексей Кудрин, возглавляющий сейчас Комитет гражданских инициатив, не исключает такого риска. При этом он гордо отметил: несмотря на все события этого года, рейтинг России до сих пор никто не посмел снизить.
«Прочность, заложенная в финансовую систему, оказалась достаточно высокой, чтобы рейтинг непоколебимо стоял даже под ударом снижения цен на нефть до 80–90 долларов за баррель и под финансовыми санкциями – ограничением финансирования российских компаний, ограничением поставок технологий в Россию, которые, конечно, уменьшают возможности нефтяного сектора. Даже в этих условиях наш рейтинг до сих пор стоял. Это говорит о том, что в России была заложена достаточно прочная институциональная основа и финансовые резервы», – говорит Кудрин.
Улюкаев между тем считает появившиеся слухи о возможном снижении рейтинга России спекуляциями и заподозрил иностранные агентства в «ангажированности». Потому что у международных рейтинговых агентств нет оснований снижать суверенный рейтинг РФ, считает он.
«Что такое рейтинг рейтинговых агентств? Рейтинг долгосрочной платежеспособности, кредитоспособности. Это, попросту говоря, означает уверенность в том, что мы в состоянии погасить наш внешний долг», – отметил Улюкаев. А с этим у России нет проблем. На сегодняшний день внешний долг РФ составляет менее 3% ВВП, а весь госдолг – 11% ВВП. «То есть при желании такой долг можно погасить за один год», – подчеркнул министр экономического развития.
Риски непогашения долга отсутствуют. «С какой стороны ни посмотри, макроэкономическая и финансовая конструкции очень устойчивы, и риск того, что этот мизерный внешний долг каким-то чудесным образом не будет погашен, отсутствует», – аргументирует глава МЭР.
Риск снижения суверенного рейтинга России «большой тройкой» американских агентств носит политический характер, согласен также Александр Зайцев, глава «Рус-Рейтинга». «Нельзя исключать политического давления, так как понижение суверенных рейтингов является мощным инструментом в рамках «политики сдерживания» России», – заявил он.
Как известно, платежеспособность страны как заемщика оценивают три рейтинговых «кита» – Moody's, S&P и Fitch, и все это – американские агентства.
Куда идет нефть
«Цены на нефть пытаются найти дно, в то время как рынок предполагает, что ОПЕК может быть довольна падением цен», – считает Ник Браун из Natixis SA.
Большинство экономистов считает, что цены на мировом рынке достигнут дна, после чего снова начнут повышаться. Такое мнение, к примеру, выразил президент Венесуэлы Николас Мадуро, который вывел страну на пятое место в мире по объемам экспорта черного золота. Это доказывает и опыт обвалов нефтяных цен.
«Подобные резкие провалы не часто бывают длительными. Для сравнения можно вспомнить обвал 2008–2009 годов. Тогда минимум был около 40 долларов за баррель, а к концу 2009-го цена была уже вдвое выше. Далее курс стабилизировался у 100 долларов. Похоже, что таким равновесным уровнем в текущей ситуации является 80, куда мы уже почти пришли», – говорит Купцикевич. Тем более есть плюс во всей этой истории – это относительно стабильный спрос на нефть. Ведь даже на этот год ожидается рост потребления на 2–4%, говорит эксперт.
Остается главный вопрос, каким будет дно. Пока большинство склоняется к 75 долларам за баррель.
По оценке экономистов Barclays, чтобы вернуть котировки нефти к 100 долларам за баррель, ОПЕК должна сократить не менее 1 млн баррелей в сутки при квоте картеля на уровне 30 млн баррелей в сутки. ОПЕК обеспечивает около 40% мировых поставок сырья, но среди министров стран добывающего картеля нет единого мнения.
Венесуэла ранее поддержала инициативу сократить добычу для поддержания котировок. Постоянным сторонником стабилизации цен выступает также Иран. Но Саудовская Аравия с 1 октября уже снизила цену по азиатским контрактам на 1,2 доллара – до 90,02 доллара за баррель, и нефтетрейдеры на основе анализа фьючерсного рынка ждут еще одного раунда снижения отпускных цен Саудовской Аравии, в пределах 0,7–1 доллара за баррель. Кувейт тоже не видит возможности для скоординированного сокращения добычи нефти в странах ОПЕК и прогнозирует снижение цен еще на 14%, до 76 долларов за баррель.
Начать дискуссию