В ситуации нарастающей неопределенности, к которой уже давно тяготела российская экономика, руководителям бизнеса постоянно приходится принимать решения, полагаясь лишь на то, что принято называть чутьем и интуицией. И то и другое — производное от способности (часто — неосознанной) сканировать информацию и ловить тонкие сигналы.
Начнем с того, что абсолютно все данные, необходимые для принятия безошибочного решения, всегда в наличии в окружающем информационном поле. Тренды и угрозы, способные определить дальнейшую судьбу вашего бизнеса на ближайшие годы и даже десятилетия, так или иначе отражены в нем, и эти сведения находятся в открытом доступе. Нужно только выловить их в бурлящем информационном потоке.
На лекциях в Академии народного хозяйства я часто рассказываю слушателям про тонкие сигналы и работу с ними, когда речь заходит о хаотической среде и поведении компаний в условиях неопределенности. Главные вопросы в это время буквально висят в воздухе аудитории: «Как работать с информационным полем и отделять зерна от плевел?», «Как ранжировать источники по достоверности?», «Как быстро фиксировать малейшие изменения среды обитания и держать нос по ветру?». Давайте разбираться.
Составные части
Главный принцип работы с информацией в хаотические времена: абсолютно все источники заслуживают внимания и сканирования. Даже самые «грязные», «шумные» и априори недостоверные. Помните? Секретные агенты из комедийного фильма «Люди в черном» черпают информацию о том чтона самом дел происходит вокруг, из таблоидов, публикующих всякие небылицы и слухи про пришельцев. И правильно делают! В нашем случае, как это ни парадоксально, обращаться к качественной деловой прессе в поисках тонких сигналов тоже стоит лишь в самую последнюю очередь: информация здесь «причесана» под формат, а тенденциозность ее подачи обусловлена редакционной политикой или внешними факторами.
Тонкие сигналы формируют у человека, умеющего их воспринимать, особое ощущение реальности, которое, подобно мозаике, складывается из самых различных элементов: обрывков мыслей, случайно подслушанных разговоров, которые выхватывает ухо из контекста окружающей жизни, других сенсорных впечатлений. И это ощущение реальности, как ни странно, может давать более глубокое понимание происходящего вокруг, чем многие тома аналитических отчетов. Работать с источниками тонких сигналов очень сложно людям с ярко выраженным левополушарным мышление, которые привыкли опираться на цифры, графики и статистические выкладки. Однако вернее всего про будущее рассказывают не цифры, а ощущения, которые необходимо уметь распознавать.
Один из источников тонких сигналов — экспертные оценки. Верные признаки тонких сигналов — слова «я думаю», «скорее всего», «похоже, что». Различные экспертные оценки нужно суммировать на уровне ощущений, понимая, что этот источник информации тоже по-своему загрязнен: авторы мнений в большинстве случаев «самоангажированы», их внутренний настрой нередко приводит к необъективной трактовке событий.
Как ни парадоксально, еще ближе к сути происходящего может находиться другой, гораздо более «грязный» источник тонких сигналов — слухи и сплетни. Интернет — идеальная среда для их распространения; Сеть заполнена «желтыми» ресурсами, на которых короткие и малодостоверные новости перемежаются с квазирекламными рекомендациями по поводу того, «как похудеть на сорок килограммов».
Нельзя списывать со счетов и суждения обычных людей, которые вас окружают. Тут хрестоматийный пример — полуапокрифическая история про американского банкира Джона Пирпонта Моргана‑младшего, который благодаря тонким сигналам вовремя почувствовал приближение Великой депрессии. Однажды уличный чистильщик обуви, приводивший в порядок ботинки известного финансиста, принялся расспрашивать его о фондовом рынке и перспективе роста бумаг различных компаний. Вернувшись в свою контору, Морган приказал немедленно избавиться от всех акций. Свое интуитивное решение он объяснил так: «Если на фондовый рынок пришел даже чистильщик обуви, биржевой крах неминуем!»
Суждения окружающих представляют собой ценность исключительно благодаря своей массе. Нам потребуются «гигабайты» «болтовни» чистильщиков обуви и других самых разных людей, чтобы наше мышление обнаружило в этой какофонии мнений свои закономерности и повторяемость. Разумеется, коллективное бессознательное легко воспринимает и распространяет любые заблуждения. Однако каждый человек по своей сути — «агент информационного поля». Прислушиваясь к самым разным суждениям, мы позволяем нашей интуиции вычленить хотя бы общую тональность происходящего — и срабатывает «эффект Моргана».
Для того чтобы настроить свою сенсорную систему на получение тонких сигналов, необходимо сформулировать для самого себя вопрос: «Что именно я хочу узнать?» Ключевые слова заносятся во внутреннюю «строку поискового запроса», после чего можно начинать сканировать все источники подряд — от интернет-ресурсов до желтой прессы и телевидения.
Ласкающий слух
При сборе информации официальные заявления властей будут иметь для нас довольно сомнительную ценность. Дело в том, что в условиях хаоса тонкие сигналы распространяются по другим каналам, имеющим менее устойчивый характер и требующим совершенно иных проводников.
В первую очередь для нас могут быть интересны так называемые информационные вбросы, которые очень часто встречаются в интернете. Они очень похожи на слухи, даже если авторство приписывается правительственным источникам. Вбросы — это мнимая утечка информации, оформленная в маленькие статейки из пары абзацев и размещенная на странных, но посещаемых сайтах. Информационные вбросы никогда не встречаются в поле первого восприятия. Они не попадают в сводки новостей, появляясь и существуя какое-то время лишь на информационных задворках. Цель информационных вбросов — проверить реакцию общества и бизнеса на те или иные инициативы. Стоит заметить, что Россия за последние годы избавилась от обычаев ельцинской эпохи, когда различные потрясения сваливались на нас как снег на голову, а девальвация наступала аккурат назавтра после выступления президента, в котором тот убеждал общество в том, что никаких изменений не предвидится. В настоящее время власти исповедуют более зрелый подход и заинтересованы в том, чтобы заранее просчитать реакцию населения на те или иные решения. А это означает, что упреждающая информация из коридоров власти непременно будет истекать — как через официальные каналы, так и через неофициальные. Разумеется, правительство вряд ли скажет согражданам в лоб: «Товарищи, затяните пояса, впереди по курсу 70 рублей за доллар!» Но «сливы», слухи и сплетни обязательно будут. Поэтому прежде всего они, а затем уже экспертные оценки и официальные версии происходящего могут быть источниками для формирования полной картины бытия. Именно странные сообщения, найденные на нестатусных сайтах, и стоит запускать в работу, постоянно сверяя их с другими источниками информации.
Приведу пример, описывающий технологию работы с источниками тонких сигналов. Допустим, нас сильно волнует ситуация с курсом рубля (а кого она сейчас не волнует?). Мы находим массу малодостоверных сообщений панического свойства: «Источники в правительстве утверждают, что к 2015 году доллар будет стоить больше 50 рублей». Дальше обнаруживаем стандартный комментарий министра финансов, который, к примеру, обещает, что курс к следующему году установится на уровне 37 рублей за доллар, а еще через год — 38. Держим в уме, что для нас это всего лишь экспертное, то есть далекое от оси правды и, скорее всего, ангажированное мнение. Обращаем внимание на другие официальные сообщения. К примеру, представителя регулятора, который заявляет о невозможности полностью контролировать динамику курса. Собрав все исходные данные, мы начинаем их сортировать, для начала пытаясь найти общий знаменатель. В данном случае это не составляет труда: для нас важно то, что ни в одном из источников информации не сказано, что рубль будет расти. Фактически расхождения касаются только темпов снижения курса. Для того чтобы определять динамику, необходим опыт. Однако в этом случае исходных данных хватает для того, чтобы предположить: с учетом скорости снижения курса за последнее время и прогнозов условного министра финансов (снижение на три рубля за три года), означенное трехрублевое снижение курса с высокой степенью вероятности произойдет на самом деле за ближайшие три месяца… Подобным образом сигналы, необходимые для принятия решения, анализируются в любой области
Знаки отличия
Тонких сигналов, проявляющих себя на уровне слухов, огромное количество. Как ни странно, «слухи» нередко срабатывают даже в случае, если поначалу воспринимаются нами как что-то за гранью вероятного. К примеру, чуть больше года назад Владимир Жириновский вышел в Госдуме с инициативой запретить конвертацию валюты на территории РФ. Тогда его подняли на смех. Последующих «вбросов», повествующих о судьбе инициативы, не последовало, а это означает, что она находится в работе. Зато в последние три месяца идея запрета конвертации валюты уже не кажется такой неправдоподобной: это стало предметом обсуждения.
Если резко негативной реакции населения не последовало, «проект» стартует. По точно такой же схеме разворачивалась драма с реформированием российской медицины, которую мы сейчас наблюдаем. Первый вброс на эту тему состоялся еще в начале января этого года, когда появились сообщения о готовящихся планах приватизации больниц. Общество никак не отреагировало, несмотря на нарастающие слухи. Но когда процесс стал обретать явные черты, об этом все заговорили как о внезапном событии. Сигналов же о происходящем было более чем достаточно. Причем если на этапе зарождения процесса его еще можно остановить, то в момент, когда он запущен, это практически невозможно
Некоторое время назад я наткнулась на удивительно тонкий сигнал (и меня очень порадовало, что мои слушатели тоже обратили на него внимание): в одном из своих «сомнительных» источников я увидела маленькую заметку о том, что государства азиатского региона сформируют объединение, подобное Евросоюзу, с описанием этапов и приблизительных сроков, когда об этом решении будет объявлено (а именно — в апреле–мае 2015 года). Поэтому, когда мы прочитаем это в новостях, не стоит говорить о событии как о совершенно неожиданном. Равно как и в случае слухов о росте цен на продукты и на бензин… Я бы сейчас с удовольствием посмотрела на тех, кто около года назад крутил пальцем у виска в ответ на мои прогнозы о скачке стоимости доллара до 42 рублей. Вбросов на эти и другие темы предостаточно. И если человек готов, он их обязательно увидит и услышит. Ничто не мешает воспринимать информационное поле, в котором нет-нет да и просочится искомая информация.
