Советское прошлое сулит России доходы от крупнейшей экономики планеты. Главным символом России для китайцев является Ленин, а так называемый красный туризм по ленинским местам пользуется в Китае все большей популярностью. Россия могла бы уже сейчас зарабатывать сотни миллионов долларов на китайском туризме. Что же этому мешает?
Посол Китая в Москве Ли Хуэй призвал развивать в России туристические маршруты по местам, связанным с революционной борьбой советских и китайских коммунистов, чтобы придать стимул углублению гуманитарного сотрудничества двух стран.
«Этот исторический период имеет важное значение для нас в настоящее время. Как вы знаете, мы сейчас развиваем наше сотрудничество в гуманитарной сфере. Это касается образования, культуры, развития туризма», – передает РИА «Новости» слова китайского дипломата.
Посол напомнил, что власти России и Китая ранее уже заявляли о необходимости развивать «красный» туризм. А в прошлом году представители Ульяновской, Пермской области, Санкт-Петербурга и Дальнего Востока выразили заинтересованность в развитии этого направления.
«Те места, в которых китайские революционеры в свое время находились, – это прекрасные места для посещения, осмотра. Я думаю, что развитие «красного» туризма является неотделимой частью для укрепления нашего сотрудничества в гуманитарной сфере. Мы будем больше рекомендовать китайским туристам посещать эти места», – добавил дипломат.
Идея создания в России «красного» туризма появилась еще три–четыре года назад. В 2013 году даже был разработан культурно-познавательный недельный тур «Красный маршрут» для китайских туристов по маршруту Москва – Ульяновск – Казань – Санкт-Петербург. В Москве китайцам предлагают посетить место упокоения Ленина на Красной площади, образцы советской архитектуры, а также московское метро. В Ульяновске находится дом-музей Ленина и мемориальный центр вождя. В Казани интерес представляет Казанский университет, где на юридическом факультете учился Ленин, а также посещение музея Ленина и народного быта советской эпохи. В Санкт-Петербурге же китайцам интересен не Эрмитаж, а места – свидетели трех революций.
Осенью прошлого года Ростуризм организовал информационный тур этого проекта для китайских туркомпаний. В этом году в планах каждую неделю принимать группы китайских туристов по 30–40 человек, отмечает директор «Агентства по туризму Ульяновской области» Юлия Скоромолова. То есть за год по этому маршруту могут пройти 1,5–2 тыс. китайских туристов. Далее планируется расширить программу – включить дополнительные объекты и шоу-мероприятия, рассказывающие о ключевых моментах истории СССР и жизни Владимира Ульянова-Ленина.
В планах на 2017 год, когда Россия будет отмечать 100-летие революции, прямые авиарейсы между Ульяновской областью и центральными провинциями Китая. Это поддержало госуправление по туризму КНР. Планируется с размахом отметить 100-летие со дня создания СССР в 2024 году. К 2022 году проект «Красный маршрут» позволит привлечь в Россию более 1 млн китайских туристов, что позитивно скажется на экономическом развитии регионов РФ, говорит Скоромолова.
По итогам 2015 года Россию посетило более 500 тыс. китайских туристов (всего въехало более 1 млн китайцев, если считать вместе с деловыми поездками). «Китайцы заняли первое место среди иностранных туристов, посетивших Россию. Мы надеемся, что в 2016 году Россию посетят около 1 млн китайских туристов. Это, правда, докризисная цифра», – говорит газете ВЗГЛЯД завотделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Но для этого необходимо предложить новые маршруты и туристические места. По его словам, до сих пор китайские туристы ездят в основном на Дальний Восток, во Владивосток и Хабаровск, иногда доезжая до Екатеринбурга. В этом плане идея развития «красного» туризма как нельзя лучше вписывается в контекст.
«В Китае есть ностальгическая тяга к местам, связанным, прежде всего, с Лениным. Он хорошо известный там персонаж, и пусть китайцы не всегда знают все тонкости о нем, но бренд Ленина там раскручен. Кроме того, в Китае есть еще поколение, которое хорошо относится к ленинским идеям позитивного развития общества», – рассказывает китаевед Маслов.
При этом, по его словам, китайских туристов мало интересуют места, связанные с природными красотами. «Китайский туризм – это тематический туризм. Китайцы не ездят на море для отдыха, они не плавают, не загорают, не ходят в походы. Внутри самого Китая сейчас активно развивается туризм по «советским» местам, заметно возрос интерес к посещению мест, связанных с Мао Цзэдуном. В Китае очень популярны кафе и рестораны, где вы сидите в антураже 50-60-х годов времен Мао Цзэдуна и вам поют те же самые песни. Туризм является продолжением психологии привязки к «красному» прошлому. В Китае, например, активно работает туризм в Северную Корею, где китайцы могут увидеть, как тридцать-сорок лет назад они сами жили или могли бы жить», – рассказывает Алексей Маслов.
По мнению востоковеда, для китайцев главным символом России является изображение Ленина, которое можно сравнить с символом Эйфелевой башни в Париже для туристов со всего мира. «Чеканный профиль Ленина, который обычно изображался на медальонах и значках», – говорит Маслов. Исторический факт: впервые изображение Ленина на купюрах появилось не на родине вождя, а за рубежом – в Китайской советской республике в 1931 году.
«В Китае многие знают и Сталина, и Хрущева, но для них они не являются такими заметными символами, как Ленин. Самое главное, что все, что связано сегодня с Лениным, не политизировано», – говорит эксперт.
«Развивать «красный» туризм можно не только в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, но также в Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге и Новороссийске. Они хорошо известны китайцам по учебникам истории. Самые интересные музеи могут получиться в Архангельской области, на месте высадки американцев, а также большой интерес может быть к реконструированному философскому пароходу в Санкт-Петербурге», – рассуждает Михаил Крылов из ИК «Golden Hills – КапиталЪ АМ».
«Учитывая средний доход китайцев в 924 доллара в год, приучить всех граждан КНР ездить в Россию сложно. Но наиболее зажиточные, вероятно, оценят преимущества нового турмаршрута. В силу этого возможно расширение турпотока с 1 до 3 млн поездок в год», – полагает Крылов.
Китайские граждане будут ходить в России не только по музеям, но наверняка будут совмещать «красные» маршруты с покупками дешевых «Айфонов» и «Макбуков». Исходя из этого, расходы в одной поездке по «красному» маршруту будут достигать 100 долларов в день, и при средней длительности поездки 10 дней «красный» туризм даст до 3 млрд долларов прироста ВВП в год, плюс доходы от авиаперевозок, посчитал Михаил Крылов.
Даже при нынешних 500 тыс. китайских туристов (при 10-дневном туре и расходах в 100 долларов в день) Россия могла бы зарабатывать на этом туризме 500 млн долларов.
Проблема в том, что китайский туризм в России сегодня полностью контролируется самими же китайцами. «Китайские компании на территории КНР набирают туристов, доставляют их в Россию на своих транспортных средствах, здесь их возят со своими китайскими переводчиками и т.д. Вплоть до того, что китайцы останавливаются в ряде городов, в том же Санкт-Петербурге, в китайских гостиницах. Это могут быть формально гостиницы, а на самом деле квартиры гостиничного типа. Выгодополучателями от этого туризма является в основном китайская сторона», – говорит Маслов. Поэтому перед Россией стоит задача не просто «сдавать» свою историю в аренду для китайских тургрупп, а выступить получателем прибыли от китайского туризма.
«Для нас увеличение числа китайских туристов до полумиллиона еще не превратилось в увеличение прибыли. Поэтому креативную идею «красного» туризма нужно привести в состояние экономической выгоды», – считает собеседник. По его оценкам, речь может идти о сотнях миллионов долларов дохода в год, если количество туристов из Китая будет доведено до миллиона человек.
Чтобы доходы от китайского туризма все-таки получала Россия, необходимо ввести жесткую систему аккредитации и лицензирования туроператоров и гидов. Чтобы китайских туристов на российской территории принимали российские туроператоры.
«Здесь надо понимать, что как только Россия начинает вводить эти меры, то мы наступаем на горло целому ряду китайских компаний. Просто так их выкинуть было бы неправильно, потому что они ведь тоже пробуждали интерес к России. Я думаю, что самым правильным решением было бы создание совместных российско-китайских туристических компаний, которым необходимо будет получить лицензию», – говорит Маслов.
Начать дискуссию