Экономика России

Бензин в России будет дорожать даже при дешевеющей нефти

В отличие от США и стран Европы, где бензин и другие виды топлива значительно подешевели вслед за нефтью, в России ситуация обратная – бензин будет только дорожать. А если правительству не удастся избежать угрозы топливного дефицита, дорожать существенно. Но чем обусловлена столь парадоксальная ситуация?
Бензин в России будет дорожать даже при дешевеющей нефти
Фото Евгения Смирнова, Кублог

В отличие от США и стран Европы, где бензин и другие виды топлива значительно подешевели вслед за нефтью, в России ситуация обратная – бензин будет только дорожать. А если правительству не удастся избежать угрозы топливного дефицита, дорожать существенно. Но чем обусловлена столь парадоксальная ситуация?

Резкое падение мировых цен на нефть не привело к снижению стоимости горючего в России, поскольку в структуре цены отечественного топлива основная часть приходится на налоги, которые постоянно растут. Очередной рост цен на бензин ожидается в апреле вместе с новым повышением акцизов, что должно принести бюджету почти 90 млрд рублей дополнительных доходов. Вместе с тем члены федерального правительства неоднократно подчеркивали, что рост цен на горючее будет оставаться в пределах инфляции, а в долларовом эквиваленте стоимость бензина в России в период девальвации рубля вообще снизилась прочти вдвое. Но для того, чтобы не допустить дефицита на топливном рынке и удержать рост цен в приемлемых рамках, властям придется приложить очень серьезные усилия. 

Бензин под налоговым прессом

«Значительную часть нового оборудования для российских НПЗ необходимо импортировать, что в условиях падения курса рубля неизбежно означает удорожание проектов»

Регулярный рост стоимости горючего на фоне падения мировых цен на нефть в последние недели стал одной из ключевых тем публичных дискуссий об экономической политике России. Парадоксальность ситуации усиливается тем, что в Европе и США цены на топливо мгновенно отреагировали на нефтяную динамику и в конце прошлого года вернулись на уровень начала 2009-го, когда нефть, как и сейчас, стоила порядка 35 долларов за баррель. 

По данным Управления энергетической информации (УЭИ) США, средняя цена дизельного топлива «на шоссе» в Америке по состоянию на 8 февраля равнялась 2,008 доллара за галлон, или 53 цента за литр, тогда как год назад галлон дизеля стоил в среднем 2,835 доллара, или 75 центов за литр. Таким образом, за год дизельное топливо в США подешевело на 41,5%, что в значительной степени совпадает с динамикой стоимости нефти. Если в начале прошлого февраля баррель Brent стоил 54 доллара, то год спустя его цена опустилась до 34 долларов, или на 58,8%. 

Для сравнения, в России, по данным Росстата, в прошлом году средняя цена дизельного топлива выросла на 3%, бензина А-76 – на 6,9%, АИ-92 – на 4,9%, АИ-95 и выше – на 4,8%. Средняя по стране стоимость литра бензина составила в 2015 году 34,9 рубля. Практически все аналитики топливного рынка сходятся во мнении, что виной всему – специфическая структура стоимости отечественного горючего, в которой доля самой нефти крайне мала (до 10%), а основная часть приходится на различные налоги, как прямые, которые платят производители, так и косвенные (акцизы). 

Этот факт не отрицают и в российском правительстве: еще в декабре 2014 года министр энергетики Александр Новак говорил, что реальная себестоимость литра бензина составляет 3,5 рубля. А на днях ФАС в ответе на запрос депутатов Госдумы Валерия Рашкина и Сергея Обухова, обеспокоенных ростом цен на бензин при падении мировых цен на нефть, сообщила, что налоговая составляющая в конечной стоимости литра горючего равна примерно 65%. 

При этом за последний год налоговая нагрузка на горючее в России существенно выросла. Сначала более чем на 55% была поднята ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а в начале этого года выросли акцизы: на 20% на дизельное топливо, на 36% на бензин класса «Евро-5» и на 44% на горючее более низкого класса. Уже начиная с 1 апреля ожидается новый рост акцизов: на бензин – на 2 рубля за литр, на дизельное топливо – на 1 рубль. Соответствующие инициативы исходили от Минфина РФ, который рассчитывает, что повышение акцизов даст поступление в бюджет 89,3 млрд рублей дополнительных доходов. 

Для сравнения, в Америке доля сырья в конечной стоимости горючего заметно превосходит долю налогов, в связи с чем цены на топливо весьма чувствительны к движению нефтяных цен. По информации УЭИ США, в декабре прошлого года структура стоимости дизельного топлива в стране была такова: 37% цены приходилось на собственно нефть, 11% – на переработку, 30% – на дистрибуцию и маркетинг, и лишь 22% – на различные налоги. 

