Экономика России

Керченский мост должен стать уникальным инженерным чудом

Керченский мост обеспечит экономический бум Крыму – с восстановлением туристического потока к показателям советского времени. По крайней мере, об этом заявляют власти полуострова. Однако само создание подобного сооружения в этом районе является сложнейшей инженерной и строительной задачей. Как она в итоге должна быть реализована?

Керченский мост обеспечит экономический бум Крыму – с восстановлением туристического потока к показателям советского времени. По крайней мере, об этом заявляют власти полуострова. Однако само создание подобного сооружения в этом районе является сложнейшей инженерной и строительной задачей. Как она в итоге должна быть реализована?

«Мы абсолютно убеждены, что у Крыма замечательная история и очень большое будущее. С запуском мостового перехода будет экономический бум, как мы предполагаем. Он связан с тем, что Крым примет минимум 8–10 миллионов отдыхающих, как это было при советской власти», – заявил в пятницу председатель Госсовета республики Владимир Константинов. 

В сезоне 2015 года Крым принял около 4 млн туристов. Пока это меньше, чем в украинский период. Но, несмотря на это, денег отдыхающие стали тратить больше. 

Действительно, строительство моста откроет перед регионом совершенно новые перспективы. Запуск моста в целом обеспечит региону колоссальный объем товаро-, грузо- и пассажирооборота, решив многие экономические проблемы полуострова. Наземный транспорт сможет курсировать между материковой Россией и полуостровом круглогодично вне зависимости от погодных условий, очереди на паромной переправе уйдут в прошлое. Как ожидается, в год по мосту будут перевозиться 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов. 

Мост обеспечит продовольственную безопасность Крыма. Улучшение транспортной доступности позволит уменьшить цены на товары, идущие из материковой России. Сейчас логистика более дорогая и сложная. Даже стоимость судозахода в порты Крыма должна будет снизиться благодаря мосту: сейчас она дороже в разы в сравнении с другими портами РФ. 

Наконец, этот инфраструктурный проект молниеносно повысит инвестиционную привлекательность Крымского региона. 

Значение Керченского моста для российского Крыма сложно переоценить, равно как и уникальность проекта. Неудивительно, что проект вызывает неподдельный интерес – опубликованный всего неделю назад ролик про мост через Керченский пролив просмотрели уже более 2 млн человек, он вошел в число самых популярных видео на YouTube. 

  • ВИДЕО

Уникальность моста

Сами масштабы и сроки строительства уже должны стать уникальными. Это будет самый большой совмещенный мостовой переход в Европе – протяженностью 19 километров. Пропускная способность моста составит до 40 тыс. авто и до 47 поездов в сутки. Скорость движения будет достигать 120 км/ч. А построить мост должны за рекордные три года – до конца 2018-го. 

Работы здесь начались уже в конце лета – со строительства трех временных технологических мостов, которые необходимы для завозки строительных материалов, чтобы строители не зависели от капризов погоды. Первый технологический мост сооружен. Его длина около 1,2 км, он стоит на 58 опорах, рассчитанных на воздействие льдов и перевозки грузов до 250 тонн. Второй мост появится в осенне-зимний период. Плюс до конца осени появится технологическая железная дорога. И только затем после утверждения проектной документации стартуют работы по строительству основного моста.  

Керченский мост должен стать уникальным инженерным сооружением, учитывая другую трудность, с которой придется бороться, – природную. 

На дне Керченского пролива ил и тектонический разлом, а сваи надо погружать в твердый грунт. Мост строится в сейсмически активном районе. Зимой мост должен выдерживать сильные штормы и ледовые нагрузки. Раз в год ветер в проливе достигает 25 метров в секунду, а раз в 50 лет – 32 метров в секунду. 

Для понимания: скорость в 25 метров в секунду – это 90 км в час, сильный шторм. На суше он не просто валит деревья, а вырывает их с корнями, на воде образует волны высотой до 8–11 метров. А ветер 32 метра в секунду (более 117 км/ч) – это ураган, как правило, с порывами ветра до 50–60 метров в секунду, с высотой волн выше 11 метров, то есть выше двухэтажного дома. 

Для борьбы со стихиями российские ученые вместе с инженерами разрабатывали уникальные технологии. К примеру, зимой особую опасность представляют поля дрейфующего льда. Сотрудники Государственного океанографического института имени Зубова детально изучили ледовую обстановку и все виды ледовых нагрузок, включая параметры льдин, площади ледовых полей, размеры навалов льда. Это позволило рассчитать нагрузки на опоры моста в случае замерзания воды вокруг опор и в случае прихода из Азовского моря ледовых полей. А Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург выполнил математическое моделирование ледовых процессов. 

