Госзакупки

Электронные торговые площадки в России: кто есть кто?

Рынок электронной торговли B2B избежал «жесткой посадки». Несмотря на заметное снижение средних показателей закупочной деятельности компаний, в 2015 году объем рынка продемонстрировал номинальный рост (около 10%). Кризис ускорил расширение клиентской базы ЭТП, а также рост проникновения их услуг в сегменте B2B. Таким образом, накоплен потенциал для быстрого посткризисного роста рынка.
Электронные торговые площадки в России: кто есть кто?
Фото Бориса Мальцева, Кублог

Резюме

Рынок электронной торговли B2B избежал «жесткой посадки». Несмотря на заметное снижение средних показателей закупочной деятельности компаний, в 2015 году объем рынка продемонстрировал номинальный рост (около 10%). Кризис ускорил расширение клиентской базы ЭТП, а также рост проникновения их услуг в сегменте B2B. Таким образом, накоплен потенциал для быстрого посткризисного роста рынка. Однако его будущее зависит от того, по какому сценарию пройдут реформа госрегулирования закупок субъектов закона № 223-ФЗ и отбор допущенных к их проведению операторов ЭТП. 

Крупнейшие корпоративные заказчики перешли к режиму экономии. Средний объем электронных закупок крупнейших заказчиков в 2014 году сократился на 19% при крайне незначительном росте количества проводимых закупочных процедур. В связи с этим на 18% снизилась и средняя стоимость одной закупки в электронной форме. Эта тенденция продолжилась и в 2015 году.

Электронный рынок B2B продолжил рост. По данным операторов ЭТП, в 2015 году объем рынка вырос примерно на 10% за счет роста объема регулируемых корпоративных закупок.

Секреты успешного учета на маркетплейсах: мастер-класс 2024!

Управление бухгалтерией на маркетплейсах - непростая задача, особенно с учетом всех нюансов Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркета. Освойте все особенности работы с этими платформами на курсе «Бухгалтерия маркетплейсов-2024». Настройка 1С и составление налоговых деклараций станут для вас привычным делом.

3500 ₽

16350 ₽  Скидка 79%

Записаться по акции

Ключевым фактором роста рынка стало увеличение клиентской базы заказчиков электронных площадок, а также увеличение доли закупок, проводимых компаниями в электронной форме. Доля крупнейших корпоративных заказчиков, внедривших закупки в электронной форме, выросла в 2015 году на 9 п. п. и достигла 77,4%. При этом большинство таких компаний проводят в электронной форме более половины своих закупок. 

В сегменте закупок крупнейших компаний потенциал роста клиентской базы ЭТП близок к исчерпанию. Из числа топ-200 крупнейших компаний России электронными закупками не пользуются менее 40% корпоративных заказчиков. Подавляющее большинство этих заказчиков – частные компании нересурсоемких отраслей, которые являются наиболее «трудными» клиентами для операторов ЭТП. 

Рост электронного рынка B2B носил экстенсивный характер. Подавляющее большинство заказчиков в 2014–2015 годах выводили на ЭТП закупки тех видов номенклатуры товаров, работ и услуг, по которым на электронном рынке уже проводятся значительные объемы торгов. Компании-новаторы, стремящиеся создавать и развивать новые товарные сегменты на электронном рынке, оказались в явном меньшинстве. 

Спад инвестиционной и деловой активности, вызванный кризисом, практически не повлиял на предложение и уровень конкуренции поставщиков на электронном рынке B2B. Оценки крупнейших корпоративных заказчиков свидетельствуют, что уровень конкуренции на торгах и достигаемый компаниями за счет электронных закупок экономический эффект практически не изменились по сравнению с 2014 годом. Более того, объективные показатели конкурентности корпоративных закупок демонстрируют положительную динамику.

Отбор операторов ЭТП для проведения торгов по 223-ФЗ может привести к переформатированию всего рынка услуг электронных площадок в сегменте закупок корпоративных заказчиков. Рынок услуг ЭТП в данном сегменте концентрирован, а закупки по 223-ФЗ составляют львиную долю оборота торгов, проводимых на большинстве крупных независимых ЭТП. Таким образом, проведение отбора может привести к уходу с рынка ряда заметных игроков. 

