Маркетинг

Наедине с клиентом

Мы находимся на пороге создания новой парадигмы — персонального маркетинга, основанного на больших данных. Благодаря технологиям и «умным» гаджетам компании уже столько знают о своем потребителе, что имеют возможность делать ему персональные предложения.

Мы находимся на пороге создания новой парадигмы — персонального маркетинга, основанного на больших данных. Благодаря технологиям и «умным» гаджетам компании уже столько знают о своем потребителе, что имеют возможность делать ему персональные предложения.

Вашему смартфону известно о вас больше, чем друзьям и родственникам: передвижение, наиболее посещаемые места, сайты, запросы в поисковиках. Ваш банк знает порой лучше вас, сколько вы тратите на отдых, развлечения, еду и путешествия и насколько вы надежны и платежеспособны. Корпоративные CRM-системы без устали пишут историю взаимоотношений с каждым клиентом, накапливая терабайты информации. А теперь в обиходе современного человека стали появляться еще и «умные» вещи, подключенные к интернету: бытовые приборы, гаджеты, счетчики воды и электричества, которые сами отправляют данные на удаленный сервер.

Словом, человечество весьма преуспело в сборе и хранении информации, стекающейся из разных источников. Беда только в том, что эти сведения в большинстве случаев так и лежат огромной ледяной глыбой: у владельца не хватает ни сил, ни ресурсов проанализировать их, чтобы извлечь для себя какую-либо пользу. (Именно это называют проблемой «больших данных».) Кого-то этот информационный айсберг наверняка потопит, словно «Титаник». А кто-то наколет из него максимум льда для умных маркетинговых коктейлей.

Выиграет бизнес, который научится с этими данными работать и быстро и гибко кастомизировать свой продукт, предложения, коммуникацию и тональность сообщений. Ближе всего к этому подобрались в сфере телекоммуникационных услуг — в силу изначально высокой технологичности этого бизнеса. Операторы мобильной связи тщательно анализируют профили абонентов и учатся выявлять закономерности (иногда далеко не очевидные!) в шаблонах пользования услугой, опираясь на свою многолетнюю статистику. Клиент поменял привычки: перестал звонить на стационарные телефоны, стал чаще пользоваться СМС, увеличил трафик данных… Не исключено, что он постепенно «созревает» для того, чтобы поменять оператора связи; и в этом случае система оператора должна включать «тревожный сигнал». Подобные модели прогнозирования оттока абонентов уже существуют. Что делать дальше? Делать то самое персональное предложение: проанализировать особенности потребления услуги человеком, посоветовать более интересный для него тариф, объяснить экономию — прямо в личном кабинете на сайте или прислав СМС. «Ух-ты-эффект» гарантирован. Абонент наверняка воскликнет: «Надо же, мой оператор заботится о моих расходах!»

Да, экономия, возникающая у клиента, — это всегда сокращение выручки оператора. Но только в краткосрочном периоде. В долгосрочном он выигрывает за счет возросшей лояльности абонента. Тем более что удержание старого клиента обходится всегда дешевле привлечения нового.

К сожалению, большинство российских операторов до сих пор пребывает в плену краткосрочной логики, ориентируясь на финансовый результат здесь и сейчас. Лучшее тому доказательство — огромное число абонентов (как правило, пожилых людей), по десять и более лет «сидящих» на одном и том же тарифе, который давным-давно перестал быть выгодным и который сам оператор давно списал в архив. Но последнего такое положение дел устраивает: он не торопится предложить клиенту новый тариф, по сути, злоупотребляя привычкой пользователя и его недостаточной осведомленностью. Разумеется, это рано или поздно заканчивается: абонент узнает, сколько переплачивает, и это до основания разрушает его лояльность.

Быстро движутся в направлении персонализированных отношений с покупателями и ритейлеры, причем не только онлайновые. Сейчас появляется масса технических способов наладить с покупателем взаимовыгодную двустороннюю коммуникацию: ритейлер собирает сведения о предпочтениях посетителя и его перемещениях в торговом зале, а тот — о скидках на товары. Это можно реализовать, например, с помощью решения iBeacon, разработанного компанией Apple. В помещении устанавливаются специальные маячки, которые умеют связываться с устройствами пользователя по технологии Bluetooth LE и имеют программируемый радиус действия — от 10 сантиметров до 50 метров. Посетитель устанавливает у себя специальное мобильное приложение, после чего становится для магазина «своим»: «увидев» такого клиента в радиусе действия, магазин «узнает» его и может делать ему адресные ценовые предложения. Оказавшись вблизи полки с товаром, на который действует акция, посетитель получает соответствующее сообщение на смартфон. Для таких инструментов уже и слово придумано — Bluetooth‑маркетинг. В России такое решение внедрила в прошлом году в нескольких своих магазинах сеть «Республика».

Персональный маркетинг не обязательно требует передовых технологических решений. Он под силу и небольшим компаниям. Для начала вполне можно обойтись и «малыми данными», если правильно выстроить бизнес-процессы. В сети «Додо-пицца», которую я консультирую, был показательный случай. Один из клиентов, заказавший острую пиццу, пожаловался потом в своем аккаунте в «ВКонтакте», что она не оправдала его ожиданий, поскольку была недостаточно острой. Отзыв заметил SMM‑менеджер сети, идентифицировал клиента и сделал пометку в системе о его личных вкусовых предпочтениях. При следующем заказе острой пиццы клиенту доставили «бонусом» еще и целую банку острого перца халапеньо. Тот пришел в совершеннейший восторг и разразился в своем аккаунте прочувствованной тирадой о том, что именно таким должен быть настоящий маркетинг. Казалось бы, это простая связка: «неравнодушный SMM‑менеджер — корпоративный софт — служба доставки». Но она произвела отличный вау-эффект. Вот такие связки, по моим наблюдениям, российский бизнес пока плохо умеет выстраивать.

Умный маркетинг не обязательно требует больших инвестиций в систему сбора и анализа данных или покупку дорогих гаджетов. Скорее он предполагает изменение отношения к тем данным о клиентах, которые у вас уже имеются, и интеграцию этих знаний в систему создания продуктов, обслуживания и коммуникаций. Большой путь к покорению «больших данных» начинается с малых изменений в процессах и точках контакта с потребителями. И, перефразируя классика: нам всем нужно бежать, если не можем бежать, то идти, а если не можем идти, то хотя бы ползти в сторону нового знания о наших клиентах через призму тех данных, которые у нас уже есть или которые мы можем собрать. Начинаем движение?

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.