Ведение бизнеса

Я всегда начинал с аудита новой компании!

Последние 12 лет я работал генеральным или исполнительным директором в различных компаниях на различных высококонкурентных рынках. Этот опыт, а также техническое и бизнес-образование, полученные ранее, дают мне право ответственно говорить об основных компетенциях, которыми просто обязан обладать успешный СЕО.

Последние 12 лет я работал генеральным или исполнительным директором в различных компаниях на различных высококонкурентных рынках. Этот опыт, а также техническое и бизнес-образование, полученные ранее, дают мне право ответственно говорить об основных компетенциях, которыми просто обязан обладать успешный СЕО. Эти компетенции затрагивают 4 области, на которых основывается любой бизнес:

Персонал

Как писал в своей легендарной книге «ОТ ХОРОШЕГО К ВЕЛИКОМУ» Джим Коллинз, «Сначала КТО, а потом ЧТО…». Действительно, бизнес делают люди. Любая компания развивается со скоростью развития своего персонала. Какой персонал смогла привлечь компания, как она смогла его мотивировать, такой результат она и получит. Сильная, профессиональная команда вытянет самый сложный и, казалось бы, бесперспективный бизнес. И, наоборот, слабая команда «похоронит» любой прибыльный проект. Именно поэтому, приходя в новую компанию, в первую очередь я провожу внутренний аудит ключевого персонала. Цель такого аудита – выявить сотрудников с высоким потенциалом, готовых и заинтересованных развивать компанию, а также определить балласт, от которого необходимо избавиться. Бывают ситуации, когда для быстрого и эффективного старта я привожу с собой членов своей команды, которых я хорошо знаю и которые не раз доказали свою эффективность.

Обсуждая вопрос лидерства, должен сказать, что СЕО просто обязан быть лидером и формальным, и неформальным. Иначе успеха не добиться. Регулярно общаться с подчиненными без фальши и обмана, не позволять себе повышать голос, тем более кричать на людей, разговаривать с ними на равных, а не с позиции начальник-подчиненный. Эти подходы приносят свои плоды. Многие сотрудники готовы идти за тобой при смене компании, от многих слышишь слова благодарности при расставании…

Рождаются лидерами или становятся? На мой взгляд, лидерские качества есть у многих людей с рождения, а вот будут они развиты или нет – зависит от условий и среды, в которых человек находился и находится. Готов брать на себя ответственность, держать данное тобою слово? При общении с собственниками я нередко слышал, что тот или иной СЕО их не устраивает по причине его неготовности брать на себя ответственность даже по второстепенным вопросам управления и развития компании. К сожалению, не все ТОП-менеджеры являются лидерами, а без этого они просто обречены на неудачу.

Маркетинг

Часто бывает, приходишь в новую компанию на новый для тебя рынок и слышишь от ее сотрудников: «Наш рынок специфический, тяжелый, на нем так просто денег не заработаешь…» Согласен, но только с тем, что сейчас все рынки непростые и без глубокого знания и навыков использования инструментов маркетинга успеха в бизнесе не добиться. Я не один год работал ТОП-менеджером на разных рынках: оптово-розничные продажи бытовой электроники и компьютерной техники, производство фармацевтики, телеком, комплексное обслуживание объектов коммерческой недвижимости… Сегодня все традиционные рынки являются высококонкурентными, и на одной интуиции, как это было лет 10-15 назад, далеко не уедешь. Именно поэтому, приходя в новую компанию, я провожу аудит существующей в ней системы маркетинга:

Финансы

БДР, БДДС, ДЗ/ПДЗ, EBITDA, FCF, ROI… Если ТОП-менеджер не говорит на одном языке с финансистами, ему будет сложно контролировать финансы компании, которой он управляет. Да, бывает и так: приходишь в новую компанию, просишь показать БДР за последние 2-3 года, а об этом даже и не слышали! Как управляли этой компанией все это время?! Где прозрачность финансовых потоков? Вот и получается – приходит время платить зарплату персоналу, а денег нет, необходимо платить поставщикам, а деньги ушли на зарплату. Сплошной кассовый разрыв!

