Ассоциация российских банков совместно с Институтом социологии РАН представила результаты нового федерального социологического исследования на тему состояния и перспектив развития малого и среднего предпринимательства в России. Как показал опрос, опыт ведения собственного бизнеса имеется у 12% населения страны (13,6 млн человек). Для сравнения: в 2013 г. этим могли похвастаться лишь 8% (9,3 млн человек) граждан в возрасте 18 лет и старше. Однако в настоящее время реально занимаются предпринимательской деятельностью только 2,4% (2,8 млн человек), тогда как в 2013 г. этот показатель составлял 3,7% (4,3 млн человек). Таким образом, за последние годы число предприятий малого бизнеса в стране серьезно сократилось, резюмируют исследователи.
Вместе с тем отношение широких слоев населения к бизнесу, как ни странно, меняется в лучшую сторону. О своем положительном отношении к бизнесу в настоящее время заявляют 49% респондентов, а два года назад их доля составляла 41%. При этом количество «неоднозначно относящихся к бизнесу» за это время уменьшилось с 21 до 16%, а воспринимающих его отрицательно — с 7 до 4%.
По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, сегодня в России отмечается «маниакальная увлеченность крупными
«Необходимо радикальнейшим образом изменить отношение к малому и среднему бизнесу, потому что крупный бизнес сам решает свои проблемы. Если мы не обеспечим радикальные, кардинальные перемены в развитии множества точек роста в стране как с точки зрения кредитования инвестиций, так и с точки зрения защиты прав участников всех сегментов рынка, в том числе и со стороны правоохранительной и судебной системы, мы постоянно будем заложниками санкций и цен на нефть», — уверен Тосунян.
Неудобно и невыгодно
Побудительных мотивов для занятия бизнесом у населения, как правило, несколько. На первом месте стоит желание заработать и самореализоваться. На последнем, судя по полученным данным, находится возможность получить поддержку от государства. По мнению Тосуняна, это свидетельствует о том, что все больше граждан начинают рассчитывать на свои силы, «что, безусловно, является позитивной тенденцией». Однако, похоже, реальной причиной тому является вовсе не бодрость духа, а растущее недоверие предпринимателей к государственным институтам и «сырость» предлагаемых госпрограмм.
По данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), 73% представителей малого, среднего и микробизнеса Москвы за последний год не пользовались льготами и другими мерами поддержки государства. Еще 15% не помнят, обращались ли они за помощью к властям. Как пишет газета «Ведомости», данный опрос 2000 руководителей и заместителей руководителей малых и средних предприятий по всем отраслям проводился в июне—июле 2015 г. по инициативе Департамента экономической политики и развития Москвы.
Авторы исследования отмечают, что господдержка у столичных бизнесменов не пользуется спросом вне зависимости от вида или размера их бизнеса. Из тех, кто
В ответе за все
Несмотря на то что власти разных уровней постоянно декларируют свою поддержку малому и среднему бизнесу, на практике выходит совершенно иное. Так, совсем недавно Верховный суд России постановил, что теперь лично с руководителей компаний могут взыскивать налоговые недоимки компании. Как сообщает Business FM, по решению ВС РФ №
Более того, в настоящее время становится все более распространенной практика, когда налоговики даже в случае обычных банкротств пытаются взыскать налоги лично с руководителей компаний. То есть, даже если финансовая несостоятельность организации наступила в результате так называемых объективных причин, например общеэкономического финансового кризиса, а не
Эксперты считают, что подобная практика может свести на нет развитие малого и среднего бизнеса в стране, потому что предприниматели «в свете новых решений» просто не будут открывать новые компании, предпочитая ликвидировать действующие. Более того, заявленная возможность напрямую давить на руководителей фирмы, содержит в себе немало коррупционных возможностей, в том числе и для недобросовестной конкурентной борьбы. Ну и вряд ли вообще в этой связи целесообразно упоминать инвестиционный климат и привлекательность страны для инвестиций. Наблюдения показывают, что российские предприниматели все внимательнее присматриваются к вариантам открытия компаний или покупки готового бизнеса за рубежом. Просто потому, что так спокойнее.
Начать дискуссию