Малый и средний бизнес

Как правильно купить франшизу

Итак, франшиза. Думаем, многим известно, что стоит за данным понятием. Если кратко, то франчайзинг, франшиза – модель ведения бизнеса, при которой франчайзер (владелец бизнеса, правообладатель товарного знака) предоставляет за плату франчайзи (пользователь) право использования принадлежащего ему комплекса объектов исключительных прав, включая товарный знак.

Итак, франшиза. Думаем, многим известно, что стоит за данным понятием. Если кратко, то франчайзинг, франшиза – модель ведения бизнеса, при которой франчайзер (владелец бизнеса, правообладатель товарного знака) предоставляет за плату франчайзи (пользователь) право использования принадлежащего ему комплекса объектов исключительных прав, включая товарный знак.

Иными словами, франчайзи приобретает возможность использовать чужую успешную схему ведения бизнеса за плату. В принципе, при прочих равных, подобная модель ведения предпринимательской деятельности является взаимовыгодной как для франчайзера, так и для франчайзи.

Выгода франчайзера очевидна – за счет независимых инвесторов он расширяет бизнес, увеличивает узнаваемость своего бренда, получает дополнительный прирост денежных потоков.

Для франчайзи данная схема является весьма привлекательной в силу нескольких причин. Во-первых, он покупает работающее успешное решение, во-вторых, присутствует существенная экономия на продвижении бренда и поиске лояльных клиентов.

В идеале все так. 

Практика же показывает, что неправильный выбор франшизы, легкомысленный подход к оформлению отношений с франчайзером могут спровоцировать плачевный исход для франчайзи как для более слабой стороны в этих отношениях.

Перед началом открытия своего бизнеса по франшизе, стоит задать себе простой вопрос: действительно ли я готов к тому, чтобы открыть бизнес по франшизе? Интересно ли мне это? Хочу ли я быть подконтрольным кому-то? Вопросов может быть много, здесь мы привели основные, которые помогут разобраться в собственных действительных намерениях. 

Дабы не обжечься, следует четко понимать, что франчайзинг – это, во-первых, не всегда гарантированный успех, а во-вторых, - модель бизнеса, в которой предприниматель весьма ограничен в собственной самостоятельности.

В данном случае, свобода франчайзи будет ограничена за счет контроля и давления со стороны франчайзера.  Это будет проявляться в необходимости неукоснительного соблюдения различных обязательных требований, установленных франчайзером к помещению, его дизайну, товарному ряду, поставщикам, качеству продукции, порядку обслуживания клиентов и т.д. Именно из-за наличия многочисленных обязательных для исполнения требований, модель франчайзинга подходит не для всех. 

О выборе франшизы

Франшизу стоит выбирать, исходя из своих собственных интересов, целей, принципов и предпочтений. На вкус и цвет, как говорится. Единственное, нужно учитывать, что франшизы в разных сферах бизнеса имеют свои нюансы.

Так, зачастую, при торговле одеждой по франшизе, достаточно заплатить только паушальный взнос (первоначальная плата франчайзеру или стоимость вхождения), без последующей выплаты роялти (регулярные платежи франчайзеру за право использования комплекса объектов исключительных прав).

На первый взгляд схема выглядит весьма привлекательной.

Правда, не стоит слишком обольщаться: при таком подходе, размер паушального взноса существенно выше размера паушального взноса в схеме с выплатой роялти.Обычно в таких случаях франчайзеры компенсируют отсутствие роялти обязанностью франчайзи осуществлять закуп товаров либо у них самих, либо у указанных ими лиц.

В этом случае, наценка на товар для франчайзи будет выше среднего размера роялти (около 8 %). Ну и конечно, единовременная уплата  паушального взноса без уплаты регулярных роялти франчайзеру, приводит к тому, что  после продажи франшизы, франчайзер теряет интерес к вашему бизнесу. 

Поэтому можно не надеяться на получение последующей поддержки, консультаций и сопровождения от франчайзера.

