Новые франчайзинговые предложения появляются на российском рынке чуть ли не в ежедневном режиме. Они исходят от компаний разной отраслевой принадлежности и требуют инвестиций разного объема. Как относиться к предложениям франчайзеров-новичков? Есть вероятность, что их бизнес‑модель не обкатана до конца и требует проверки временем, их бренд не вполне окреп и мало известен потребителю, а многие организационные моменты, связанные с поддержкой франчайзи, обучением и т. д., еще не до конца отработаны. Стоит ли пускаться в рискованное путешествие с таким неведомым партнером? С одной стороны, вы имеете дело с рисками, с другой — можете получить неплохие преимущества. Давайте оценим их!
- Среди новых поступлений нередко попадаются уникальные для российского рынка концепции — оригинальный продукт или интересная услуга. Это привлечет внимание потребителей, а потому вполне компенсирует недостаточную раскрученность бренда франчайзера. Кроме того, уникальность сама по себе даст вам возможность уклониться от лобовой конкуренции с сильными брендами и франчайзи других сетей, присутствующими поблизости.
- Начинающие франчайзеры обычно относятся к своим первым франчайзи как к привилегированным партнерам и готовы предложить им особые условия сотрудничества, установив более низкие франчайзинговые платежи, чем развитые сети. Иногда паушальный взнос вовсе не требуется, а роялти могут быть очень «щадящими».
- Ваши идеи по развитию бизнеса вряд ли останутся без внимания франчайзера, концепция и продуктовая линейка которого еще до конца не устоялись и подлежат дополнительным настройкам в ходе практической работы (в которой участвуете и вы!). Знаменитый «Биг Мак», например, придумал один из первых франчайзи McDonald’s Джим Делигатти в 1967 году, получив согласие на эксперимент от Рэя Крока. Через год этот гамбургер стал хитом продаж по всей сети. Если сравнивать скорость внедрения изменений, то перевес явно на стороне «новичков»: небольшая сеть гораздо быстрее скорректирует свои бизнес-процессы, чем крупная компания со сложной корпоративной иерархией. Поэтому от активности первых франчайзи действительно многое зависит. По мере развития сети партнеры, стоявшие у истоков, будут играть важную роль при передаче опыта ведения бизнеса и принципов достижения успеха новым участникам. Трудно представить, что в развитой сети рядовой франчайзи позвонит топ‑менеджеру, чтобы поделиться с ним своими мыслями. У таких франчайзеров имеется огромное количество точек и разработана проверенная схема ведения бизнеса, которой они предпочитают досконально придерживаться.
- «Молодая» франшиза хороша тем, что сулит бóльшие возможности для расширения и развития. Вы станете первым франчайзи с такой концепцией в городе и сможете снять все «сливки» от представления нового продукта или услуги, которую раньше никто не предлагал. У вас будет возможность занять наиболее подходящие для ведения такого бизнеса места и помещения. А при желании вы наверняка сможете получить от франчайзера право открывать свои точки на определенной территории (в своем городе или регионе) на условиях эксклюзивности. И тем самым обезопасите себя от ненужной конкуренции с другими франчайзи той же сети.
- В работе с новыми интересными концепциями много настоящего стартаперского драйва и азарта — в отличие от франшиз развитых крупных сетей, где все предсказуемо и жестко регламентировано. Здесь гораздо больше возможностей почувствовать себя настоящим предпринимателем, который несет потребителю «свет» нового бренда, необычный продукт или услугу. Покупатель «молодой» франшизы ощущает себя просветителем и первооткрывателем. А ведь в бизнес люди идут не только ради заработка, но и для самореализации, правда?
Таким образом, рассматривая варианты покупки франшизы, обращайте внимание и на новые, «свежие» предложения. Зачастую именно развивающиеся франшизы дают франчайзи большие преимущества и захватывающие возможности для развития бизнеса.
В подготовке публикации принимала участие Анна Усова.
Начать дискуссию