Парадоксы девальвации

Но эффектность сравнения динамики цен на нефть и горючее в России и США несколько ослабевает, если перевести рублевую стоимость бензина в доллары. В этом случае окажется, что в валютном эквиваленте горючее в России за последние пару лет сильно подешевело. Два года назад литр бензина АИ-95 стоил порядка 32,5 рубля, или 0,92 доллара (который в середине февраля 2014 года стоил 35 рублей 25 копеек), а в середине января этого года литр АИ-95 стоил 37,1 рубля, или 0,47 доллара. 

Иными словами, рублевая цена бензина за два года выросла примерно на 14%, а валютная упала почти вдвое, и сейчас в долларовом эквиваленте цена на горючее в России вполне сопоставима с приведенной выше средней ценой в США. Впрочем, есть и одно серьезное отличие, которое заключается в том, что в Америке гораздо больше независимых нефтепереработчиков и топливных операторов, находящихся между собой в состоянии жесткой конкуренции. «Ценовые войны» вынуждают операторов регулярно устраивать маркетинговые акции наподобие той, что в январе провела одна из сетей АЗС в городе Хафтон Таун (штат Мичиган), которая продавала бензин по 12 центов за литр (порядка 9,5 рублей). Понятно, что на высокомонополизированном российском рынке ожидать от топливных операторов столь неслыханной щедрости не приходится. 

Если сравнивать российские цены на горючее с теми странами Европы, где почти нет собственной нефтедобычи, результат сравнения окажется в пользу России. Во Франции, к примеру, в конце прошлого года стоимость дизельного топлива упала до 0,99 евро за литр, что сопоставимо с уровнем начала 2009 года. В пересчете же на российскую валюту это составляет порядка 80 рублей, то есть более чем в два раза дороже, чем стоимость дизеля на отечественном рынке. При этом доля налогов в стоимости горючего во Франции составляет порядка 58%, что в целом сопоставимо с российским уровнем.

Призраки топливного дефицита

В таких условиях правительство усматривает своей основной задачей удержание стоимости горючего в пределах официального уровня инфляции. «В меру инфляции, не больше», – прокомментировал в конце января ожидаемое повышение цен на бензин вице-премьер Аркадий Дворкович (его коллега, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, недавно спрогнозировал, что по итогам 2016 года инфляция в России составит 7–7,5%). Впрочем, подобные заявления членами федерального правительства делались и раньше. Например, в ноябре 2014 года министр энергетики Александр Новак констатировал, что рост цен на топливо в России не опережает инфляцию, добавив, что «это нормально». А в прошлом году зафиксированный Росстатом рост цен на бензин оказался ниже официальной инфляции в 2,7 раза. 

Из серии подобных высказываний можно сделать вывод, что власти воспринимают рост стоимости топлива как необходимое, но все же управляемое зло. Однако диапазон вызовов, с которыми требуется справиться, дабы удержать цены на бензин в рамках инфляции, постоянно растет. В частности, в настоящее время на российском топливном рынке существует ряд угроз возникновения дефицита, а следовательно, и значительного роста цен. Эти риски в значительной степени определяются все тем же фактором девальвации рубля. 

Прежде всего, в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза, на этот год был намечен переход российских нефтеперерабатывающих заводов на выпуск топлива стандарта «Евро-5». Для этого еще в прошлом десятилетии ведущие отечественные НПЗ запустили реализацию дорогостоящих инвестпрограмм, завершить которые до начала девальвации рубля смогли далеко не все. Именно поэтому весной прошлого года нефтяники добились от правительства переноса ввода новых регламентов с января на июль 2016 года, а не так давно стало известно, что ФАС направила в правительство письмо с предложением отсрочить переход на «Евро-5» до 31 декабря. 

В качестве одного из соображений в пользу такого решения в этом документе указано недопущение дефицита нефтепродуктов на территории РФ, поскольку не все участники рынка успевают завершить модернизацию своих производств. В Минэнерго объем дефицита в октябре прошлого года оценили в 1,8–3,8 млн тонн. Причина этого лежит на поверхности: значительную часть нового оборудования для российских НПЗ необходимо импортировать, что в условиях падения курса рубля неизбежно означает удорожание проектов. 

Еще один фактор, способствующий возникновению дефицита на рынке топлива, – растущий экспорт, который приносит производителям доходы в валюте. Только с начала этого года объем экспорта горючего из России вырос на 40% в сравнении с тем же периодом 2015 года, при этом отгрузка на внутренний рынок снизилась на 8,4%, а производство просело на 3%. Еще в середине января в телеинтервью Александр Новак утверждал, что дефицита нефтепродуктов в России нет, что было обусловлено прошлогодним повышение цен на горючее. Однако на последовавшее сокращение внутреннего предложения быстро отреагировали оптовики: за последний месяц их цены на АИ-92 выросли на 13,8% (до 35,9 тысячи рублей за тонну), а на АИ-95 – на 11,6% (до 37,1 тысячи рублей за тонну). В связи с этим ФАС уже призвала производителей увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и не наращивать добычу. 

Начать дискуссию

Как оспорить решение инспекции труда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Интересные материалы

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль