Бизнесменам теперь не обязательно обращаться в банки за кредитами: нужную сумму можно собрать с будущих покупателей.
Краудфандинг — это способ финансирования проекта множеством людей, каждый из которых вносит небольшую сумму. Раньше это было очень трудно из-за невозможности широкого распространения информации для привлечения нужного числа участников, но сейчас интернет позволяет организовать сбор средств быстро и просто — иногда буквально за несколько часов.
iBusiness представляет обзор лучших сайтов для краудфандинга, на которых авторы ценных идей могут получить деньги для их реализации, а все остальные — поддержать интересные проекты или купить еще не существующие вещи.
1. Kickstarter — лидер отрасли
https://www.kickstarter.com
Самый известный краудфандинговый сайт — это Kickstarter. Его название стало почти синонимом такого способа привлечения инвестиций. С 2009 года, когда был создан сайт, здесь получили финансирование более 72 тысяч проектов на общую сумму 1,2 млрд долларов.
На Kickstarter можно предлагать собственные проекты в разных категориях. Большинство категорий относится к искусству: кино, музыка, фотография, публицистика, танцы и тому подобное. Но прославился сайт прежде всего технологическими новинками: именно здесь стартовали «умные» часы Pebble, очки виртуальной реальности Oculus Rift и другие уникальные устройства.
Kickstarter накладывает определенные ограничения на публикуемые проекты. Прежде всего, каждый из них должен иметь результат, которым можно поделиться с другими людьми, — материальный или нематериальный. Благотворительные проекты не допускаются. Система платежей основана на наградах: каждый, кто поддержал проект деньгами, получает от авторов определенное вознаграждение: будущий продукт или услугу.
Финансирование на Kickstarter осуществляется по принципу «все или ничего»: неубедительные проекты, не достигшие своей цели по привлечению средств, остаются без денег.
2. Indiegogo — краудфандинг для всех
https://www.indiegogo.com
Indiegogo отличается от прочих краудфандинг-сайтов гораздо более мягкими требованиями к запускаемым проектам. Это делает его одним из самых универсальных решений для коллективного финансирования. Кроме идей технологических устройств, музыкальных альбомов, фильмов и прочих типичных для краудфандинга проектов, здесь можно найти кампании по сбору средств на социальные и медицинские нужды, на благотворительность и образование.
В отличие от Kickstarter, Indiegogo позволяет получить собранные средства, даже если не удалось собрать всю необходимую сумму. Но в этом случае владельцы сервиса оставляют себе более высокий процент от сборов — 9% вместо обычных 4%.
Недавно на сайте появилась возможность начинать бессрочные проекты Forever Funding. Их суть в том, что можно получать финансирование от пользователей не только перед началом проекта, но и на любых других этапах существования компании. По сути, Indiegogo становится для предпринимателей постоянным каналом продаж и постоянным источником инвестиций. Правда, пока новая программа находится в пилотной стадии и доступна только избранным участникам.
3. RocketHub — финансовая школа
http://www.rockethub.com/
Как краудфандинг-площадка RocketHub имеет много общего с Indiegogo и другими сайтами. Свои проекты здесь могут предлагать не только предприниматели, но и музыканты, фотографы, дизайнеры и другие люди искусства. Кроме того, деньги можно собирать на общественные и некоммерческие цели.
Сбор средств на каждый проект ограничен по времени. Когда время истекает, автор получает ту сумму, которую удалось собрать, даже если он рассчитывал на большее. Комиссия сайта составляет 4% для проектов, получивших полное финансирование, и 8% — для остальных.
Особенностью RocketHub является активная работа владельцев сайта по продвижению краудфандинга как полноценного финансового инструмента. На сайте действует школа краудфандинга, в которой специалисты помогают правильно организовать сбор средств и добиться лучших результатов. Кроме этого, RocketHub сотрудничает со сторонними организациями, включая маркетинговые фирмы и телеканалы, помогающие авторам проектов во время кампаний по привлечению инвестиций.
4. YouCaring — новая форма благотворительности
http://www.youcaring.com/
Запуск некоммерческих проектов — это относительно новое направление в коллективном финансировании. По традиции обращение к другим людям за финансовой поддержкой всегда составляло основу любой благотворительной деятельности. Но развитие идей краудфандинга привело к возникновению новых площадок в этой сфере. По сути они представляют собой благотворительные фонды нового поколения, основанные на информационных технологиях.
Одним из самых известных сайтов такого рода является YouCaring. На нем собирают средства на лечение тяжелобольных, на работу детских домов, на образовательные проекты и другие не менее важные цели.
Все деньги предназначаются конкретным адресатам, а не уходят на «абстрактную благотворительность». С помощью сайта успешно реализовано более 90 тысяч проектов, которые привлекли около 163 млн долларов.
YouCaring не требует никаких сборов и отчислений. Сайт финансируется за счет добровольных пожертвований.
5. Crowdfunder — большие инвестиции
https://www.crowdfunder.com
Краудфандинг может использоваться в качестве основного или вспомогательного канала для привлечения совладельцев в запускаемый или существующий бизнес. Именно для таких целей служит сайт Crowdfunder, на котором встречаются частные инвесторы и предприниматели со всего мира.
Каждый проект, собирающий средства с помощью этого сайта, предлагает инвесторам не товары или услуги, а доли в компании и участие в прибыли. Поэтому минимальные платежи здесь очень высоки — они могут варьироваться от тысяч до десятков тысяч долларов. В случае успешного финансирования проекта все участники становятся полноправными совладельцами бизнеса.
Сайт ориентирован в основном на американские стартапы, но позволяет организовать сбор средств и компаниям, зарегистрированным в других странах. В правилах Crowdfunder иностранцам рекомендуется проконсультироваться с юристом по всем вопросам, связанным с привлечением иностранных инвестиций и выводом средств.
Начать дискуссию