Инвестиции

Разрешите войти!

Иностранному инвестору, который ищет площадку для запуска производства в России, обычно есть из чего выбирать. Однако Калужская область в соревновании регионов за иностранные инвестиции создала для себя сильное конкурентное преимущество, первой в стране освоив формат индустриальных парков.

Иностранному инвестору, который ищет площадку для запуска производства в России, обычно есть из чего выбирать. Однако Калужская область в соревновании регионов за иностранные инвестиции создала для себя сильное конкурентное преимущество, первой в стране освоив формат индустриальных парков.

Привлекать крупные транснациональные корпорации Калуга училась у Франции и Швеции. Еще в конце 1990‑х в регионе поняли, что только серьезные инвестиции в промышленность способны увеличить постоянный денежный поток и обеспечить устойчивое экономическое развитие. В качестве образца взяли французский Монпелье: за тридцать лет он сумел превратиться из захолустного южного городка в один из крупнейших европейских центров высоких технологий, а его население возросло почти в четыре раза. Секрет успеха — близкое взаимодействие власти с инвесторами и создание полной инфраструктуры для выращивания и развития технологичного бизнеса. Повторить этот опыт для российского региона было сложно вдвойне — ведь для начала требовалось убедить западного инвестора, что в России делать бизнес не страшно.

Функции «имиджмейкера» передали Агентству регионального развития Калужской области, созданному в 2000 году по образу и подобию аналогичной структуры во Франции. Агентство не только занялось продвижением региона, но и непосредственно участвовало в разработке пошаговой стратегии привлечения в область иностранного бизнеса. В основу инвестиционной концепции региона лег план по созданию индустриальных парков — площадок, полностью подготовленных под размещение производства. Идея продавать инвесторам не землю, а готовую инфраструктуру лежала на поверхности, но для России была абсолютным новшеством. Новым оказался и подход команды губернатора Анатолия Артамонова. Региональные чиновники самого высокого уровня лично встречались с потенциальными инвесторами и персонально курировали проекты, отвечая за то, чтобы не возникало административных, бюрократических и других преград.

Терра нова

На строительство первых индустриальных парков и развитие инфраструктуры ушло 7,7 млрд рублей. Существенную часть финансирования (5,7 млрд) составили кредитные ресурсы Внешэкономбанка, для которого Калуга стала экспериментальной площадкой по «обкатке» нового продукта для регионов. Начинали, впрочем, изыскав собственные средства: областной бюджет выделил 1,8 млрд рублей, муниципальный — еще 0,2 млрд. В 2006 году работа по реализации стратегии закипела.

— Большинство парков было задумано как гринфилд-проекты: к участку земли «в чистом поле» подводились инженерные коммуникации (электричество, вода, газ, канализация, очистные сооружения), прокладывались дороги, — рассказывает Юрий Иванов, генеральный директор Корпорации развития Калужской области (эта организация была создана в 2007 году, чтобы управлять техническими аспектами работы всех индустриальных парков, а также стать «единым окном» для инвестора по любым практическим вопросам). — Много сил уделялось планированию географического расположения парков. Площадки должны были удовлетворять целому ряду критериев: находиться на небольшом удалении от скопления трудовых ресурсов и центров коммуникации, иметь удобные пути подъезда и довольно большую площадь.

Рассчитывать на то, что инвестора можно «купить» на один лишь участок земли с подведенными инженерными сетями, было бы наивно. Нарабатывая связи с зарубежными партнерами, калужские власти понимали, что действовать нужно более масштабно. В 2006 году делегация от области посетила шведский город Линчёпинг в рамках российско-шведского проекта «Гроу-Калуга». Технопарки и индустриальные парки вписаны в Швеции в плотную взаимосвязанную сеть многочисленных элементов инфраструктуры поддержки высокотехнологичных предприятий, включающую вузы и научные учреждения, центры помощи предпринимательству, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, финансовые и кредитные учреждения. Нечто подобное решено создать в Обнинске: по плану, город станет наукоградом, опорным пунктом по развитию малых и инновационных предприятий. Вместе с тем в Швеции чрезвычайно высоки стандарты в социальной сфере: очевидно было, что в Калужской области необходимо заодно разворачивать строительство жилья, благоустраивать рекреационные зоны, привлекать кадры на свою территорию.