О правилах гигиены

Перед непосредственной «покупкой франшизы» стоит вспомнить о таких элементарных правилах гигиены, как сбор информации о франчайзере, его продукции, зарегистрированном товарном знаке, финансовых показателях его деятельности, среднем периоде окупаемости бизнеса открытого по его франшизе, сроке франшизы, ну и конечно, стоимости франшизы (паушальный взнос и роялти).

Всю эту информацию можно получить от самого франчайзера, но лучше не ограничиваться только одним источником информации. Не помешает самостоятельно навести справки в Интернете, почитать комментарии клиентов, связаться с другими франчайзи (их контакты можно запросить у франчайзера или найти сайте его компании), оценить и проанализировать их отзывы, сопоставить с информацией, полученной от франчайзера, посмотреть на бухгалтерскую отчетность, на судебные споры.

Популярной «фишкой» среди франчайзеров является предоставление потенциальным франчайзи различных бизнес-планов, планов открытия и т.д. Не советуем осуществлять выбор франшизы только на основе данных из бизнес-планов, ведь в них почти всегда присутствует гарантия успеха и высокие франшизные показатели. Лучше опираться на информацию, полученную от уже работающих по данной франшизе франчайзи, либо на результаты собственного планирования и прогнозирования.

Далее хотелось бы акцентировать внимание на нескольких хоть и формальных, но немаловажных моментах,  а именно, на оформлении отношений сторон при «покупке франшизы».

Стоит сразу определиться, что в российском законодательстве термин «франшиза», «договор франчайзинга» легально не закреплены. Сходные отношения у нас регулируются нормами главы 54 ГК РФ, которая посвящена договору коммерческой концессии. Коммерческая концессия в России и франчайзинг за рубежом хотя и очень близкие механизмы, но не идентичные.

Итак, тем, кто находится на стадии оформления отношений с франчайзером, стоит помнить про главу 54 ГК РФ.

Это позволит разграничить оригинальные франшизные пакеты и псевдофраншизы.

К псевдофраншизам относят те франшизные предложения, в рамках которых отношения сторон оформляются, например, лицензионным договором и договором поставки заключенным на его основе, договором простого товарищества, возмездного оказания услуг и любыми другими, кроме как договором коммерческой концессии. Чаще всего нежелание заключать договор коммерческой концессии объясняется его сложностью (получается достаточно объемный многостраничный документ), а также необходимостью регистрации договора в Роспатенте.

Тем не менее, в интересах франчайзи заключить с франчайзером именно договор коммерческой концессии, а не любой другой. Прежде всего  это необходимо для обеспечения защиты прав франчайзи как более слабой стороны в отношениях.  Любой франчайзи заинтересован в том, чтобы франчайзер обеспечивал его организационно-техническое сопровождение, консультирование, поддержку не только на бумаге, но еще и в реальности.

Подобного можно добиться, только заключив договор коммерческой концессии, так как именно данная договорная конструкция к императивным обязанностям франчайзера относит передачу технической, коммерческой документации, иной полезной информации, а также проведение инструктажа пользователя (франчайзи) и его работников. Даже если вы не зафиксировали в четком виде подобные обязательства франчайзера в договоре, вас спасет наличие соответствующих императивных норм в законе.

О существенных условиях договора коммерческой концессии

Нужно четко проверять, чтобы в предмете договора фигурировало предоставление права использования товарного знака с указанием регистрационного номера и даты приоритета, иначе договор будет считаться незаключенным, Роспатент откажет в его регистрации.

Под видом договора коммерческой концессии иногда предлагают заключить «соглашение о предоставлении прав», в соответствии с которым франчайзи предоставляется право использования разработанной франайзером технологии, коммерческого обозначения, «ноу-хау» и других объектов, кроме товарного знака.

Подобный договор не будет являться договором коммерческой концессии в том виде, в котором он определен в Гражданском кодексе РФ. В последующем, в случае нарушения франчайзером условий по такому договору, франчайзи будет сложно получить все уплаченные по договору регулярные платежи. Одним из вариантов возврата денежных средств является попытка квалификации подобного договора в качестве договора коммерческой концессии, исходя из общих намерений сторон. Далее признавать  договор недействительным, а именно, ничтожным (ввиду не соответствия п.2 ст. 1028 ГК РФ – условие о регистрации договора в Роспатенте) и заявлять требования о применении последствий ничтожной сделки. Правда не всегда суд разделяет указанную позицию.

Так по одному делу суд отказал пользователю в признании договора коммерческой концессии недействительным ввиду того, что п.2 ст. 1028 ГК РФ распространяется и применим только в отношении договора коммерческой концессии. В связи с тем, что спорный договор  не являлся таковым, то независимо от его правовой природы, признать его ничтожным по причине отсутствия регистрации в Роспатенте нельзя (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2012 по делу А51-4947/2012).

При предоставлении права использования товарного знака по договору коммерческой концессии  следует обращать внимание на классы, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Нужно проверить, соответствуют ли они тем видам услуг, при оказании которых предполагается использование товарного знака по франшизе. Если не соответствуют, тогда заключенный договор не будет квалифицирован в качестве договора коммерческой концессии.

Об ограничении прав сторон

Немаловажными условиями договора коммерческой концессии, на которые стоит обратить особое внимание и за нарушение которых обычно предусмотрены серьезные меры договорной ответственности, являются условия об ограничении прав.

Имеем в виду так называемые условия о не конкуренции. Договором может быть предусмотрено обязательство франчайзи не конкурировать с франчайзером на определенной территории и не допускать подобного со стороны аффилированных лиц. Некоторые договоры предусматривают за нарушение указанного условия неустойку  в половину паушального взноса, так что в интересах франчайзи либо не нарушать условие, либо лоббировать закрепление в договоре  неустойку в меньшем размере. Франчайзи необходимо следить, чтобы в договоре было корреспондирующее обязательство франчайзера не предоставлять права по договору третьим лицам, на закрепленной за франчайзи территории.

О сроке франшизы

Ключевым признаком франшизы и условием договора является срок франшизы. Сразу отметим, что чем больше срок, тем более привлекателен и выгоден франшизный пакет для франчайзи. Очевидно, что франшизные предложения сроком на один год не должны по определению даже рассматриваться франчайзи. Большинство франшиз имеют срок равный пять лет. С учетом срока окупаемости, величины первоначальных вложений франчайзи более выгодным вариантом являются франшизы сроком на 10 лет и более.

Основания прекращения использования франшизы

Целесообразно предусмотреть в договоре и условия по одностороннему прекращению использования франшизы (расторжения договора). Формулирование подходящих оснований или обстоятельств, существование которых позволит нивелировать негативные последствия деятельности будет только на руку обоим сторонам договора.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что при открытии бизнеса по франшизе следует руководствоваться не только обещанными в бизнес-планах показателями франшизы и гарантиями ее успеха, но и своим опытом, прогнозами, отзывами действующих участников системы. Правильное и должным образом проработанное документальное оформление отношений сторон по франшизе в последующем позволит минимизировать риски франчайзи и во многом гарантировать успех франшизы.

73%

Старт обучения в удобное Вам время

Главбух на УСН-2025

От учета и отчетности до 1С. Освойте все тонкости УСН и защитите свой бизнес от штрафов с обновленным курсом по налоговой реформе-2025!

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Акцизы

Количество сахара в напитке для целей акциза надо доказать документально

Сахаросодержащие напитки облагаются акцизом. Но не всякий сладкий напиток – сахаросодержащий.

Инвестиции

Пассивный доход за февраль — всего 29 806 рублей. Худший месяц за весь год

Продолжаю подсчитывать пассивный доход —  зарплату, которая капает с акций, облигаций и депозита. Февраль и март — самые скупые месяцы на дивиденды по акциям, но что поделать. Считаю и грущу.

Пассивный доход за февраль — всего 29 806 рублей. Худший месяц за весь год

Утренний бухгалтер № 5853. Есть три способа заявить о переходе с УСН на ОСНО при отказе от дробления

Если успеть до 15.01, то можно перейти с УСН на ОСНО по уведомлению. Но можно просто сдать декларацию по налогу на прибыль, из которой налоговики поймут, что переход идет из-за отказа от дробления.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сократилось число сделок со слиянием и поглощением

Несмотря на то, что число M&A сделок стало меньше, их объем вырос на 8%, до 42,2 млрд долларов. Это связано с покупкой крупных компаний российскими инвесторами.

