Управление финансами

Что влияет на стоимость бизнеса: взаимосвязь риска, доходности и стоимости фирмы

Над закономерностями соотношения рисков и доходности ученые работают уже несколько столетий. В общем виде задача не решена. Однако разработано и хорошо описано уже много методик анализа доходности и соответствующих ей рисков. Именно с точки зрения практического риск-менеджмента мы хотели бы рассказать здесь о методах измерения и анализа рисков и доходов.

Над закономерностями соотношения рисков и доходности ученые работают уже несколько столетий. В общем виде задача не решена. Однако разработано и хорошо описано уже много методик анализа доходности и соответствующих ей рисков. Некоторые из этих методик довольно просты, а некоторые требуют серьезной математической подготовки.

Вам нет нужды заниматься сложным математическим моделированием самостоятельно: в необходимых случаях помогут специалисты. Но ориентироваться в наборе предлагаемых ими методик риск-менеджеру необходимо. Именно с точки зрения риск-менеджера-практика или рядового менеджера мы хотели бы рассказать здесь о концепциях и методах измерения и анализа рисков и доходов.

Соотношение риска и доходности в итоге определяет соотношения риска и стоимости фирмы. В конце прошедшего века уже не раз спорили о том, к чему стремится бизнес. Понятно, что к доходности, поскольку без нее фирма очень скоро умрет. Но не только. Здоровая фирма стремится к стратегическому улучшению благосостояния всех заинтересованных в ее судьбе лиц и организаций. Показателями принципиальной возможности этого являются стоимость фирмы и качество ее существования.

Итак, фирма стремится стратегически маневрировать своей стоимостью. Риском стремятся управлять, чтобы облегчить и обезопасить выполнение стратегии. Следовательно, усилия по управлению рисками и стоимость фирмы положительно связаны. Это не значит, что чем больше денег вы потратите на риск-менеджмент, тем дороже будет ваша фирма. Иногда даже наоборот: перерасход на любую управленческую или вспомогательную деятельность может создать фирме дополнительные проблемы. Но в целом можно признать зависимость стоимости фирмы от ее рисковой позиции.

От соотношения рискованности и потенциальной доходности зависит ответ на важнейший вопрос: сколько стоит фирма? Методов оценки около полутора десятков. Каждый из них имеет свою целесообразность. Ни один из них не дает окончательной бесспорной оценки.

Чем дороже фирма оценивается рынком и устойчивее эта оценка, т. е. чем благоприятнее соотношение доходности и рискованности, тем выше экономическое благосостояние и покой ее владельцев. Итак, один из фундаментальных вопросов к науке и практике риск-менеджмента: сколько стоит фирма?

Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой точки зрения оценивается фирма. Благосостояние ее владельцев иногда достигается неожиданными способами, например, продажей фирмы. Оценка ее стоимости зависит еще от многих факторов. Сложилась даже особая профессия «оценщик коммерческой собственности», которая в последние годы быстро внедрилась в российскую деловую практику. Кроме того, независимая оценка существует как развитой бизнес консультативных фирм.

Стоимость фирмы зависит от того, для чего производится оценка. Автор самой фундаментальной работы на эту тему (Pratt S. P. Valuing a Business., 1998) считает, что универсальной методики здесь не существует. Чем точнее определена цель оценки, тем успешнее будет проект, ради которого она осуществлялась. Оценка стоимости фирмы может производиться в следующих случаях, каждый из которых имеет свою рисковую специфику, при:

  • оценке стоимости подарка, состояния, имения с целью налогообложения;
  • обосновании планов участия работников фирмы в ее акционерном капитале;
  • купле-продаже фирмы, ее части или пакета ее акций;
  • передаче предприятия в аренду;
  • реорганизации фирмы или осуществлении инвестиционного проекта ее развития;
  • ликвидации фирмы;
  • слиянии и разъединении фирм;
  • финансовых захватах и реконструкции собственности на фирме;
  • подаче заявки на банковский кредит под залог активов фирмы;
  • разводах;
  • заключении договоров страхования;
  • наступлении страховых случаев;
  • объявлении банкротств;
  • выпуске новых акций и других ценных бумаг;
  • страховании ценностей фирмы в предвидении потерь;
  • передаче фирмы в доверительное управление.