Только на основе такой колоссальной работы и расчетов принимаются проектные решения. Так, для защиты опор арочных пролетов от навала судов и ледовых нагрузок решили построить искусственные острова из каменной наброски, которые снаружи будут усилены железобетонными тетраподами.

Сравнение с другими мостами

Керченский мост будет по своим масштабам и сложности единственным в своем роде. Он впитает в себя наработанный опыт строительства многих мостов. По сжатым срокам строительства и сложным геологическим условиям мост через Керченский пролив можно сравнить с переходом через реку Обь в Томской области. Там сваи также погружались через слабые грунты на глубину до 50 метров. Конечно, масштабы сооружений несравнимы, но условия их проектирования и строительства достаточно схожи, отмечают в «СГМ-Мост» (компания – «дочка» «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенбрега, которая ведет проект строительства Керченского моста). 

Технологии устройства арочного пролета Керченского моста (35 метров над водой для навигации кораблей) опробованы при строительстве перехода через Амурский залив к саммиту АТЭС на остров Русский. Такие же технологии использовались при строительстве перехода через пролив Босфор Восточный. 

Сходство с этим переходом еще и в суровых погодных условиях. В Босфорском проливе тоже зимой нешуточные морозы и шторма, летом палящее солнце, а на дне – сложная геологическая обстановка и высокая сейсмическая активность. Несмотря на это, переход через пролив Босфор Восточный построили менее чем за четыре года. 

Многие специалисты, которые занимались проектированием и строительством моста на остров Русский, привлечены и к новому проекту. «Квалификация, опыт и традиции российских мостовиков хорошо известны во всем мире, и это позволяет утверждать, что проект будет реализован в заданные сроки», – уверен первый проректор МАДИ Павел Поспелов. 

Стоимость моста

Стоимость строительства Керченского моста – 228,3 млрд рублей. В целом это очень дорогой инфраструктурный проект. Мосты в рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке обошлись бюджету примерно в такую же сумму, если сравнивать цену за километр перехода. Так, один километр Крымского моста обойдется в 12 млрд рублей (длина – 19 км). Тогда как километр моста на остров Русский с четырьмя полосами движения и пилонами в 321 м стоил 11,8 млрд рублей, целиком трехкилометровые переходы стоили 35,4 млрд рублей. А мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке длиной 1,4 км с четырьмя полосами и пилонами в 226 м обошелся в 20,1 млрд рублей, то есть порядка 14,3 млрд рублей за километр. 

Стоимость Керченского моста, кстати, удалось снизить на 19 млрд рублей благодаря оптимизации технологических решений (изначально была цифра в 247,3 млрд рублей). Новая цена прописана в контракте, поэтому она не должна меняться ни в ходе проектирования, ни в ходе строительства, говорил вице-премьер Дмитрий Козак. 

Согласно Федеральной программе развития транспортной инфраструктуры Крыма, расходы на Керченский мост – это половина предусмотренного общего бюджета в 416,5 млрд рублей. 

Строительство транспортного перехода включает в себя не просто мост, но и создание всей инфраструктуры рядом – как железнодорожной, так и автомобильной со стороны Таманского полуострова Краснодарского края и в районе Керчи на полуострове. 

Информвойна вокруг моста

Учитывая, насколько важен этот мост для Крыма с точки зрения полной транспортной независимости от украинской территории, проект стали использовать как средство агрессивной информационной войны. После появления видео об архитектурном облике моста на YouTube сразу появилась пародия на него. 

Историк-искусствовед, активно выступающий против Путина, Александр Цвиров в своем блоге в Facebook попытался уверить, что идея строительства моста через Керченский пролив провальна, только зря деньги потратят. И его вброс был активно подхвачен украинскими СМИ. «Ротенберговская строительная компания, непонятно как выигравшая конкурс на строительство Керченского моста, забила 150 свай в дно пролива, а они через пару недель все до одной исчезли без следа, как в воду канули», – пишет блогер. По его словам, на месте будущего моста якобы не была проведена даже геологическая экспертиза, вот сваи и ушли под дно.

«Советские солдаты и инженеры из гитлеровских металлоконструкций за сто дней соорудили Керченский мост. Он стоял бы и сейчас. Но в 1943 году была жесточайшая зима»

Блогер идет дальше: исчезновение свай обеспокоило строителей, и они вызвали старых специалистов, которые разрабатывали проект Керченского моста еще во времена СССР. Так вот эти специалисты якобы заявили: «Вы хоть примерно представляете себе, каков там слой ила и иных рыхлых пород?! Там где-то есть твердая порода, но в ней невообразимо мощные карстовые полости. Вот туда все ваши сваи и упали». 