Проблема в том, что у многих людей наблюдается сенсорная глухота: человек может заметить информационный источник, однако не способен его воспринять или верифицировать. Как тренер я могу утверждать, что если человек начнет учиться воспринимать, то все барьеры исчезнут сами собой. Главное — сделать шаг и начать работать с информационным полем в режиме восприятия тонких сигналов. У многих людей эта система заблокирована по разным причинам: неприятные сообщения читать сложно, заходить на сомнительные сайты вроде бы не пристало. Таким образом, человек не может воспринимать все информационное поле как оно есть, а не выборочно. Поэтому главным условием для поиска тонких сигналов является освобождение своего сознания от стереотипов. Другое условие точного попадания — формулировка вопроса, ответ на который нас интересует: куда вкладывать деньги, в каких валютах резервировать средства, что, наконец, купить и т. п.
Что такое «хорошо»
При определенной тренировке наш мозг в состоянии перелопатить любой объем информации, однако неопытному человеку необходимо концентрироваться на более точечных действиях. После этого мы начинаем сканировать все информационное поле, воспринимая сигналы разного происхождения и обращая внимание прежде всего на странные источники без репутации. Однако на этом этапе человека подстерегает еще одна ловушка, во многом обусловленная сознанием, которое изначально у всякого человека настроено на восприятие позитива. Этот «позитивизм» постоянно будет нашептывать: «А давай-ка теперь начнем собирать положительные факты! Давай-ка еще раз посмотрим, все взвесим». Позитивное сознание очень любит апеллировать к прошлому: «Да ладно, мы еще и не такие проблемы переживали!» Хотела бы заметить, что «такие проблемы» мы еще не переживали. Россию ждет системная трансформация: рушится старое при необходимости строить новое. И если не считать известных событий столетней давности, на нашей памяти с подобными проблемами страна еще не сталкивалась.
Мешает людям и робость в действиях: человек не хочет менять свою жизнь и предпринимать дополнительные усилия, оправдывая пассивность иными — благоприятными — прогнозами.
В целом для работы с тонкими сигналами необходима привычка, которая появляется лишь путем беспрерывного сканирования информации. Если запустить эту функцию, она будет работать автоматически, совсем не беспокоя человека. Для правого полушария человеческого мозга, с его чудовищной мощностью, многополосный вход информации не доставит никаких неудобств. Для человека это может быть естественно точно так же, как для летучей мыши — ориентироваться в пространстве с помощью ультразвуковой эхолокации. В случае если система сумеет освободиться от блоков, барьеров и лишних фильтров, мир станет для человека предельно прозрачным. А поведение объектов как на макроуровне, так и на уровне отдельно взятой компании обретет предсказуемость. Так или иначе, тонкие сигналы как провозвестники надвигающегося события позволят человеку действовать предусмотрительно. И даже не успев ничего сделать физически, мы будем готовы морально. А это и есть наша главная задача, ведь именно тогда в человеке сработает инстинкт, хорошо знакомый животному миру.
Мы много внимания уделили получению информации, связанной с угрозами и опасностями. На это есть вполне понятные причины. Однако хотела бы подчеркнуть, что точно таким же образом анализируется информация, имеющая отношение к открывающимся возможностям. И в этой области в мире существует колоссальное количество вбросов: упоминание о странных вещах, необычных потребностях, инициативах, которые вполне можно подхватывать и реализовывать. Предположим, предприниматель решил получить еще одно образование и выбирает университет. Стандартное решение, которое он, скорее всего, примет, будет связано с Европой или США. Однако такой ход мыслей стереотипен, он навязан привычкой и общественным мнением. Если проанализировать тонкие сигналы, можно прийти к другому выводу. Разумеется, никто не ставит под сомнение качество западного образования, однако проблема в том, что Запад перестает быть флагманом развития. Центрами роста становятся Азия, Латинская Америка и Африка. Конечно же, все эти центры являются производными западного мира. Однако у них есть свое собственное ядро. Так, может быть, если мы планируем жить в мире будущего, стоит поехать учиться в одну из этих стран?
В хаотической среде выиграет человек, имеющий высокую сенсорную чувствительность, способный воспринимать тонкие сигналы и постоянно увеличивать скорость своего восприятия. Изменения происходят все быстрее. И я думаю, что совсем недалеки те времена, когда время между информационными вбросами и происходящими событиями сократится до минимума. И к этому тоже нужно быть готовым.
Начать дискуссию