Стоимость фирмы имеет несколько видов, величина которых может существенно различаться, соответственно изменяя показатели рискованности при принятии решений о работе фирмы и ее инвестировании:

  1. справедливая рыночная стоимость, т. е. стоимость, принимаемая государственными органами, одинаково выгодная и мелким и крупным акционерам и близкая к средней рыночной стоимости аналогичных объектов;
  2. инвестиционная стоимость, т. е. стоимость фирмы для данного инвестора со всеми его планами, предпочтениями, налоговыми особенностями, возможной синергетикой и ограничениями;
  3. внутренняя, или фундаментальная, стоимость, определяемая как оценка, полученная в результате внимательного и согласованного изучения всех характеристик фирмы и рыночных факторов;
  4. стоимость продолжающегося бизнеса, при получении которой оценщик полагает, что фирма будет продолжать работать неопределенно долго;
  5. ликвидационная стоимость, т. е. продажная стоимость активов в случае прекращения деятельности фирмы;
  6. балансовая, или бухгалтерская, стоимость, получаемая на основе бухгалтерских документов об активах фирмы и ее обязательствах;
  7. реальная рыночная стоимость, т. е. цена, за которую в разумные сроки можно продать фирму на фактически доступном в настоящее время рынке.

Следует иметь в виду и те различия, которые существуют между фирмами различной легальной формы: частные фирмы оцениваются иначе, чем малые акционерные, и иначе, чем огромные корпорации, акции которых постоянно продаются на фондовых биржах.

Для финансовых аналитиков, риск-менеджеров и большинства инвесторов особенно важна внутренняя стоимость акций фирмы, поскольку обладание акциями — это и есть владение фирмой. При расчете внутренней стоимости аналитик старается быть реалистичным, не завышая и не занижая своих оценок относительно реальной рыночной обстановки спроса и предложения на акции. Приходится учитывать следующие факторы, способные повлиять на их стоимость:

  • Стоимость активов фирмы. Фирме принадлежит различное имущество, которое может быть продано, а поступления от продаж распределены между акционерами. При оценке с позиций продолжающегося бизнеса эта величина обычно не учитывается, если только у фирмы не обнаруживаются активы, не нужные для продолжения основного производства. Но и в этом случае излишнее продается, а затем уже фирма оценивается, хотя излишние активы не всегда удается продать в ограниченные сроки проекта, под который производится оценка. В последнем случае эта часть активов включается в оценку.
  • Вероятные будущие проценты и дивиденды. Если фирма должна выплатить проценты по взятому ранее кредиту или она уже объявила выплату дивидендов, то это сказывается на стоимости акций.
  • Вероятные будущие доходы. Это основа оценки, самый сильно действующий фактор.
  • Вероятная будущая ставка роста. Если у фирмы светлое будущее надежного, быстрого и устойчивого роста, то ее акции определенно пойдут вверх.

Внутреннюю стоимость рассчитывают для того, чтобы сравнить ее с текущей рыночной стоимостью или с ценой, которую серьезный покупатель предлагает за фирму. Главная задача аналитика и риск-менеджера как раз и состоит в обнаружении несоответствий этого ряда, чтобы выгодно использовать их при покупке-продаже фирмы или чтобы обратить внимание руководства и собственников на опасности финансового захвата или банкротства.

Ситуации недооценки и переоценки фирмы рынком носят временный характер, поэтому любая оценка сохраняет свою правильность лишь некоторое время, продолжительность которого неизвестна. Иногда рынок моментально реагирует даже на слухи о той или иной фирме, а иногда не признает даже очень перспективных изменений в фирмах на протяжении длительного времени. Почему? Это одна из проблем, на которые финансовая наука пока не нашла однозначного ответа.

Методика расчета внутренней стоимости работает не всегда правильно из-за следующих основных причин:

  • Рынок несовершенен, он не всегда сразу адекватно реагирует на изменения в фирмах.
  • Существуют фирмы, успех которых сильно зависит от спекулятивных факторов и удачи, а не от глубины и тщательности расчетов. Таковы некоторые виды торговли.
  • Некоторые фирмы быстро растут, и рост этот трудно предсказать и оценить, потому что на него влияют такие факторы, как мода. Можно вспомнить бум продаж кубика Рубика и электронной игрушки «Тамагочи» (Весь мир, казалось, сошел с ума от них. И с чего бы?)
  • На рынке время от времени появляются новые продукты, технологии и секторы. Экономические параметры этих явлений определенное время не поддаются формальному анализу.
  • Иногда на рынке происходят «черные вторники, четверги или пятницы», когда курсы акций всего рынка просто летят в пропасть без видимых причин (хорошо, что эти периоды относительно коротки, хотя и непредсказуемы).
  • Не всегда циклические колебания в экономике легко включить в рациональный анализ (эти явления слишком многомерны и сложны).
  • Революционные потрясения в некоторых странах способны поколебать и даже изменить структуру рынка.