Наконец, блогер приводит исторические параллели, указывая, что якобы «даже гитлеровские инженеры отказались от идеи такого моста». «Гитлер, мол, потому и отказался мост здесь строить, что были у него грамотные геодезисты, геофизики и инженеры, и он к ним прислушался», – говорит Цвиров, переходя на ненормативную лексику. 

Впрочем, профессиональному инженеру мостов и настоящему историку некомпетентность заявлений искусствоведа-блогера видна сразу. Это явная провокация, не имеющая никакого отношения к реальному положению дел. 

Строить мост без геологического исследования дна – это чистая фантастика. Еще в 2014 году были проведены многомесячные инженерно-геологические изыскания в Керченском проливе. Был проанализирован архив, пробурены геологические скважины, отобраны пробы грунтов, проведены лабораторные и комплексные инженерно-геофизические исследования по планируемой трассе мостового перехода. 

В этом году специалисты действительно начали проводить динамические и статические испытания грунтов сваями в зоне будущего строительства моста. Но заявления блогера об утонувших сваях покажутся бредом, если понимать, как проходят испытания грунтов сваями. 

Чтобы подтвердить фактическую несущую способность свай, их погружают на нужную глубину. 

На косе Тузла был расположен испытательный стенд из пяти свай (четыре анкерные и пятая – испытываемая) недалеко от ранее пробуренной геологической скважины. Грунты изучаются с помощью металлической сваи длиной около 70 метров и весом почти 50 тонн. Диаметр труб 1420 мм, он является наиболее надежным при сейсмических нагрузках. 

Через несколько дней после погружения сваи проводят динамические испытания дизель-молотом: идет серия ударов одинаковой силы, фиксируется осадка конструкций и степень сопротивления грунта. Потом сваи испытывают статическими нагрузками: гидравлические домкраты постепенно «нагружают» сваю сверху, после чего давят на нее с разных сторон по горизонтали и тянут вверх, испытывая грунт выдергивающей нагрузкой. 

Все это и было сделано этим летом. На основании полученных данных проектировщики рассчитали оптимальные параметры фундаментов мостовых опор. Причем первые же исследования показали, что расчетные показатели оказались максимально близки к действительным. 

Динамическое испытание сваи, погруженной на дно, показало, что свая не погрузилась ни на какую глубину. «Она дала нулевое погружение, что соответствует поставленной задаче. Суть заключается в том, что мы должны убедиться в том, что испытуемая свая погружена на заданную глубину и дальнейшее погружение просто невозможно», – поясняет главный специалист по изысканиям Института Гипростроймост – Санкт-Петербург Владимир Фролов.

Также испытания показали, что от динамической нагрузки сваи не переместились от заданной нагрузки. «Были установлены датчики линейных перемещений с частотой опроса 100 Герц, что позволяет 100 раз в секунду опросить датчик, зафиксировать любые перемещения, которые могли бы произойти при свае», – поясняет процесс работы гендиректор Научно-исследовательского института диагностики Светлана Боханова. 

Что касается исторической составляющей, то действительно есть факт – Гитлер хотел построить мост через Керченский пролив в 1943 году. Его рабочие даже подготовили конструкции моста. Однако с задачей так и не справились, в отличие от советских инженеров. Когда пришли советские войска, немцы бросили все элементы моста. 

«В 1943 году наша советская воздушная разведка заметила в районе порта «Крым» невероятное количество замаскированных сооружений. Положение на фронте изменилось. Уже советские солдаты и инженеры из гитлеровских металлоконструкций за сто дней соорудили Керченский мост. Он стоял бы и сейчас. Но в 1943 году была жесточайшая зима. Лед стоял колоссальный. Было страшное ледовое движение. У моста не было ледоотбойников: строителям просто не хватило металла. Мост был разрушен», – рассказывает краевед, экс-глава администрации Таманского сельского поселения Геннадий Майков. Кстати, стихия тогда разбушевалась через несколько суток после того, как по мосту прошел поезд с участниками знаменитой Ялтинской конференции. 

Неудачу построенного фактически на коленках во время войны моста вряд ли можно проецировать на сегодняшнее время. Отечественное мостостроение с тех пор шагнуло далеко вперед, опыт и технологии за это время накоплены колоссальные. Расчетный срок службы современного моста – 100 лет. И во время войны не было времени на тщательное изучение геологических, гидрологических, климатических и сейсмических условий, с учетом которых принимаются проектные решения сегодня.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.