Вскоре на горизонте замаячил первый по-настоящему серьезный инвестор — немецкий концерн Volkswagen. Компания рассматривала предложения сразу от нескольких российских регионов, и конкуренция за лакомого инвестора развернулась нешуточная. На кону стоял почти миллиард долларов долгосрочных вложений со стороны концерна в строительство производственных площадок. Заполучить Volkswagen важно было еще и по идеологическим соображениям: видя, что в регион без опасений заходит столь мощный инвестор, за ним непременно потянутся компании помельче. Губернаторская команда действовала решительно. Компании предложили отличный участок под завод в непосредственной близости от Калужской кольцевой автодороги, на территории технопарка «Грабцево». Под боком было много дополнительных свободных площадей для последующего расширения завода. «Вишенкой на торте» стали строительство железнодорожного терминала и организация таможенного контроля прямо на территории завода. В 2007 году первый камень будущего завода был заложен. Расчет оказался верным: за немецким концерном в область пришли другие крупные автопроизводители. В индустриальном парке «Калуга-Юг» расположилась компания Volvo Trucks, в «Росве» — международный альянс PSA Peugeot-Citroёn-Mitsubishi. За ними в автокластер потянулись поставщики компонентов и комплектующих, а также обслуживающие предприятия. Формирование кластера не прекращается до сих пор: в ноябре 2014 года Volvo открыла завод по производству кабин для грузового транспорта, в дальнейших планах — строительство завода по производству двигателей.

Еще одной важной вехой стало подписание в 2007 году инвестиционного договора с южнокорейской компанией Samsung Electronics: он предусматривал строительство завода по производству бытовой техники на территории индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе. Общий объем инвестиций составил $200 млн. Местные власти прекрасно понимали, что для столь внушительного бизнеса главное — безупречное выполнение всех контрактных договоренностей в короткие сроки. Уже в 2008 году завод был открыт, а еще через год к производственным площадям добавился самый большой в России логистический центр площадью 53 тыс. кв. метров.

Точно в срок

После успешного старта индустриальные парки в Калужском регионе росли как грибы после дождя: сегодня их уже десять, включая особую экономическую зону «Людиново». Каждый из этих объектов — подготовленный земельный участок со всеми коммуникациями, инженерной и транспортной инфраструктурой. На территории парков реализуют свои проекты 89 компаний со всего мира. Все они пользуются значительными налоговыми преференциями, продолжительность действия которых зависит от объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестпроекта. Так, инвестор, вложивший более $3,2 млн, на протяжении года освобождается от налога на имущество и пользуется ставкой налога на прибыль в 15,5%. Инвестиции свыше $32,2 млн продлевают срок налоговых льгот до трех лет.

Каждый инвестор получил возможность четко планировать свои вложения и сроки реализации проекта — чего, например, в столице добиться пока намного сложнее. И самое важное: механизмы инвестиционного процесса прозрачны, просты и понятны на всех этапах — в долгосрочном периоде для инвестора этот фактор гораздо значимее любых льгот. По словам Юрия Иванова, Корпорация развития Калужской области доказала, что может выступать гарантом четкого выполнения сроков и технических условий инвестпроектов любого объема.

— Скорость реализации проекта шинного завода Continental на территории Калужской области можно назвать рекордной, — подтверждает генеральный директор компании «Континентал Калуга» Георгий Ротов. — Решение о строительстве завода принято в июне 2011 года. Уже 17 июля в Ганновере был подписан меморандум о сотрудничестве. Первый бетонный фундамент залит уже в январе 2012‑го; в течение этого же года мы подвели под крышу основные здания и в январе следующего начали монтаж оборудования. В июле 2013 года состоялось первое пробное тестирование линии с использованием компонентов, полностью произведенных на заводе в Калуге, а в сентябре мы уже запустили серийное производство. Всего в течение пяти месяцев с момента решения построить завод в Калуге местным властям удалось подготовить площадку для строительства, построить новую дорогу и обеспечить все необходимые коммуникации. На протяжении всего периода управленческая команда региона помогала нам оперативно решать совершенно разные вопросы — от подготовки инфраструктуры до подбора персонала.

Несмотря на то что для Калуги первостепенным вектором до сих пор является привлечение крупных инвесторов, Корпорация развития обзавелась также продуктом для малого и среднего бизнеса. Это схема built-to-suit — строительство зданий под запросы заказчика с правом последующего выкупа. «Такой вариант хорош для компаний, которые не имеют больших свободных средств на строительство или пока по каким-либо причинам не желают заключать долгосрочные контракты», — объясняет Юрий Иванов.

Что дальше? Калужские власти продолжают развивать удачный формат. Большинство индустриальных парков сегодня располагается в северной части области. В стратегии развития региона до 2020 года предусмотрено смещение фокуса на юг, в промышленно развитые районы с хорошей транспортной доступностью. Размещение особой экономической зоны в Людиновском районе — первый шаг в этом направлении. Другая важная задача — совершенствование транспортно-логистического кластера. В индустриальных парках «Ворсино», «Росва», в Людинове запланировано создание многофункциональных логистических центров. Они позволят принимать большие объемы международных грузов, производить перевалку грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, отслеживать грузы в режиме реального времени от момента погрузки до принятия их адресатом. Для компаний, зависящих от международных комплектующих (той же Samsung), это серьезный плюс.

Калуге удалось с честью выйти и из кадровой головоломки — вечного больного вопроса для любого региона, пытающегося создать благоприятный инвестиционный климат. В регионе открылось два крупных специализированных обучающих центра для нужд автомобильного и фармацевтического кластеров. Центр по подготовке кадров для автопрома уже обучил более 8 тыс. специалистов, причем не только для Калужского региона: здесь повышают знания сотрудники автомобилестроительных компаний Санкт-Петербурга, Набережных Челнов, Самары. Поэтому новоприбывшим инвесторам чаще всего удается относительно безболезненно набрать персонал. По словам Жоржа Шишманова, генерального секретаря косметического гиганта L’Oreal, на заводе компании в индустриальном парке «Ворсино» значится только три иностранных сотрудника. 90% работников — местное население, жители Обнинска и окрестностей.

«Перед запуском инвестпроекта мы ездили по разным регионам, чтобы понять, есть ли там квалифицированные кадры, университеты, техникумы, — рассказывает Георгий Ротов («Континентал Калуга»). — В некоторых местах нам сообщали, что выпускники и специалисты уезжают в Москву или в Калугу, потому что там находятся новые, современные предприятия, где молодым специалистам интересно работать. Люди не боятся ехать в Калугу: в регионе много предприятий, и если не получится найти работу в одном месте, то можно попытаться в другом». И эти два потока в регион — инвестиций и трудовых ресурсов — прямое доказательство эффективной и взвешенной работы правительства региона над реализацией крупных инвестиционных проектов за последние 6–7 лет.

Частный случай

Сергей Спетницкий, генеральный директор «И-ПАРК ЛЕММИНКЯЙНЕН»

С 2007 года финская компания «Лемминкяйнен» реализует на территории Калужской области проект частного индустриального парка. Это первый девелоперский проект компании в России, однако похожий опыт у нас есть в других странах. Выбирая регион для осуществления проекта, мы опирались на ряд технических, геодезических и юридических требований. Калуга подходила наилучшим образом. Российская «дочка» «Лемминкяйнен» со стопроцентным иностранным капиталом приобрела в собственность земельный участок, оформила права и перевела его в категорию земель промышленного использования. Затем мы начали инвестировать в инфраструктуру. На все ушло около трех лет; это средние сроки. Получив необходимую разрешительную документацию, стали подключаться к сетям и параллельно занимались другими инженерными коммуникациями — ливневыми стоками, оптоволоконными каналами и так далее. Главное отличие нашего парка от технопарков и браунфилд-проектов (таких, которые используют старые объекты промышленного назначения. — Прим. ред.) состоит в том, что мы не сдаем в аренду готовые помещения, а предлагаем инвестору приобрести земельный участок и подключиться к инженерным сетям. В дальнейшем мы обслуживаем эту инфраструктуру и предлагаем дополнительные сервисы — например, клининг. Либо выступаем как генподрядчик и ведем застройку на участке.

Администрация области активно участвовала в проекте. Мы подписали инвестиционное трехстороннее соглашение c областным правительством и муниципальными властями, где четко прописаны обязательства всех сторон — в частности в отношении сроков подключения к сетевой инфраструктуре. Все обязательства были точно выполнены; мелкие проволочки с энергоснабжающими организациями удалось сравнительно быстро решить. Сейчас на территории парка есть действующий резидент — финская компания Rani Plast, открывшая осенью 2012 года завод по производству полиэтиленовой пленки. Предприятие бесперебойно работает 24 часа в сутки: это мы считаем лучшим доказательством того, что никаких проблем с инфраструктурной точки зрения у него нет. В прошлом году мы подписали протокол о расширенном сотрудничестве по «И-Парку»: право привлечения инвесторов на его территорию получила Корпорация развития Калужской области. Проще говоря, она помогает нам «продавать» территории, оформлять коммерческие предложения, общаться с инвесторами.

Частный парк хорош тем, что он может в очень короткие сроки обеспечить начало реализации проекта — примерно за полгода. Как собственники земельного участка и как владельцы объектов сетевого хозяйства мы сами выписываем технические условия, минуя долгий процесс получения такого рода разрешений. К тому же бизнес всегда прозрачен по отношению к другому бизнесу; мы мыслим одинаково. Есть мнение, что иностранцы «заточены» только под привлечение таких же иностранцев, но это не так. Доля российских компаний, занимающихся поиском земельных участков под локализацию производства, растет и сегодня превышает долю иностранных. Если раньше отечественные компании гнались в первую очередь за дешевизной, то сейчас они смотрят на сроки и надежность партнера. Но, вообще говоря, никаких предпочтений в плане «национальности» инвестора у нас нет.

Начать дискуссию