Александр Цакунов
На Западе это называется "затягивать шнурки", у нас - "затягивать
пояс", а смысл один и тот же - большая экономия, складывающаяся из мелочей.
Бытует мнение, что оптимизация издержек - удел больших компаний, а молодые
фирмы в условиях постоянной нехватки денег и так тратят деньги лишь на самое
необходимое, поэтому резервов для экономии им не найти. Однако это совсем не
так.
Экономия хороша на любом этапе развития бизнеса. Джим Коллинз, проанализировавший
в книге "От хорошего к великому" компании, добившиеся рекордного
роста за небольшой отрезок времени, отмечает, что все они отличались в том
числе склонностью к экономии. Такие компании не гнушались (особенно на старте
свой деятельности) покупать подержанную мебель, в то время как другие (в итоге
оказавшиеся менее успешными) снимали дорогущие офисы в крестовидных зданиях,
чтобы у большинства топ-менеджеров были очень престижные угловые кабинеты.
В маленьких молодых компаниях подходы к экономии отличаются от тех, что приносят успех в больших корпорациях. Часто прозорливые бизнесмены находят резервы для экономии, исключая считающиеся традиционными траты. Скажем, многие фирмы начинают деятельность с того, что арендуют офис и нанимают секретаршу. А Юрий Бовин, совладелец питерской компании "Самсон", предлагающей услуги мелкобытового ремонта, сам подходит к офисному телефону: "Компания "Самсон", здравствуйте". "По-моему, у меня даже неплохо получается", - смеется он. В компании нет секретаря, да его пока и не собираются нанимать. Все деньги, которые могли бы идти на зарплату, тратятся на более важные цели, например на рекламу. "На начальном этапе [компании исполнилось три месяца] экономия для бизнеса - это все", - уверен Бовин.
С ним согласен директор московской "Академии приключений" Максим Громов. Он рассказывает, что в первый год работы у компании, как положено, был офис. Позднее партнеры от него отказались. "Мы решили работать на своих квартирах и давали клиентам номера своих мобильных телефонов", - говорит Громов. Это освобождало около $12 000 в год. Еще $15 000 экономили на зарплатах несуществующего персонала - бухгалтерах и секретарях: "мы все делали сами", отмечает Громов. Суммарная экономия в $27 000 тогда составляла около четверти оборота начинающей компании.
Для молодого бизнеса типично начинать с излишних расходов и лишь позднее, "прозревая", отказываться от них. Так же произошло и в магазине готовой еды "Прайм". Его владелец Димитриос Сомовидис рассказал, что первоначально огромные деньги были потрачены им на сигнализацию, которая к тому же каждый месяц обходилась в "кругленькую сумму". Осознав, что на старте это совершенно ненужные траты, Сомовидис сделал выбор в пользу более дешевой системы, тем самым освободив дополнительные деньги для бизнеса.
После этого он тщательно проанализировал и пересмотрел все остальные траты. Например, он отказался от аренды офиса, не стал покупать АТС. Предприниматель сэкономил даже на покупке факсового аппарата - договорился с другом из банка, что сможет давать его номер в качестве факсового, благо сообщений ему приходило немного.
Иногда сэкономить удается благодаря дальновидности. Потратив много времени на поиски помещения для кафе, владелец ресторана "Пельмешка" Кирилл Аймалетдинов нашел очень удачное место на Кузнецком Мосту. Теперь он может экономить на маркетинговых затратах. "Благодаря своему положению мы не проводили масштабную рекламную кампанию, - рассказывает он. - Мы просто оповестили окружающих, что мы открылись, и народ к нам пошел".
На Западе умение экономить всегда считалось добродетелью. Современные западные бизнесмены находят весьма изощренные способы экономии. Лурита Доан, гендиректор компании New Technology Management, экономит в год на мелочах до $100 000, об этом рассказал американский журнал INC. Например, она не выбрасывает листки post-it, которые секретари прикрепляют на договоры в местах, где она должна расписаться. Доан лепит эти разноцветные кусочки бумаги к себе на монитор, чтобы воспользоваться ими позже. Такое крохоборство может показаться смешным. Однако в год оно сберегает New Technology Management до $15 000 - не так уж и дурно для начинающего бизнеса.
Расходные офисные материалы - богатое поле для экономии. Совладелец компании "Золотой крендель" Сергей Николаев рассказал, что его сотрудники до сих пор продолжают писать на оборотках, хотя сейчас уже нет потребности в строгой экономии. "Это переросло в отдельную традицию", - поясняет Николаев. По его словам, это своеобразный "флажок" для вновь приходящих в компанию людей, который сразу настраивает их на экономный лад. "Волей-неволей каждый приходящий работник задумывается над тем, что у нас не принято транжирить деньги", - говорит он.
"Разумная экономия может принести до 20% прибавки к свободным средствам", - утверждает директор компании "АКСИМА Консалт" Елена Скриптунова. Предприниматели и эксперты в один голос говорят, что найти лишние издержки можно всегда и везде. "Просто в вырастающих компаниях перестают этим заниматься, поскольку считают это не важным", - говорит Скриптунова.
Однако есть вещи, на которых экономить нельзя. "Экономия крайне нужна, но важно сделать так, чтобы клиент не почувствовал ее", - предупреждает Скриптунова. На клиентах экономить нельзя. Экономия экономией, а главная задача бизнеса в другом. "Как побольше сэкономить - это все-таки задача второстепенная, - говорит гендиректор компании "Контакт-культура" Павел Снопков. - Она не должна становиться вперед мыслей о том, как больше зарабатывать".
ПУТИ ЭКОНОМИИ:
- Добиваться скидок от поставщиков.
- Использовать меньше посредников.
- Покупать недорогую бумагу, писать на оборотках.
- Отказаться от секретарей - в небольшой компании они не нужны.
- Не обращаться к рекрутерам, искать персонал самостоятельно.
- Покупать недорогую мебель.
- Не посещать много конференций.
- Поощрять сотрудников за идеи, как сократить затраты.
- Купить недорогую машину.
Начать дискуссию