Ведение бизнеса

Управление репутацией компании в Интернете

Управление репутацией является одним из наиболее востребованных направлений современного менеджмента. Ведь ни одно даже самое благополучное предприятие не застраховано от скандала. А любая негативная информация, будь то претензии потребителей, происки конкурентов или ошибки контролирующих структур, способна нанести существенный вред компании. Защитить бизнес можно лишь одним способом — сформировав положительную репутацию фирмы.

Управление репутацией является одним из наиболее востребованных направлений современного менеджмента. Ведь ни одно даже самое благополучное предприятие не застраховано от скандала. А любая негативная информация, будь то претензии потребителей, происки конкурентов или ошибки контролирующих структур, способна нанести существенный вред компании. Защитить бизнес можно лишь одним способом — сформировав положительную репутацию фирмы. Репутация у компании формируется в любом случае — вне зависимости от желания сотрудников и руководителей репутация возникает у любой фирмы с момента ее выхода на рынок. А в современных условиях широкого распространения разнообразных социальных сетей и рекомендательных сервисов процесс формирования репутации происходит зачастую стихийно и куда как быстрее и шире, чем это было еще каких-то 7-10 лет назад.

Но при грамотном менеджменте этот процесс является сознательным и продуманным, когда компания понимает, какой тип коммуникации и с какой целевой аудиторией ей необходимо выстраивать. Репутация компании — это не просто хорошие или негативные отзывы от клиентов. Это гораздо более глубокая проблема. 

Репутация фирмы обладает пятью основными функциями, влияющими на успешность бизнеса. Во-первых, это имиджевая функция. Положительная репутация внушает доверие к вашей компании, подчеркивая ее высокий уровень надежности, подтвержденный заказчиками и партнерами. Это повышает престиж сотрудничества с данной конкретной компанией. Во-вторых, это защитная функция. Хорошая репутация создает высокую конкурентоспособность фирмы на рынке, защищает ее от нападок конкурентов, а также снижает риск проявления негативного отношения со стороны общественности в случае совершения ошибок. В-третьих, репутация обладает коммерческой функцией. За счет создания лояльности к бренду, продуктам и услугам компания может устанавливать более высокие цены и, следовательно, получать более высокую прибыль, снижать рисковые показатели и маркетинговые расходы. В-четвертых, это ресурсная функция. Положительная репутация на рынке облегчает привлечение всех видов ресурсов, в том числе помогает найти новых работников, инвесторов, обеспечить общественную и даже государственную поддержку. Ну и в-пятых — информативная функция. Это влияет на информированность общества о существовании фирмы, ее деятельности и возможностях, роли в обществе и финансовых кругах, обеспечивает осведомление о фирме потенциальных партнеров по бизнесу и покупателей, запоминание ее в отрасли. 

Источники негативного контента

Существует несколько источников негатива в сети: 

Неумышленный негатив: это могут быть отрицательные отзывы недовольных клиентов, которые, как правило, не преследуют цели очернить вашу компанию, они лишь недовольны итогами сотрудничества; попавшие в Интернет непозволительные высказывания сотрудников в адрес клиентов или компании (мы все помним скандал с Apple и увольнением сотрудника за негатив, размещенный им в Facebook в адрес компании) и т. п. Игнорировать подобные ситуации нельзя ни в коем случае: аудитория в Интернете склонна верить высказываниям своих друзей гораздо больше, чем официальным заявлениям или рекламе компаний. 

Умышленный негатив с целью навредить репутации компании: к этой категории, в основном, относятся негативные отзывы уволенных сотрудников, с которыми не получилось расстаться «полюбовно». 

Черный PR: по сути, это самый опасный вид негатива, наносящий самый серьезный удар по репутации. Такие кампании проводят специалисты, которые предварительно изучают ваш бизнес, они знают, на чем можно вас подловить, и хорошо знакомы с PR-инструментами, что позволяет им проводить масштабные посевы негатива в Интернете. Данную услугу у PR-специалистов заказывают крупные серьезные конкуренты. Результаты черного пиара могут серьезно навредить не только репутации, но и финансовому благополучию фирмы. Существует несколько типов площадок, на которых обычно распространяется негатив: 

В чем причина распространения негатива в сети? В человеческой психологии. Из всей массы информации в Интернете лучше всего распространяется именно негативная. Люди читают, делятся негативом со своими друзьями, те со своими друзьями и так далее. Обратите внимание на то, что при выдаче, если имеет место быть негативный контент, он будет ранжироваться выше, чем позитивный с такими же ключами. В качестве примера распространения негатива в сети можно вспомнить случай с компроматом на Кремль, который всплыл в Твиттере и распространился по всему Рунету. После фуршета в Кремле губернатор Тверской области Зеленин разместил фотографию с изображением червяка на тарелке с салатом. Информация мигом разлетелась по форумам и блогам, а дальше и по авторитетным изданиям. Таких примеров можно найти немало. 

Понятие «Управление репутацией в Интернете» заимствовано у американских интернет-маркетологов. ORM (Online Reputation Management) — это комплекс мероприятий по обнаружению в сети негатива и сведению его к минимуму в социальных сетях и в поисковой выдаче. Это, по сути, PR в Интернете. Ветвью ORM является SERM (Search Engine Reputation Management) — поисковое управление репутацией. На Западе такие услуги очень востребованы, рост ORM в год составляет около 35-40%. В России совсем недавно начали перенимать западную практику, задача управления репутации в сети сейчас постепенно набирает популярность. Работы по управлению репутацией проводят PR-агентства, специальные отделы некоторых SEO-компаний и специализированные агентства по управлению репутации в сети типа Socialtools. К выбору специалиста, управляющего общественным мнением, следует подходить крайне внимательно, так как репутация в сети сейчас слишком сильно влияет на все аспекты работы современной компании.

Важными инструментами работы над онлайн-репутацией являются: ведение блога, зарекомендовавшее себя как удачный вариант для диалога с пользователями, в блоге компания также может открыто и широко рассказывать о своей продукции, услугах и миссии; работа в социальных сетях типа ВКонтакте, Facebook, Twitter и т. д.; непосредственная отработка негатива на сайтах отзывов, в блогах и на форумах. Все задачи управления репутацией лучше всего отдавать на откуп специализированным агентствам, которые имеют опыт комплексной работы над ORM. Так, Socialtools занимается пошаговым налаживанием работы в области репутационного менеджмента: для начала проводится аудит онлайн-присутствия компании, выявляются проблемные места, источники негативного контента. Далее наступает этап отработки негатива: на каждый отрицательный комментарий готовится официальный ответ компании, после чего негатив «заглушается» позитивом: организовывается размещение положительных отзывов в сети (Socialtools обладает собственной широкой базой реальных пользователей для работы в данном направлении). После отработки негатива налаживается следующий этап присутствия компании в сети — блог и социальные сети. Специалисты Socialtools регистрируют, наполняют контентом и управляют страницами компании, а также при необходимости берут на себя ведение блога. Таким образом, компания получает возможность наладить диалог с пользователями и в будущем увеличить доходность своего бизнеса.

Комментарии

1
  • Елизавета Рубчинская

    Про неумышленный негатив. Я бы еще сюда отнесла ситуации, когда бренды сами провоцируют пользователей своими “неуместными” комментариями . Тот же случай с Amy's Baking Company, когда компания плохо продумала креатив . И эта ситуация происходит чаще, чем кажется. Вспомнить хоть креативы российских брендов к 8 марта. Сексизм часть явление, и часть ЦА это отпугнет.

Raiffeisen Bank начнет сокращать свой бизнес в России

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей.

Не будут продлевать срок подачи заявок на получение экологического разрешения

Минприроды рассмотрело вопрос о переносе срока подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Лучшие спикеры, новый каждый день
Нотариат

Росфинмониторинг начал внимательно следить за доверенностями на банковские счета

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Кадры

Депутат хочет отправить тунеядцев в трудовые лагеря

На собрании законодательной думы Томской области депутат предложила организовать трудовые лагеря для тех, кто не хочет работать.

Росаккредитация нашла 260 товарных сертификатов с нарушениями

Продукция с неподтвержденными разрешительными документами не успевает попасть в продажу, сертификаты блокируют в течение суток.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Для госрегистрации ипотеки кредитный договор нужен не всегда

Росреестр разъяснил, в каком случае кредитный договор, из которого возникло обязательство, для государственной регистрации в Росреестре ипотеки можно не предоставлять.

Социальный вычет

Вычет по НДФЛ на 110 000 рублей положен за обучение каждого ребенка

С 2024 года социальный вычет на обучение детей составляет до 110 тыс. рублей. Это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей.

Пенсии

С 1 июля на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений можно будет на Госуслугах.

Трудовое право

Во время отпуска сотрудника за него может работать коллега по совместительству

Если 2 человека работают по сменам и один из них уходит в отпуск, то второй может заменить отпускника, но только на полставки.

🎈С Первомаем! 3 важных изменения для предпринимателей

Приготовил традиционный дайджест о том, что ждет бизнес с 1-го мая.

Инвестиции

Центробанк: число субъектов нелегальной финансовой деятельности выросло на 54%

Из-за жестких ограничений ЦБ заемщики с высокой долговой нагрузкой ищут альтернативные способы заработать, в том числе они идут на риск и инвестируют в финансовые пирамиды.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений апреля по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в апреле 2024 года
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: флаг на автомобильных номерах сделают обязательным, в Сочи вырастет курортный сбор, а хлеб лучше хранить в холодильнике

Подготовили обзор главных событий дня — 2 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

УСН

Доход от сдачи в аренду предпринимательской недвижимости облагается предпринимательским налогом

Если ИП на УСН сдает в аренду свою недвижимость, он должен платить с этого дохода налог по УСН, а не НДФЛ.

В России нет повышенного налога на имущество, если в собственности сразу несколько объектов

ФНС рассмотрела вопрос о применении повышенного коэффициента при исчислении налога на имущество физических лиц при наличии в собственности у налогоплательщика нескольких объектов недвижимого имущества.

Бесплатно с ФСБУ НМА

Какие активы в 2024 году относятся к НМА: критерии и примеры. Мини-курс

С 2024 года все организации, кроме бюджетных, должны учитывать НМА по ФСБУ 14/2022. В связи с принятием нового стандарта также внесли изменения в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Какие активы в  2024 году относятся к НМА: критерии и примеры. Мини-курс
Маркетинг

Средняя стоимость кулича выросла на 10%

Кулич к Пасхе будет стоить около 244 рублей. Аналитики ждут, что продажи этого угощения вырастут на 197%.

Порядок приема в вузы на целевое обучение сделали прозрачным.🎓«Ночной бухгалтер» № 1675

Школьникам станет проще поступить на целевое обучение и гарантировать себе трудоустройство в будущем. Что делать с вкладышем в трудовую, вшивать или нет? Опять пора сдавать ЕНП-уведомление. Истекает срок подачи 3-НДФЛ, но сервис на сайте налоговой снова бастует. Поедание шашлыка — прямой путь к депрессии, а вы знали?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

При импорте материалов надо платить НДС, даже если они нужны для необлагаемой деятельности

При ввозе товаров из Беларуси будет ввозной НДС, если эти товары не относятся к необлагаемым по статье 150 НК.