По данным исследования ВЦИОМ, при подготовке ребенка к школе в 2015 г., по словам родителей, придется потратить почти в 1,5 раза больше, чем в 2014 г.: 20 026 руб. против 13 628 руб. Столь дорого школьные сборы не обходились еще никогда. По отношению к прошлому году прирост составил 47%, а относительно 2005 г. — 225%. Значительно больше, чем в среднем по выборке, израсходовали или планируют это сделать москвичи и петербуржцы (30 818 руб.). Также предполагаемые траты оказались выше у людей с высоким достатком (22 858 руб.) и высшим образованием (21 452 руб.).
«Существенный рост расходов наблюдается по всем позициям списка, кроме пункта „добровольный спонсорский взнос“ — здесь, напротив, можно отметить сокращение трат (с 1727 руб. в 2014 г. до 1647 руб. в 2015 г.)», — говорится в материалах ВЦИОМ.
В сравнении с другими пунктами расходов больше всего увеличились траты на
Основная часть расходов приходится на покупку школьной формы, спортивной одежды и сменной обуви: сейчас эта сумма, по данным исследования ВЦИОМ, в среднем достигла 7191 руб., тогда как в 2014 г. этот показатель составлял 4709 руб. На втором месте в рейтинге расходов — учебники и тетради. По прогнозам родителей школьников, сейчас они обойдутся в среднем в 3077 руб. (в 2014 г. — 1881 руб.). В
Рынок школьной формы
Недавно Минпромторг провел исследование рынка школьной формы. Согласно данным ведомства, в связи с ростом иностранной валюты стоимость импортной школьной формы выросла на 40%, при этом цена на российскую коррелирует с уровнем инфляции.
«Школьная форма — это не только красиво и удобно. Это еще и экономия семейного бюджета. К сожалению, в структуре потребительских цен на школьную форму до 2/3 составляют наценки посредников, что ведет к неоправданному удорожанию школьной формы», — отмечает заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Производство школьной формы и ее цена находятся в значительной зависимости от поставок импортного сырья. Лишь 44% производителей сообщили, что используют для пошива формы преимущественно отечественные материалы.
«В качестве мер поддержки предприятиям мы предусмотрели предоставление субсидий и льгот на покупку сырья, модернизацию производств и реализацию мероприятий по продвижению продукции. Эту задачу также частично выполняет специально созданный год назад портал www.nashaforma.ru», — добавляет Евтухов.
Рынки сбыта
По данным Минпромторга, в 2015 г. впервые основным каналом сбыта готовой продукции стали прямые поставки формы школам (38%). «По сравнению с прошлым годом эта цифра существенно увеличилась. Это говорит о том, что школам и производителям удалось наладить взаимодействие между собой. От этого выиграли все: у потребителей появилась возможность покупать форму без торговой наценки, а предприятия смогли заранее спланировать объем производства продукции на сезон. Региональные власти в свою очередь взяли на контроль качество изделий и верно рассчитали размер социальных компенсаций для малообеспеченных и многодетных семей», — поясняет Виктор Евтухов.
По данным Национального союза производителей школьной формы, в ряде случаев наблюдается несоответствие качества школьной формы, представленной в розничной торговле, требованиям воздухопроницаемости, гигроскопичности и токсичности. По предварительным результатам экспертизы, проведенной экспертами этого союза, зачастую производители импортной школьной формы указывают состав, не соответствующий заявленному на этикетках.
«Учитывая, что дети проводят в школе по 6–8 часов в день, такая одежда может нанести вред здоровью. Из Москвы невозможно проконтролировать качество всего того, что продается на территории нашей огромной страны. Нужно повышать эффективность контроля на местах, с одной стороны, а с другой — стимулировать местное производство, которое контролировать значительно проще», — резюмирует заместитель министра.
«В первую очередь необходимо создать такие условия, при которых ввоз и продажа небезопасной и контрафактной школьной одежды стали бы бессмысленными. Имеющиеся пробелы в федеральном законодательстве играют на руку недобросовестным поставщикам и продавцам», — заявляет президент Национального союза производителей школьной формы Евгений Томак.
Согласно исследованию «Новое поколение» компании Synovate Comcon, затраты на школьную форму в
«Наиболее активные покупатели школьной формы — родители младших школьников. Однако даже для первоклашек только половина родителей покупают специализированную школьную форму. Большинство родителей стараются сэкономить, подобрав ребенку повседневную одежду, не выбивающуюся из школьного
Как считают специалисты Synovate Comcon, росту рынка школьной формы препятствуют не только экономические возможности родителей, но и вкусы детей, особенно подростков. Для старших классов школьную форму покупают значительно реже, так как более половины подростков в возрасте 13–15 лет попросту не хотят ее носить, поскольку считают, что она выглядит «дурацкой».
И все же, как отмечают специалисты ВЦИОМ, если настроения родителей в связи с объемом трат на подготовку детей к школе могут быть не самыми радостными, то дети, по их словам, испытывают преимущественно положительные эмоции. Четверо из десяти мам и пап (41%) уверены, что их ребенок рад началу нового учебного года. А каждый пятый полагает, что их дети идут в школу с любопытством (22%) и даже с энтузиазмом (19%).
Комментарии
1