Экономика России

Без иглы

Главные фавориты рейтинга туристических предпочтений россиян — Турция и Египет — пока остаются официально недоступными для подобных поездок. Другие направления демонстрируют довольно удручающую статистику. Так, число российских туристов, посетивших Тунис в 2015 г., в связи с недавними терактами в этой стране сократилось почти в пять раз: если в 2014 г. эту страну посетили 250 тыс. россиян, то в 2015 г. там побывали всего 53 тыс. человек из России.
Без иглы
Фото Бориса Мальцева, Кублог

Главные фавориты рейтинга туристических предпочтений россиян — Турция и Египет — пока остаются официально недоступными для подобных поездок. Другие направления демонстрируют довольно удручающую статистику. Так, число российских туристов, посетивших Тунис в 2015 г., в связи с недавними терактами в этой стране сократилось почти в пять раз: если в 2014 г. эту страну посетили 250 тыс. россиян, то в 2015 г. там побывали всего 53 тыс. человек из России. Об этом сообщил посол РФ в Тунисе Сергей Николаев в интервью агентству Sputnik. «Это ужасное снижение. Для российских туристов безопасность является первоочередным вопросом в любой стране мире и в Тунисе в том числе», — заявил дипломат.

Беспокойство наших сограждан вызывает и ситуация в Израиле — одной из самых близких к России стран, где зимой можно погреться на пляже. Многие потенциальные туристы отказываются от поездок туда после очередного сообщения о предотвращенном или совершенном теракте.

В итоге едва ли не единственной страной, в которой спокойно и тепло круглый год и которая при этом не находится за тридевять земель от нашей страны, остаются Объединенные Арабские Эмираты. Если верить официальным сообщениям местных чиновников, ответственных за развитие въездного туризма, для ОАЭ уже настает новый многообещающий период развития, даже несмотря на низкие цены на нефть. Конечно, давление сырьевого рынка на государственный бюджет ощущается еще очень сильно, но страна уже подготовлена к новым реалиям и даже готова похвастаться новыми рекордами.

«Спасибо партии за это»

Развитие туризма стало в Эмиратах одной из основных стратегий, призванных сократить зависимость от нефтяных доходов. Еще на волне роста цен на нефть отдельные эмираты принялись развивать свой туристический потенциал, и в итоге эмират Дубай смог стать одним из крупнейших центров мирового туризма, а заодно и важнейшим торговым и финансовым центром всего Ближнего Востока.

Снижение нефтяных цен породило на туристическом рынке Дубая новые тенденции. С одной стороны, резко сократилось число туристов из России. Традиционно именно наши соотечественники предпочитали тратить на свой комфорт значительные суммы, и поэтому отсутствие привычного турпотока из нашей страны, конечно, стало финансово ощутимым.

С другой стороны, новые реалии привели к определенному снижению цен на туристическом рынке. Дубайские гостиницы принялись пересматривать свои прайс-листы, чтобы привлечь в эмират более экономных туристов. В итоге за минувший год средняя стоимость гостиничного номера категории 4–5 звезд уменьшилась здесь примерно на 8%. Местные эксперты считают, что в наступившем году спада заполняемости гостиниц не будет, однако цены на проживание, скорее всего, продолжат свое снижение. Ожидается, что за текущий год этот показатель уменьшится еще на 6–8%.

Что же в итоге? А в итоге Дубай в 2015 г. посетило рекордное количество туристов. Департамент туризма и коммерческого маркетинга Правительства Дубая (ДТКМ) опубликовал ежегодный отчет, согласно которому в прошлом году в Дубае остановились на ночь более 14,2 млн туристов — на 7,5% больше, чем в 2014 г., и в 2 раза больше, чем в среднем в мире, если сравнить показатели с данными Всемирной туристской организации ООН (ВТООН), прогнозировавшей рост мирового туристического потока за этот период на 3–4%.

Желаемый показатель для дубайских властей — привлекать в эмират 20 млн гостей ежегодно, и пока регион уверенно движется к намеченной цели. Успеху не помешали даже непростая макро­экономическая ситуация и геополитическая напряженность в регионе и в мире в целом.

«Прошлый год оказался очень удачным для туристического сектора Дубая: темпы роста индустрии превысили мировые в два раза, и число гостей нашего эмирата достигло 14,2 млн, благодаря чему его столица стала четвертым по посещаемости городом в мире. 2015 г. был не самым простым для путешественников в силу всем известных факторов, от спада экономического роста в Европе и Азии до скачков курсов валют по всему миру. Вместе с тем, чтобы достичь поставленной нами цели — 20 млн гостей в год к 2020 г., — темп роста туриндустрии в Дубае должен составлять 7–8% каждый год, что лишний раз показывает всю важность сотрудничества внутри сектора. Успехи, достигнутые нами за последние 12 месяцев, — это несомненное подтверждение того, что мы встали на правильный путь, избрав стратегию диверсификации рынка, а также того, что наша индустрия готова чутко отреагировать на любую ситуацию, и наконец, того, что Дубай не теряет привлекательности в глазах туристов», — заявил Хелал Саид аль-Марри, генеральный директор ДТКМ.

Все флаги в гости

Основной опорой Дубая в сфере туризма остаются страны — члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Эмират пользуется у своих соседей неизменной популярностью: именно на эти государства пришлась наибольшая доля туристов, посетивших Дубай в 2015 г. Их общее число достигло 3,3 млн, что превысило показатели 2014 г. на 12,8%.

Западная Европа сохранила за собой второе место в списке регионов, наиболее способствовавших росту туриндустрии Дубая. Отсюда в эмират прибыло почти 3 млн туристов — на 6,1% больше, чем в 2014 г. На долю Великобритании пришлось почти 1,2 млн туристов, рост туристического потока из этой страны составил 11%. Германия также осталась в первой десятке: в 2015 г. Дубай посетили более 460 тыс. жителей Германии, а соответствующие показатели роста достигли 7%.

Из североевропейских государств основными двигателями роста турпотока в 2015 г. оказались скандинавские страны и Бенилюкс, даже несмотря на то что на каждое из этих государств по отдельности пришлась лишь небольшая доля туристического рынка. Положительный эффект особенно усилился за счет увеличения числа прямых авиарейсов из данного региона.

На следующем месте по объему туристического потока оказалась Южная Азия, откуда в Дубай прибыло 2,3 млн туристов — на 21,7% больше, чем в 2014 г. В данной категории абсолютным лидером стала Индия, впервые выбившаяся на первое место среди стран — генераторов турпотока из Южной Азии. Отсюда в Дубай приехало 1,6 млн туристов. Более того, темпы роста в индийском сегменте туриндустрии эмирата оказались весьма внушительными: приток гостей из Индии увеличился на 26% по сравнению с 2014 г.

На Ближний Восток и Северную Африку пришлось 1,6 млн туристов. Рост турпотока достиг 1,3%, что, с одной стороны, не так уж и много, но с другой — обозначает позитивную тенденцию, особенно ценную на фоне повышенной нестабильности в регионе.

Следующее место по объему турпотока заняли страны Азии (за исключением Индийского субконтинента). Из этого региона в Дубай в 2015 г. приехали 1,2 млн туристов, что на 17,9% превысило показатели 2014 г. Внутри этой категории наибольший приток туристов пришелся на Китай. В 2015 г. в Дубае побывало 450 тыс. гостей из Поднебесной, на 29% больше, чем годом ранее. Таким образом, Китай занял лидирующую позицию по темпам роста турпотока.

Из Северной и Южной Америки в Дубай прибыло чуть менее миллиона путешественников, и рост годовых показателей достиг уровня 8,2%. Такие результаты можно объяснить отлаженной системой воздушных перевозок и увеличением числа прямых авиарейсов, отправляющихся как с западного, так и с восточного побережья двух континентов. Число туристов из США увеличилось на 3%, и стране удалось удержаться в первой пятерке ключевых рынков. Канада также смогла сохранить свою позицию в первой двадцатке благодаря 13%-ному росту турпотока.