Методика 

Исследование основывается на данных опроса и анкетирования компаний, вошедших в 2015 году в рэнкинг шестисот крупнейших по размеру выручки компаний России RAEX-6001 , данных о результатах закупок компаний на крупнейших ЭТП, предоставленных системой «Спарк-Маркетинг», анкетирования крупнейших операторов ЭТП, предоставляющих услуги по проведению корпоративных закупок в электронной форме, а также углубленных интервью с руководителями операторов ЭТП. В исследовании приняли участие 196 компаний, из которых анкеты заполнили 75 компаний. Еще 121 компания либо отказалась от предоставления подробных анкетных данных, либо заявила о том, что не пользуется закупками в электронной форме.

Совокупная выручка заполнивших анкеты респондентов в 2014 году составила 8 448 млрд рублей, а совокупная стоимость договоров, заключенных ими по результатам закупок в электронной форме, – 1 098,8 млрд рублей. 

Для расчета показателей уровня конкуренции участников в закупках отдельных групп номенклатуры товаров, работ и услуг на независимых ЭТП использовались данные регулируемых закупок корпоративных заказчиков за январь – сентябрь 2014 и 2015 годов, предоставленные системой «Спарк-Маркетинг». Расчет показателей проводился в соответствии со следующими принципами:

  • В многолотовых процедурах рассчитывалось среднее количество участников на один лот.

  • При расчете показателей по отдельным группам номенклатуры товаров, работ, услуг учитывались усредненные показатели по каждой процедуре, в которой был указан соответствующий код по классификатору ОКДП. Таким образом, для каждой процедуры рассчитывалось среднее количество участников на один лот, даже если в других лотах соответствующая номенклатура не закупалась. 

  • Процедуры, в которых система «Спарк-Маркетинг» не указывала участников, учитывались как несостоявшиеся/отмененные. 

  • Для снижения искажений в расчете средней доли состоявшихся и конкурентных закупок из подсчета исключались данные о закупках тех или иных товарных групп, в случае если на данной ЭТП было опубликовано менее 5 процедур закупки таких групп номенклатуры за год.

Средние взвешенные оценки качества услуг электронных торговых площадок, а также отдельных аспектов качества услуг ЭТП, данные заполнившими анкеты респондентами, рассчитывались по формуле:

Где:

x – средневзвешенный балл; 

xi – значение i-го балла, поставленного респондентом по 10-балльной шкале; 

fi – частота, с которой i-й балл встречается в ряду оценок (статистический вес балла). 

Углубленные интервью были проведены со следующими спикерами:

Бойко Андреем Александровичем, коммерческим директором Центра электронных торгов B2B-Center;

Габестро Сергеем Владиленовичем, генеральным директором Торгового портала «Фабрикант»;
Киценко Антоном Сергеевичем, директором департамента по работе с корпоративными клиентами Единой электронной торговой площадки (roseltorg.ru);
Пангиным Дмитрием Викторовичем, генеральным директором Группы электронных площадок OTC;

Выражаем признательность всем партнерам и спикерам за интерес, проявленный к нашему исследованию.

Также выражаем особую признательность информационной системе «Спарк-Маркетинг» за помощь в подготовке этого исследования.

Рынок на фоне кризиса: бег на месте общеукрепляющий

Рынок межкорпоративных электронных закупок в 2014–2015 годах можно было сравнить с пассажиром метро, который бежал вверх по эскалатору, двигающемуся вниз. В прошлогоднем исследовании мы отмечали, что рынок электронной торговли B2B находится под влиянием разнонаправленных тенденций. Вниз его толкает снижение деловой и инвестиционной активности заказчиков, которые под влиянием экономического спада вынуждены сокращать закупочные бюджеты. Движение вверх определяется притоком новых корпоративных заказчиков, вынужденных в условиях кризиса искать новые инструменты для снижения издержек, и расширением использования электронных закупок компаниями, которые пришли на этот рынок раньше. В 2015 году эти тенденции не только сохранились, но и стали более явными. 

Данные в разрезе отдельных компаний, как по выборке респондентов в целом, так и по группе респондентов, наблюдаемых два и более года подряд, демонстрируют, что крупнейшие корпоративные заказчики уже в 2014 году перешли к режиму экономии и сократили объемы проводимых ими электронных закупок. 

