Интернет и IT

Activision Blizzard: гигант индустрии видеоигр

Современный бизнес все больше уходит в виртуальное пространство. А в будущем, по мнению многих экспертов, именно штучно созданные параллельные миры игр и развлечений могут стать главной площадкой для внедрения самых смелых инноваций и вложения самых выгодных инвестиций. Пока слаборазвитые страны пытаются развивать индустриальное производство, а также борются за продовольственную и энергетическую независимость, в передовых экономиках мира капитал уходит в виртуальный мир.

Современный бизнес все больше уходит в виртуальное пространство. А в будущем, по мнению многих экспертов, именно штучно созданные параллельные миры игр и развлечений могут стать главной площадкой для внедрения самых смелых инноваций и вложения самых выгодных инвестиций. Пока слаборазвитые страны пытаются развивать индустриальное производство, а также борются за продовольственную и энергетическую независимость, в передовых экономиках мира капитал уходит в виртуальный мир.

А что еще может происходить в странах, где народ давно сыт, одет, обут? С древних времен известно главное требование толпы: «Хлеба и зрелищ!» И, похоже, что человечество снова пришло к тому уровню развития, когда пора, наконец, выполнять вторую часть этого изречения. Только сейчас устроители развлечений получили такие мощные инструменты, как современные гаджеты, мультимедийные системы и самые невероятные технологии.

Компьютерные или видеоигры, интерактивные развлечения стали уже отдельной отраслью мировой экономики. А ведь начиналось все с мало кому известного, почти маргинального движения энтузиастов в середине семидесятых годов прошлого века. Всего пару десятилетий понадобилось для того, чтобы оно выросло в целую индустрию с огромными оборотами и капиталовложениями.

По данным статистики, только на территории США в 2007 году общая прибыль компаний, занимающихся видеоиграми, составила 9,5 млрд. долларов. А еще через два года она достигла 11,7 млрд. долларов. Этот сектор стал главной движущей силой развития компьютерных и мобильных технологий, создает миллионы рабочих мест. Ведь именно для видеоигр больше всего нужна мощная вычислительная техника, высокая скорость передачи информации и прочие параметры, характерные для новых поколений гаджетов. Согласитесь, если бы не игры, для банального общения через скайп или работы в Экселе нам вполне хватило бы и первых версий Пентиумов. А спрос на последние разработки в сфере ІТ оставался бы примерно на нулевом уровне…

Развлечения дороже

Все познается в сравнении. К индустрии видеоигр можно относиться скептически и даже смотреть на нее свысока, доказывая, что основы-то экономики лежат в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте… Иногда такие суждения напоминают идеологию каких-либо консерваторов-фундаменталистов. Впрочем, спорить приверженцы ретроградных взглядов прекращают тогда, когда в качестве аргументов начинают выступать деньги.

В прошлом десятилетии отсталая в технологическом плане Примерно тогда же был создан американский издатель видеоигр Activision Blizzard, Inc. Компания образовалась после слияния Activision и Vivendi Games, и по состоянию на 2 декабря 2007 года ее капитализация  составила 18,9 млрд. долларов. Сравнение явно не в пользу «заводов, газет, пароходов». До сих пор даже в среде профессиональных экономистов не все понимают, что индустрия видеоигр – это давно уже не просто группа молодых энтузиастов, которые что-то там разрабатывают для прыщавых подростков и пытаются выжать на этом какие-то прибыли.

Впрочем, Activision Blizzard ведь тоже появилась не на пустом месте. Уже хорошо известный к тому времени Vivendi Games приобрел 52% акций будущей компании. Новый бренд появился в результате слияния Activision и Blizzard Entertainment. Итак, объединение капиталов дополнилось объединением нематериальных активов – популярных во всем мире брендов, сформировавших новую, но не менее ценную торговую марку. Как объяснял почти шесть лет назад президент Blizzard Майкл Морхейм, в Америке создано самое большое и рентабельное в мире издательство в индустрии видеоигр. При этом руководство новой компании объявило, что видеоигры не будут продаваться под брендом компании Activision Blizzard. Их название будет звучать как Blizzard Entertainment.

Однако, несколько месяцев назад мировое сообщество узнало о грядущей продаже контрольного пакета акций Activision Blizzard (61%), принадлежащего Vivendi. Что должно означать это событие, еще до конца непонятно. Скорее всего, речь идет всего лишь о смене инвестора. Пока же известно, что после совершения сделки президентом и исполнительным директором останется Бобби Котик, нынешний исполнительный директор Vivendi Games Брюс Хэк займется кадрами и правовыми делами, а Майк Гриффит останется на должности президента и исполнительного директора Activision Publishing, в которую входят Sierra Entertainment, Sierra Online и Vivendi Games Mobile.

Отцы-основатели

Чтобы понять масштаб Activision Blizzard, необходимо вспомнить о компаниях, ее основавших. Но прежде позволим себе напомнить, что созданный в результате слияния гигант индустрии видеоигр является одним из самых успешных в мире  разработчиком и издателем видеоигр со штаб-квартирой в Санта-Монике, штат Калифорния. Компания также специализируется на разработках в онлайн-секторе, РС, мобильных версий программ, консолей и т.д. Бизнес корпорации наиболее активно развивается в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Швеции, Испании, Нидерландах, Австралии, Южной Корее и Китае.

Впервые о Blizzard Entertainment мир узнал в 1991 году благодаря основанию компании Silicon & Synapse, выпустившей такие известные игры, как Rock N' Roll Racing и The Lost Vikings. Через три года руководство решило произвести ребрэндинг, сменив название на Chaos Studios. Однако вскоре оказалось, что это не самая хорошая идея, и, таким образом пришлось вернуться к торговой марке Blizzard Entertainment. В 1994 году компанию оценили в 10 млн. долл. Вскоре она выпустила свой первый хит - Warcraft.

Владельцы Blizzard менялись несколько раз, пока в декабре 2007 года не стало известно о слиянии Blizzard Entertainment с Activision.

Activision, Inc  - также специализирующаяся на разработке и издании видеоигр американская компания, основанная еще в 1979 году. Фирма известна как первый в мире независимый разработчик игр для персональных компьютеров и игровых приставок. Возможно, кто-то еще помнит об игровых картриджах для Atari 2600? 

Activison также прославилась как самая прибыльная компания отрасли, сумевшая заработать в 2012 году рекордные 5 млрд. долларов!

Наконец, Vivendi Games, имеющая непосредственное отношение к созданию Activision Blizzard, была создана в начале нынешнего тысячелетия. Это – часть французского медиагиганта Vivendi SA, известного также под названием Vivendi Universal.

Vivendi – крупнейший медиаконгломерат, работающий в сфере телевещания, звукозаписи, производства телепередач и фильмов. В ведении корпорации издательская деятельность, телекоммуникации и, конечно же, разработка компьютерных игр. Кроме того, Vivendi принадлежит крупнейшая в мире музыкальная компания Universal Music Group, а также крупные пакеты акций французского оператора мобильной связи SFR и  сати кабельного телевидения Canal+.

По оценкам специалистов, в 2008 году общих оборот Vivendi составил 25,39 млрд. евро, а чистая прибыль достигла тогда 2,6 млрд. евро.

Зачем продают акции Activision Blizzard?

О продаже своей части в Activision Blizzard заявила именно Vivendi. Произошло это в июне 2013 года. Оказывается, французский гигант оказался в сложной финансовой ситуации, и потому начал сбрасывать активы. Покупателем же вызвался стать Activision, предложивший Vivendi  8 млрд. долларов.

Как отмечают аналитики, за последние месяцы было проведено несколько раундов переговоров. Считается, что Activision сегодня обладает крупным объемом свободного капитала. А потому вся собственность Activision Blizzard, скорее всего, останется в «семье».

Однако, уже после того как сделка купли-продажи, казалось бы, полностью завершена, некоторые акционеры подали в суд с требованием аннулировать ее. Среди недовольных оказался и один из руководителей компании Бобби Котик, который заявлял, что Activision недоплатил 644 млн. долларов, купив пакет акций по явно заниженным ценам. Однако, в октябре сего года сделку все-таки утвердили в судебном порядке. Таким образом, считают эксперты, буря над гигантом индустрии видеоигр прошла, не причинив особого ущерба.

Начать дискуссию