Возможная отставка главы Росимущества Ольги Дергуновой может ускорить приватизацию государственных активов. Государство дает понять, что именно распродажа позволит пополнить его худеющий бюджет. Но эксперты полагают, что многие активы уже сильно потеряли в привлекательности, а в некоторых отраслях стоит ждать, наоборот, национализации.
«Проблема разрешительной экономики заключается в том, что частник первым попадает под пресс государственной машины и последним получает ресурсы»
В этом контексте первой реакцией комментаторов на информацию о возможной отставке главы Росимущества стало предположение, что гипотетический преемник Ольги Дергуновой (она возглавляет ведомство с июня 2012 года) должен существенно ускорить претворение в жизнь плана приватизации федерального имущества, принятого в июле 2013 года (распоряжение правительства РФ № 1111-р). Согласно документу, в 2014–2016 годах предполагалось приватизировать пакеты акций 436 обществ и 514 унитарных предприятий, а также 94 иных объектов федеральной собственности.
Приватизационные фальстарты
Однако процесс приватизации быстро столкнулся с рядом серьезных препятствий – как объективного (падение стоимости после начала «санкционной войны» и девальвации), так и субъективного характера.
В марте прошлого года Сергей Степаненко, руководитель Российского аукционного дома, организующего торги по госактивам, заявил, что приватизации мешает «планомерная работа по исключению предприятий из программы приватизации в пользу регионов и менеджмента предприятий». Впрочем, тогда же руководство Минэкономразвития, в структуру которого входит Росимущество, заявило, что сворачивать с выбранного курса не намерено. «У нас нет иных решений правительства, кроме тех, которые были выпущены в рамках реализации плана приватизации на 2014–2016 годы», – заявили в министерстве.
Примеры активов, которые были запланированы к приватизации, но по-прежнему остаются в собственности государства, присутствуют в избытке. Можно вспомнить нашумевшую историю с приватизацией 20-процентного госпакета акций Новороссийского морского торгового порта – крупнейшего портового холдинга страны, в состав которого входит не только собственно порт Новороссийска, но и нефтеперевалочный Приморский торговый порт (Ленинградская область) и контейнерный терминал в Балтийске (Калининградская область).
После того, как в начале 2011 года ключевыми акционерами порта на паритетных началах стали государственная АК «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, правительство и в частности Росимущество неоднократно объявляли о намерениях продать госпакет, за который развернулась острая закулисная борьба, порой напоминавшая настоящий корпоративный триллер. Претендентами в разное время называли более чем десять компаний и холдингов, в том числе НК «Роснефть», ОАО «РЖД», группу «Дело» депутата Госдумы Сергея Шишкарева, которой также принадлежат портовые активы в Новороссийске, и другие организации, не говоря уже о самих Транснефти и «Сумме».
Однако госпакет НМТП так и не был приватизирован, в том числе в связи с весьма напряженными отношениями ключевых акционеров группы. Теперь же, в сильно изменившихся экономических условиях (по итогам 2014 года группа НМТП показала чистый убыток в 414,7 млн долларов по МСФО, в первую очередь из-за резкой девальвации рубля), не исключено, этот замысел вообще будет отправлен в долгий ящик.
«Приватизация госпакета НМТП в данный момент никому не нужна, и ни у кого из возможных претендентов на это нет денег, – заявил газете ВЗГЛЯД генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. – К тому же этот пакет не самый ценный – государство может выручить за него максимум несколько сотен миллионов рублей, сумма сравнительно небольшая». Поэтому, полагает Безбородов, приватизацию лучше отложить, причем для начала ключевые акционеры НМТП должны сами решить, будут ли они приобретать его, а остальные претенденты вряд ли будут заинтересованы во вхождении в актив с непростым отношением ключевых акционеров портового холдинга.
Не менее показательная история, хорошо демонстрирующая реальные возможности Росимущества, произошла с другим стивидорным активом – крупнейшим на российском побережье Каспия Махачкалинским морским торговым портом (ММТП), имеющим статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). О его приватизации говорили еще с прошлого десятилетия, но первоначально процесс тормозился руководством порта во главе с Абусупьяном Хархаровым (в прошлом году в его отношении были возбуждены уголовные дела), а затем и новым менеджментом, близким к миллиардеру Сулейману Керимову.
Если Хархаров мотивировал преждевременность приватизации порта необходимостью привлечения в его развитие федеральных средств, то нынешнее руководство ММТП говорит, что от Хархарова ему досталось такое «наследство», что о скором акционировании и приватизации не может быть и речи. При этом новый менеджмент также рассчитывал, что государство, как и прежде, продолжит инвестировать в портовую инфраструктуру бюджетные средства. В рамках подобной тактики постоянное затягивание приватизации оказывается со стороны руководства порта весьма рациональным поведением.
«ММТП для начала надо акционировать, а это дело долгое – если этот процесс завершится за два–три года, это будет успех, – говорит Алексей Безбородов. – Сейчас перспективы имеют частные инвестиции в территории, расположенные рядом с портом, но не в сам ММТП в статусе ФГУП. Правда, рассчитывать на то, что порт может получить новую порцию государственных средств, оставаясь ФГУП, тоже не приходится – денег на это нет».