Поскольку число участников рейтинга крупнейших компаний России RAEX-600, в ходе подготовки которого проводилось анкетирование корпоративных заказчиков, в 2015 году было расширено с 400 до 600, выборка компаний, заполнивших анкеты, существенно изменилась за счет ранее не охваченных анкетированием респондентов с относительно небольшим объемом выручки. В целом вследствие переформатирования RAEX-600 состав участников выборки изменился на 37%. В связи с этим прямое сопоставление средних показателей закупочной деятельности респондентов в 2014 и 2013 годах не информативно. Для получения сопоставимых данных респонденты были разбиты по отраслевым группам, а объемы проведенных ими электронных закупок были приведены к среднему объему выручки респондентов, вошедших в каждую группу. Таким образом, сопоставлялась доля объема электронных закупок компаний в их выручке.

Приведенный к среднему объему выручки показатель объема проведенных закупок в электронной форме в 2014 году по сравнению с предыдущим годом сократился почти на четверть (-23%). Таким образом, объемы проведенных респондентами электронных закупок в 2014 году росли медленнее (или снижались быстрее) объемов их выручки. 

Сопоставимые данные компаний, наблюдаемых два и более года подряд (27 компаний, совокупная выручка в 2014 году – 5,5 трлн рублей, совокупная стоимость договоров, заключенных по результатам электронных закупок за тот же период, – 855,2 млрд рублей), подтверждают этот вывод. Средний объем электронных закупок, проведенных этой группой респондентов, снизился в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 19% (график 1). 

 

В то же время рассматриваемые компании за год в среднем увеличили количество проведенных электронных процедур закупки на 1,7%. Таким образом, разнонаправленная динамика изменения количества процедур и их стоимости обусловила значительное снижение средней стоимости одного договора, заключенного по результатам электронных закупок, на 20%. Тенденция к сокращению средней стоимости одной закупки была отмечена нами еще в 2013 году. Однако если по данным анкетирования 2014 года снижение средней стоимости одной закупки было вызвано опережающим ростом количества проводимых процедур по сравнению с ростом их совокупного объема, то, согласно результатам анкетирования 2015 года, падение стоимости «среднего чека» было связано с сокращением среднего совокупного объема проводимых электронных закупок при крайне незначительном увеличении их среднего количества (график 2).  

Столь значительное сокращение стоимости «среднего чека» может иметь два объяснения: либо компании радикально изменили номенклатуру закупаемых товаров, работ и услуг (вместо «дорогой» номенклатуры стали закупать «дешевую»), либо заказчики начали экономить на закупках традиционной для них номенклатуры (закупают те же товарные позиции, но дешевле или в меньшем объеме).

Более вероятным представляется второй вариант. В разрезе показателей отдельных компаний, наблюдаемых два и более года подряд, заметна следующая закономерность: компании, наращивающие объем электронных закупок, чаще всего пропорционально увеличивают стоимость одной закупки, и наоборот, стоимость «среднего чека» у компаний, сокративших объемы закупок в электронной форме, снизилась. Показатели изменения объема закупок и стоимости одной закупки (год к году) демонстрируют сильную взаимосвязь (коэффициент корреляции 0,84). При этом связь между изменением объема электронных закупок и их количества практически отсутствует (коэффициент корреляции 0,33). Это наблюдение лишний раз подтверждает предположение, что рост или сокращение объемов закупок компаний происходило не за счет сокращения или увеличения количества закупочных процедур (и опосредованно – закупаемых номенклатурных позиций), а за счет сокращения или увеличения объема закупки. Проще говоря, наблюдаемые нами компании на фоне изменения ситуации в экономике в целом продолжили закупать на электронном рынке примерно один и тот же перечень номенклатуры; изменения затронули только стоимость каждой отдельной закупки. 

Можно отметить относительно сильную взаимосвязь между динамикой чистой прибыли компании и объемом проводимых ею электронных закупок (коэффициент корреляции 0,62).

Это свидетельствует о том, что рост или сокращение объемов активности компаний на электронном B2B-рынке в наибольшей степени зависит от их финансового здоровья. При этом связь между изменением год к году объема электронных закупок компании и их выручки (условно «масштаба бизнеса») практически отсутствует (коэффициент корреляции 0,38). 