Так или иначе, финансовые выгоды и риски, связанные с владением фирмой или ее частью (акциями), происходят из следующих источников:

  1. Доходы или денежные потоки от основных операций.
  2. Доходы или денежные потоки от инвестиций (проценты от купленных заемных инструментов или дивиденды от паевых инструментов).
  3. Поступления от продажи активов.
  4. Поступления от залога активов.
  5. Продажа акций.

Основные финансовые переменные при оценке величины этих источников:

  • прибыли (доходы);
  • денежные потоки;
  • дивиденды или способность выплачивать дивиденды;
  • заработки;
  • выручка (поступления);
  • активы;
  • стоимость капитала (уровень банковских процентных ставок).

В некоторых случаях особенности сделок, под которые производится оценка, и прочие дополнительные обстоятельства могут существенно повлиять на результат. Среди этих факторов:

  • размеры пакета акций, с позиций и в интересах которого оценивается фирма (контрольный, доминирующий, существенный, малый);
  • право участия в управлении (право голоса);
  • возможность легко, быстро и без существенных потерь продать акции, их ликвидность, т. е. наличие оборудованного и активного рынка для них;
  • законодательные ограничения на операции с акциями (по размеру сделки, по праву на контрольный пакет, антимонопольные правила, ограничения в принятии некоторых видов решений, ограничения прав иностранцев и т.п.);
  • ограничения на право собственности;
  • ограничения на смену основной деятельности фирмы и проч.

Методы оценки стоимости фирмы

Список методов оценки фирм довольно велик. Кратко охарактеризуем суть каждого из них.

Метод способности самоокупаться

Покупатели оценивают, какую сумму может данная фирма обслуживать как долг, если купить ее на заемные средства. Продавцы вычисляют этим способом максимальную цену, которую генерируемый фирмой денежный приток способен поддержать.

Логика метода такова: фирма будет производить денежный приток в Х руб., доступный для оплаты заемного капитала. Таким образом, покупатель может занять необходимый капитал, вернуть его в разумные сроки, а затем получать прибыль от бизнеса. Значит, величина заемного капитала примерно равна цене бизнеса.

Расчет производится следующим образом. Составляются прогнозные проформы денежных потоков на 7-10 лет (или меньше — все зависит от среднего периода окупаемости капитальных вложений в конкретной отрасли и стране). Из прогнозируемых потоков вычитаются оттоки на поддержание бизнеса в рабочем конкурентоспособном состоянии. В результате получится прогноз средних денежных притоков на обслуживание и возврат заемного капитала.

На этой основе вычисляется сумма, которую можно занять в банке под обеспечение этим денежным потоком. Принимая во внимание, что кредит не может превосходить 75-85% общей суммы проекта, вычисляется полная стоимость фирмы.

Метод дисконтированных денежных потоков

Необходим, когда: покупку фирмы рассматривают как инвестицию и собираются перепродать через несколько лет; фирму покупают на заемные средства с целью быстрой ликвидации или перепродажи; фирма работает в обстановке высокого риска.

Расчет производится следующим образом. Составляется прогноз денежных потоков на весь период, который покупатель собирается держать фирму в своей собственности. Вычитаются по годам расходы на поддержание бизнеса, налоги и расходы по обслуживанию долга. Затем оставшиеся суммы по годам дисконтируются на текущее число и складываются вместе. К полученной сумме прибавляется остаточная стоимость активов, ожидаемая на конец периода удержания, и вычитаются ожидаемые обязательства на этот момент. Результат близок к цене фирмы на дату оценки.

Метод капитализации потоков дохода

Применяется к фирмам, производящим достаточно большие посленалоговые доходы, которые можно отнести к «доброму имени», превосходящему стоимость активов фирмы. Составляется «уточненный» прогнозный отчет о доходах на ближайшие 12 месяцев. Чистый доход от основной деятельности после налогов делится на требуемую доходность, которой потенциальный инвестор ожидает от любой инвестиции на этом уровне риска. Из результата вычитаются все обязательства фирмы, принимаемые на себя новым хозяином. Итог равен стоимости фирмы.