Инвестиции

Инвестиционные покупки в марте!

💰На днях был день зарплаты, соответственно пополнил счета (ВТБ и Т-Инвестиции) и приобрел активы.

5 сервисов ФНС в помощь бизнесу

Сайт ФНС предлагает более 70 онлайн-сервисов, которые предоставляют квалифицированную помощь бизнесменам, позволяют зарегистрировать свое дело, не выходя из дома, проверить контрагентов.

Работа с вайлдбериз

Добрый день. Помогите, пожалуйста, консультацией по формированию книги доходов и расходов при работе на вайлдбериз на основании еженедельных отчетов. Делаю этот...

Читать полностью

Эксперт:

Татьяна Пашинник

Татьяна Пашинник
Эксперт

Можно её брать во внимание?

Скорее всего, КУДиР велась на основании детализации к Отчету по оферте. Да, так тоже можно делать ,но на мой взгляд...

Читать полностью
Законопроекты

Госдума приняла закон против кибермошенничества

Организаторы распространения информации будут три года хранить сообщения, звонки от компаний промаркирую, а банки ужесточат контроль за счетами россиян.

Инвестиции

🔥Итоги 25 марта на Московской бирже

Очередной этап арабских переговоров и отсутствие какой-либо конкретики были негативно восприняты рынком, опять же после необоснованно позитивных ожиданий.

За оборот табака без маркировки установят уголовную ответственность

Уголовный штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет могут получить производители и продавцы табачных изделий, которые работают с продукцией без маркировки.

3-НДФЛ

30 апреля 2025 года – последний срок сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

До этого срока физлица обязаны отчитаться о доходах, полученных в 2024 году.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898

Минфин подготовил проект новых правил по заполнению платежных поручений на уплату налогов, старый приказ Минфина № 107н утратит силу.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898
3

Налоговые долги физлиц будут взыскивать без участия суда

Если физлица согласны с начисленной суммой налогов, то задолженность взыщут во внесудебном порядке. Иск разрешат подать только при наличии спора и после заявления о перерасчете.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: работодателям предложили «торговаться» за соискателя, в приложении «Честный ЗНАК» можно сравнивать цены, а VK запустит новую платформу Max

Подготовили обзор главных событий дня — 25 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Детей разрешили принимать на работу с 14 лет

Подростки смогут работать на выходных и во время каникул. Для трудоустройства понадобится минимальный набор документов.

1
Банки

Сервисам рассрочек зададут новые правила работы

Если рассрочка превысит 15 тысяч рублей, то информация о ней попадет в кредитную историю.

НДС на УСН

Гостиницы на УСН могут применять ставку НДС 5% без вычета или 0% с вычетом

При доходе свыше 60 млн рублей у отелей будет НДС. Можно выбрать пониженную ставку 5%. Но она не сочетается со ставкой 0%, которая действует на услуги гостиниц.

Обучение для бухгалтеров

Памятка для бухгалтера и кадровика: какие отчеты надо сдать за сотрудников в марте

Конец месяца — суетное время, когда надо и перед налоговой отчитаться, и сдать документы в СФР, исчислить и уплатить налоги. Рассказываем, что нужно сдать уже сегодня, 25 марта, а также делимся полезными советами по заполнению отчетности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Компании и ИП теперь смогут быстрее проводить самоинкассацию

Наличную выручку можно внести на расчетный счет через банкомат, но без физической карты. Авторизация произойдет по специальному коду.

Лизинг

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Если организация взяла автомобиль в лизинг до 2021 года, но не отразила его в учете, такую ошибку нужно исправить. Рассказываем, как по правилам ФСБУ и ПБУ скорректировать отчетность.

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Интересные материалы

Как в 1С отменить перенос убытков

Программа 1С переносит убытки прошлого года автоматически. Чтобы это отменить необходимо вручную откорректировать операцию.

Как в 1С отменить перенос убытков