Данные за 2015 год, по всей вероятности, подтвердят тенденцию к сокращению как среднего объема закупок в электронной форме, так и средней стоимости одной закупки. По данным большинства опрошенных операторов ЭТП, снижение стоимости «среднего чека» было характерно в 2015 году как для показателей отдельных заказчиков, так и для рынка электронных корпоративных закупок в целом. 

«Тенденция последнего года – сильно сократилось количество крупных закупок, зато пропорционально выросло количество относительно небольших процедур. В результате оборот торгов на нашей площадке растет», – отмечает Андрей Бойко, коммерческий директор Центра электронных торгов B2B-Center. 

Несмотря на снижение средних показателей закупочной деятельности компаний, рынок межкорпоративной электронной торговли в 2015 году продемонстрировал номинальный рост. Согласно данным анкетирования крупнейших операторов ЭТП, занимающихся проведением торгов в сегменте B2B, в 2015 году рост объема рынка электронной межкорпоративной торговли (в рублях) превысил 10%. Этот результат можно признать весьма умеренным: если учесть показатели инфляции за тот же период, рынок стагнировал. Скромный рост был достигнут исключительно за счет сегмента регулируемых закупок компаний по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Номинальный объем сегмента нерегулируемых (коммерческих) электронных корпоративных закупок, по оценке операторов, сократился на 0,9%.

Стоит отметить, что результаты опроса крупнейших операторов ЭТП оказались красноречивыми сами по себе: полученные оценки объема рынка нерегулируемых корпоративных закупок различаются даже не в разы, а на порядок (разброс оценок от 0,4 до 11 трлн рублей в 2015 году). Это свидетельствует о том, что нерегулируемый сегмент рынка электронной межкорпоративной торговли остается terra incognita даже для его крупнейших игроков. Однако, несмотря на это обстоятельство, оценки динамики рынка операторами оказались схожими.

Номинальный рост рынка на фоне падения средних объемов электронных закупок компаний и средней стоимости одной закупки, как представляется, был обусловлен тремя основными факторами. 

Во-первых, влияние сокращения инвестиционных программ компаний на объем проводимых ими закупок в электронной форме оказалось слабее, чем это прогнозировалось нами в исследовании прошлого года. Полученные данные демонстрируют относительно слабую взаимосвязь между изменением объема проводимых компаниями электронных закупок и изменением объема их инвестиционных расходов (коэффициент корреляции 0,3). Пока сложно говорить, в какой мере этот вывод можно экстраполировать на всех участвующих в электронной торговле корпоративных заказчиков. Тем не менее, по всей видимости, инвестиционные закупки пока не делают погоды на электронном рынке B2B, по крайней мере, в рассматриваемом нами сегменте закупок крупнейших компаний. И это обстоятельство положительно сказалось на состоянии рынка в условиях отмеченного нами в ходе подготовки рейтинга RAEX-600 значительного спада инвестиционной активности компаний. 

Во-вторых, по мнению опрошенных операторов ЭТП, поддержку рынку оказало импортозамещение, к которому заказчики были вынуждены прибегнуть вследствие резкого падения курса рубля в конце 2014 – начале 2015 года. 

Наконец, наиболее важным фактором, обусловившим подъем рынка, стал значительный рост проникновения услуг ЭТП в сегменте корпоративных закупок, а также расширение клиентской базы площадок за счет привлечения новых корпоративных заказчиков.

Опрошенные операторы ЭТП отмечают, что в значительной мере расширение клиентской базы заказчиков было связано с вовлечением в электронную торговлю средних по размеру компаний. В сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков в 2015 году также наблюдался рост удельного веса участников рынка электронной торговли: доля заказчиков, внедривших электронные закупки, по данным опроса и анкетирования, увеличилась по сравнению с 2014 годом на 9 п. п. и достигла 77,4% (график 3). В целом рост доли крупнейших заказчиков, внедривших закупки в электронной форме, ускорился по сравнению с 2014 годом (тогда рост составил 6 п. п.). 

Темпы роста доли крупнейших заказчиков, внедривших электронные закупки, в 2015 году можно признать высокими, поскольку в данном сегменте рынок приблизился к насыщению. Проведенный впервые сплошной анализ активности на электронном рынке B2B компаний из топ-200 рейтинга крупнейшего бизнеса RAEX-600 демонстрирует, что закупки в электронной форме по состоянию на начало декабря 2015 года были внедрены 63% «крупнейших из крупных» компаний России. 

«Сливки» в этом сегменте уже сняты. 78% крупнейших компаний ресурсоемких отраслей, обеспечивающих львиную долю оборота рынка электронной торговли B2B (добывающая и обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, электроэнергетика, строительство, инжиниринг и инфраструктурное строительство), уже вовлечены в электронную торговлю в качестве заказчиков (графики 4, 5). 

«Основная конкурентная борьба между операторами сейчас разворачивается не за тех клиентов, которые еще не внедрили электронные закупки, а за заказчиков, которые уже работают на других площадках. Если говорить об отдельных отраслевых сегментах, то «незанятыми» остаются компании из отраслей, в которых практика использования электронных торгов в принципе не очень распространена», – комментирует Антон Киценко, директор департамента по работе с корпоративными клиентами Единой электронной торговой площадки (roseltorg.ru).  

Важно также, что большинство не вовлеченных в электронную торговлю крупнейших компаний принадлежат частному российскому или зарубежному капиталу (график 6). В то же время, по оценкам операторов ЭТП, их собственные затраты на привлечение, интеграцию и дальнейшую техническую поддержку крупных частных заказчиков в несколько раз выше, чем затраты на обслуживание сопоставимых по размеру компаний, проводящих закупки в соответствии с 223-ФЗ. 

* Компании из топ-200 рейтинга RAEX-600.

Проникновение услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков продолжило расти, причем более быстрыми темпами, чем год назад. Доля закупок в электронной форме в общем объеме закупок респондентов, внедривших этот инструмент, в 2015 году выросла в среднем на 14,6% к показателю 2014 года и впервые за все время наблюдений превысила 50%. Для сравнения: в относительно благополучном 2014 году доля электронных закупок респондентов увеличилась по отношению к предыдущему году в среднем менее чем на 4% (график 7).

Заказчики, проводившие в 2015 году более половины закупок в электронной форме, составляют подавляющее большинство респондентов – 62% (график 8). Этот показатель полностью совпадает с результатами анкетирования 2014 года. Вместе с тем нельзя не отметить рост удельного веса наиболее сильно вовлеченных в электронную торговлю заказчиков, проводивших более 80% своих закупок в электронной форме: их доля за год выросла с 33 до 40%. Еще одна выраженная тенденция, наблюдаемая уже третий год подряд, – сокращение доли «консервативных» заказчиков, проводивших на ЭТП менее 30% закупок. В целом наблюдается продолжение сложившегося в предыдущие годы тренда – рост удельного веса наиболее активных заказчиков за счет сокращения доли наименее активных заказчиков. 

Таким образом, ухудшение ситуации в экономике предсказуемо привело к расширению использования закупок в электронной форме корпоративными заказчиками, которые пользовались этим инструментов ранее.

Данные анкетирования компаний позволяют увидеть, за счет каких секторов шло развитие рынка в 2014–2015 годах (график 9). В целом крупнейшие корпоративные заказчики были привержены консервативной стратегии расширения использования электронных закупок и предпочитали выводить на электронные площадки закупки массовой и стандартной номенклатуры товаров, работ и услуг, для которых на электронном рынке B2B уже давно сформировались развитые сегменты со значительными оборотами и сформировавшимися пулами поставщиков и заказчиков. 

Чаще всего крупнейшими заказчиками в 2014–2015 годах на ЭТП выводились закупки массового технологического оборудования и запчастей к нему, разнообразных офисных товаров и услуг, металлопроката, простых СМР, транспортных услуг, софта, средств индивидуальной защиты и спецодежды. Доля закупок сложных сервисов (техобслуживание больших и сложных технологических комплексов) и сложно структурированных услуг (лизинговых сделок), а также редкого оборудования, для которого не может быть массовых рынков поставщиков, незначительна (около 17%).

Таким образом, развитие рынка в 2014–2015 годах было экстенсивным и не сопровождалось его усложнением и массовым появлением новых ниш. Подавляющее большинство корпоративных заказчиков, принимая решение о расширении использования электронных закупок, выходили в те товарные сегменты рынка, в которых применение этого инструмента могло бы дать быстрый и гарантированный результат. Заказчики, готовые создавать и осваивать принципиально новые ниши на рынке электронной торговли, оказались в явном меньшинстве. 