Метод превосходящих доходов

Рассчитывается для оценки любой прибыльной фирмы. Предполагается, что она стоит столько, сколько реально стоят ее активы плюс «доброе имя», если доходы достаточно высоки.

Метод экономической стоимости активов

Этот метод пригоден для не особенно прибыльных фирм, для фирм со снижающейся доходностью, а также в случаях, когда продажа фирмы по частям выгоднее ее сегодняшней работы. Независимые эксперты оценивают реальную ликвидационную стоимость каждой единицы активов в отдельности, а результаты складываются, образуя цену фирмы.

Бухгалтерская оценка чистой стоимости

Используется редко. Цена определяется как результат вычитания суммы обязательств фирмы из суммы ее активов. Эта оценка нужна как дополнительный аргумент в переговорах.

Метод налоговой службы

Используется в основном для определения налогов на подарки, наследства и т.п. Из активов фирмы вычитаются «нематериальные активы» и обязательства. К результату прибавляется капитализированный под среднеотраслевую «нормальную» ставку дополнительный поток доходов от «доброго имени».

Метод сравнимых сделок

Применяется при наличии надежных данных о продажах подобных компаний, финансовая документация которых доступна для анализа и проверялась независимыми экспертами. Прошлые сделки сопоставляются с оцениваемой фирмой, и делаются постатейные уточнения для ответа на вопрос, сколько бы стоила фирма, если бы она продавалась так же, как аналог.

Метод мультипликатора «цена/доходы»

В основном необходим для крупных акционерных компаний, акции которых продаются на фондовой бирже. Подбирается ряд подобных компаний. Вычисляется отношение ц/д рыночной цены акций к доходам на одну акцию, а затем средняя величина этих отношений. Чистый доход после налогов, производимый оцениваемой компанией, умножается на полученное среднее отношение ц/д и дает вариант цены фирмы как цены совокупности всех ее акций.

Подход с позиций возмещения

Используется только в целях страхования на условиях договора полного возмещения потерь от страхового случая. Независимый эксперт (необходимый потому, что понятие «полное восстановление» не особенно четко) оценивает стоимость восстановления бизнеса в текущих ценах.

Отраслевые упрощенные подходы

В некоторых традиционных отраслях сложились освященные веками соотношения, которые зачастую слишком упрощают дело, но признаются общепринятыми в той или иной отрасли. Хотя с такими оценками трудно спорить, это надо делать, применяя другие методы.

Метод обеспеченности займа

Применяется только как метод вычисления величины займа, который может быть привлечен на дальнейшее развитие фирмы после ее покупки. Каждый актив фирмы оценивается отдельно, а сумма умножается на усредненный показатель, на который банковская отрасль умножает стоимость актива, принимая его как залог.

Подводя итог сказанному, сформулируем гипотезу: «Каждый проект способен по-разному повлиять на стоимость фирмы, и ему соответствуют оптимальные по времени и величине финансирования динамика риска и динамика доходности». Еще 15 лет назад попытки найти эти динамические соотношения быстро останавливались необходимостью огромных вычислений, хотя методики дисконтированных денежных потоков и вариации параметров существуют уже многие десятилетия.

В настоящее время для большинства обычных экономических проектов это препятствие почти устранено мощными расчетными электронными таблицами вроде MS Excel. Роль управления рисками здесь состоит в том, чтобы помочь руководителям найти наиболее устойчивый и сбалансированный по динамике риска вариант вложения средств в проекты и помогать удерживаться на нем в процессе его осуществления. В этом смысле управление риском — дополнительный внутренний источник финансирования как текущих операций, так и роста фирмы.

Здесь пролегает граница деловых рисков. В бизнесе исследуются преимущественно риски с финансовой точки зрения, но это не означает, что в бизнесе нет рисков нефинансовых. Они есть. Вряд ли можно адекватно оценить и полностью восстановительно профинансировать, например, морально-этические риски деловой активности. Бизнес — это лишь одна из сфер деятельности человека. Она описывается через универсальный товар и измеритель — деньги. Жизнь богаче бизнеса, а риск свойственен жизни вообще.

Начать дискуссию