Дагестанский экономист Маир Пашаев напоминает, что в республике все без исключения инвестиционные проекты порождаются политическим давлением или политическими интересами, поэтому решение о приватизации порта или инвестициях в него – это в большей степени политика, чем экономика. По мнению Пашаева, сейчас ММТП вряд ли подлежит приватизации, причем скорее по экономическим причинам.
«Вполне вероятно, что в ближайшие годы в стране пройдет обратная волна – национализации, – говорит дагестанский эксперт, обобщая ситуацию уже в масштабах всей страны. – Частные собственники во многих отраслях экономики не выдерживают высокий уровень госрегулирования, регламенты и ограничения становятся барьерами доходности, капитализации и развития. Проблема разрешительной экономики заключается в том, что частник первым попадает под пресс государственной машины и последним получает ресурсы. Так что федеральные активы в регионах останутся, стратегические тем более».
В качестве примера отрасли, где возможна национализация, Маир Пашаев приводит алкогольную, где государство в последние годы как следует «закрутило гайки». В связи с этим можно вспомнить еще одну нашумевшую дагестанскую историю 2014 года – с приватизацией ГУП «Кизлярский коньячный завод», старейшего российского производителя коньяка. Инициатором приватизации выступил глава республики Рамазан Абдулатипов, однако коллектив завода выступил против и добился перевода актива в федеральную собственность. Кстати, Росимущество в этой истории почти никак не проявило себя – для защиты своих интересов руководство коньячного завода подключило Общероссийский народный фронт.
Короткая скамейка претендентов
Список подобных сюжетов обширен, многие эксперты высказывают сомнения в том, что активность властей в сфере приватизации даст чаемый эффект быстрого пополнения бюджета, хотя и признают, что иного выхода нет.
«Ежедневное перетягивание каната между ценами на нефть, курсами основных валют и благополучием граждан в стране обуславливает вектор развития общей государственной экономической политики ухода от сырьевой зависимости. Обеспечение эффективности несырьевого сектора невозможно без повышения конкурентоспособности занятых в нем предприятий, а это, среди прочих мер, подразумевает передачу соответствующих государственных активов в частную собственность. Вместе с тем не все зависит от политической воли. На темпы реализации намеченных планов оказывает влияние сложившаяся конъюнктура рынка, секторальные и финансовые санкции, в связи с чем высоки риски невыполнения этих планов. Также не исключено под действием быстро меняющейся ситуации внесение изменений и в сам прогнозный план», – говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер – руководитель административной, антимонопольной и корпоративной практики национальной юридической компании «Митра» Сослан Каиров.
Похожей точки зрения придерживается управляющий партнер AV Group Алексей Крыловский. По его мнению, ключевой сейчас является необходимость публичных обоснований целесообразности приватизации: Росимущество и приватизируемые компании должны еще доказать эффективность приватизации – показать рынок, портфель инвесторов, отраслевой опыт рыночного привлечения инвестиций, который в ряде отраслей очевиден, а в ряде отраслей – нет. И здесь, говорит газете ВЗГЛЯД Алексей Крыловский, все зависит от уровня и качества монополий в отраслях: чем меньше «монопольность», тем менее очевидно сохранять превалирование государственной собственности. Однако для того, чтобы приватизация «попала в цель», требуется еще и понимание стратегий постприватизационного развития конкретных предприятий, а долгосрочное планирование в нынешней ситуации затруднительно.
Управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик также говорит, что возможности приватизации сильно ограничены, однако все же называет несколько компаний, которые могут оказаться первыми в очереди на приватизацию в случае смены руководства Росимущества.
В частности, по мнению Моисея Фурщика, может быть ускорена приватизация «Аэрофлота»: «Компания сейчас занимает хорошие рыночные позиции. Кроме того, пока сохраняются крупные поступления «пролетных» денег (роялти от транссибирских маршрутов), хотя время от времени поднимается вопрос о лишении «Аэрофлота» этой статьи доходов. Поэтому момент для приватизации «Аэрофлота», возможно, сейчас и не такой плохой, несмотря на общее падение фондового рынка. Отказ государства от контрольного пакета акций в компании может благоприятно сказаться на конкурентной среде, уменьшив эксклюзивность положения одного из участников рынка».
Моисей Фурщик называет еще одного возможного кандидата – аэропорт Внуково. Эта гипотеза, по его мнению, подтверждается активно продолжающейся реконструкцией крупных региональных аэропортов, управляемых частными компаниями, а также сохранением планов увеличения роли коммерческих структур в Шереметьево. При этом во Внуково успешно работает новый терминал, обладающий потенциалом для значительного роста пассажиропотока, поэтому интерес к приватизации аэропорта могут проявить как его нынешние частные совладельцы, так и ведущие российские аэропортовые холдинги и даже портфельные инвесторы.
Начать дискуссию