Бюджетирование и финансовое планирование – залог финансовой стабильности бизнеса. При этом СЕО должен знать и уметь компетентно объяснить собственнику бизнеса, почему та или иная статья расходов в текущем месяце по факту превышает плановые показатели.

Технологии

Описание бизнес-процессов и их дальнейшая автоматизация в ERP-системе – это одна из ключевых технологий достижения успеха в конкурентной борьбе. Д.И. Баркан, гуру маркетинга и мой первый учитель, говорил: «Нет неправильных решений, есть решения, принятые не вовремя». А для того, чтобы принимались правильные и своевременные решения, необходимо, чтобы СЕО получал объективную информацию по своему бизнесу фактически в on-line режиме. А у нас зачастую бывает, что отчет по итогам предыдущего месяца готов только в середине следующего или еще позже.

В принципе, при отработанных и автоматизированных технологиях управления нет большой разницы в управлении компанией с численностью персонала в 1000 человек или 10 000. Как и нет большой разницы с точки зрения управления – 50 филиалов (магазинов) или 250.

Отдельно считаю целесообразным отметить важность компетенции ТОП-менеджера в области технологий на производственном предприятии. У меня есть успешный опыт выведения из кризиса фармацевтического завода, и я могу компетентно рассуждать об этом. Итак, СЕО должен обладать следующими компетенциями в области производственных технологий:

Когда я прихожу в новую для себя компанию, то первое, что делаю, это провожу аудит компании по четырем параметра (Персонал, Маркетинг, Финансы, Технологии). Как правило, на это уходит не больше месяца. Результатом аудита является детальное описание текущего состояния компании. Это так называемая точка А, в которой находится компания в данный момент, какими конкурентными преимуществами она обладает, какие слабые стороны имеются. Эти данные обсуждаются с собственниками для их полного понимания объективной ситуации. Далее на основе SWOT-анализа и в тесном контакте с собственником бизнеса производится описание точки В, т.е. то, какой хотелось бы видеть компанию через 2-3 года. После этого разрабатывается план стратегического развития компании, на основе которого формируется ежемесячный план с конкретными ответственными за каждый пункт (установка KPI). Дополнительно разрабатывается система сбалансированных показателей (BSC) по каждому из четырех вышеуказанных параметров. Например, в блоке ПЕРСОНАЛ на рынке телекоммуникаций мы применяли следующие показатели:

По каждому из этих показателей выставляются ежемесячные плановые значения (на основе стратегического плана) и допустимый уровень отклонения этих значений. Например, отклонение до 5% - допустимо, 10% - опасно, 15% - критично. Так, например, при падении дохода компании на 1 работника на 10% от планового показателя (до 90 000 руб.) означает, что количество персонала (и его зарплата) превышает допустимое количество. Другими словами, для получения существующих доходов не требуется такого количества персонала. На основе этого показателя в совокупности с другими СЕО принимает решение о сокращении части персонала. Решение принимается без промедления, что позволяет «не уйти бизнесу в минус» и в конечно итоге сохранить его.

Конечно, нанимая нового руководителя на работу, не просто оценить, обладает ли он той или иной компетенцией. Я в своей практике предлагаю кандидату различные ситуации из жизни бизнеса, так называемые кейсы. Что он будет делать в той или иной ситуации, как поведет себя? Это позволяет достаточно эффективно оценить степень компетенции кандидата. Далее в течение 2-3 месяцев ты либо находишь подтверждение правильности своего решения, либо понимаешь, что ошибся. Последнее происходит крайне редко.

Начать дискуссию

ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

1

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
2
УСН

Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.

Зарплата

Можно ли маленькую зарплату выдавать 1 раз в месяц и не делить на части

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.

Ипотека

Минфин: в июле ипотека под 8% закончится

Власти пришли к консенсусу и не будут продлевать программу льготного кредитования для тех, кто хочет приобрести жилье в новостройках под 8% годовых.

Интересные материалы

НДФЛ

Часть подарка от работодателя не облагается НДФЛ

Если работодатель подарил подарок за 12 700 рублей, то НДФЛ он должен удержать с суммы 8 700 руб.