Что же касается России, стран СНГ и Восточной Европы, то они оказались аутсайдерами: число туристов из этих регионов снизилось в прошлом году на 22,5%. «Рост числа туристов, прибывающих из целого ряда развитых и развивающихся стран, помог свести на нет ущерб от уменьшения турпотока из России, стран СНГ и Восточной Европы. Число путешественников из данного региона упало на 22,5%. Такая же тенденция наблюдается и на рынках Австралии и Океании, откуда в 2015 г. в Дубай приехало на 6,3% меньше туристов, чем в 2014 г.», — пояснили в Департаменте. И наконец, объем турпотока из африканских стран остался практически неизменным по сравнению с 2014 г.

Не только море и солнце

«Благодаря стратегии, направленной на привлечение туристов из разных стран, нам удалось рационально сбалансировать риски, связанные с расширением географии, сосредоточить внимание на инвестициях в лидирующие страны турпотока и привлечь нишевые сегменты ключевых рынков. Кроме того, мы бросили немало сил на расширение присутствия в странах с высоким уровнем чистого дохода, таких как Китай, а также в странах с большим потенциалом, к примеру в Нигерии или Индонезии, в которых туристический рынок начал активно набирать обороты», — рассказывает Хелал Саид аль-Марри.

По его словам, инвестиционная политика Дубая «зиждется на тщательном анализе аудитории, который позволяет применять индивидуальный подход к тому, что мы предлагаем туристам,

делая акцент на том, что заинтересует конкретную категорию путешественников, и поощряя тех, кто хочет остановиться у нас подольше». В результате экономическая ценность каждого дубайского гостя продолжит возрастать как в 2016 г., так и в долгосрочной перспективе.

Успехи туристического сектора Дубая в 2015 г. свидетельствуют о его готовности быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка. Минувший год оказался весьма удачным с точки зрения инвестиций в поддержку конкурентоспособности услуг, которые эмират предлагает путешественникам: налаживание воздушного сообщения с ключевыми странами турпотока, рост числа гостиниц, улучшения в секторе розничной торговли, а также ряд усовершенствований всего спектра услуг.

Одним из ключевых секторов экономики эмирата является ивент-индустрия. Разнообразный и постоянно обновляющийся ежегодный календарь событий, многие из которых имеют международное значение, играет серьезную роль в создании привлекательного имиджа Дубая как туристического центра.

«Одним из многочисленных подтверждений высочайшего уровня ивент-индустрии Дубая стало почетное звание „Город международных фестивалей и мероприятий“, которое Международная ассоциация фестивалей и мероприятий (IFEA: International Festival & Event Association) трижды присуждала Дубаю начиная с 2012 г. Дубай продолжает доказывать, что он по праву заслужил эту награду: не перестают совершенствоваться Фестиваль Еды и Фестиваль Шоппинга, в 2015 г. в городе стартовал Comedy-Фестиваль, а в феврале этого года впервые состоится международный фестиваль йоги XYoga», — отмечают в Департаменте.

При прочих разных

Если снижение цен на отдых в Дубае действительно будет продолжаться, то у крымских здравниц появится крайне серьезный конкурент. В отличие от дубайских отельеров крымчане постоянно повышают стоимость своих услуг, объясняя этот рост ровно теми же самыми причинами: ростом курса доллара и падением цен на нефть. Сейчас средняя стоимость стандартных 6-дневных туров по обоим направлениям составляет примерно 50 тыс. рублей за двоих человек. Конечно, лететь до Дубая гораздо дольше, чем до Симферополя, зато шансы столкнуться в ОАЭ с плохим сервисом намного ниже, чем в Крыму.

При сопоставимой цене бюджетного отдыха переманить оставшихся платежеспособных туристов из Дубая в Крым будет непросто. Однако у Крыма еще есть шанс восполнить туристические пробелы, изучив опыт успешного конкурента и, главное, — научившись также быстро реагировать на любые колебания рынка.

Начать дискуссию