Результаты опроса подтверждают, что одним из ключевых факторов конкурентоспособности ЭТП является лидерство в тех или иных товарных сегментах рынка B2B. Клиентская база заказчиков и активных поставщиков увеличивается по принципу «снежного кома»: крупные заказчики охотнее приходят на те площадки, где уже проводятся наибольшие объемы торгов и демонстрируются наиболее высокие показатели конкуренции по интересующим их номенклатурным позициям. 

В целом развитие рынка опережает негативные тенденции, вызванные спадом инвестиционной и деловой активности компаний. Более того, ведущие операторы ЭТП успешно используют изменившуюся экономическую ситуацию для наращивания своей клиентской базы, что может дать серьезный толчок развитию рынка, как только российская экономика перейдет к росту.

Рейтинг качества услуг этп в сегменте электронной торговли b2b

Крупные операторы ЭТП оказались полностью готовы к простимулированному кризисом росту спроса на свои услуги со стороны корпоративных заказчиков. По оценкам заполнивших анкеты компаний, качество сервиса крупнейших независимых площадок остается на стабильно высоком уровне по всем ключевым критериям (таблицы 1–9).

Несмотря на то, что топ рэнкинга остается практически неизменным уже третий год подряд, в 

этом году он расширился за счет ряда новых участников. В числе «новичков», упомянутых крупнейшими корпоративными заказчиками в 2015 году в ходе анкетирования, оказались следующие ЭТП: «РТС-тендер», ONLINECONTRACT, Биржа «Санкт-Петербург» и SETonline. 

ЭТП «РТС-тендер» не вошла в рэнкинг, поскольку открыла секцию коммерческих торгов только в декабре 2015 года. «РТС-тендер» является одним из крупнейших операторов по проведению электронных закупок государственных и муниципальных заказчиков и сейчас проявляет значительную активность в привлечении корпоративных клиентов. В будущем, опираясь на наработанный опыт и развитую ИТ-инфраструктуру, этот оператор может стать одним из заметных игроков в сегменте межкорпоративной электронной торговли. 

Таблица 1. Лучшие ЭТП по уровню удовлетворенности корпоративных заказчиков качеством их услуг

Позиция в рэнкинге

Позиция в 2014 году

ЭТП

Фактическое название юр. лица

ИНН

Средневзвешенная оценка респондентов, имевших опыт сотрудничества в качестве заказчика с данной ЭТП (1 балл – минимальная оценка, 10 баллов – максимальная оценка)*

Доля в общей численности оценок, %**

Итоговый балл (средневзвешенная оценка с учетом доли в общей численности оценок)

1

2

Центр электронных торгов B2B-Center

АО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ"

5 034 031 535

9.2

21.3

2.0

2

1

Торговый портал «Фабрикант»

ООО "ФАБРИКАНТ.РУ"

7 703 561 549

8.5

17.8

1.5

3

4

Единая электронная торговая площадка (Росэлторг)

АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА"

7 707 704 692

7.7

13.6

1.0

4

3

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

ЗАО "СБЕРБАНК-АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВ"

7 707 308 480

8.6

11.8

1.0

5

6

АО «OTC»

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОТС"

7 708 699 893

8.7

11.2

1.0

6

9

ТЗС Электра

Общество с ограниченной ответственностью «Би.Ай.Маркт»

7 706 613 562

8.8

9.4

0.8

7

-

ЭТП ONLINECONTRACT

ООО "МХ 1"

1 655 080 792

9.0

3.5

0.3

8

7

ООО «ТендерПро»

ООО «ТендерПро»

5 008 041 569

6.5

2.9

0.2

9

8

Аукционный конкурсный дом

ООО "АУКЦИОННЫЙ КОНКУРСНЫЙ ДОМ"

7 727 505 494

5.6

2.9

0.2

10

7

Система электронных торгов (www.zakazrf.ru)

ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»

1 655 043 818

6.8

2.3

0.2

11

-

Биржа «Санкт-Петербург»

ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург"

7 801 012 233

8.8

1.7

0.1

12

-

SETonline

Общество с ограниченной ответственностью «СЭТОНЛАЙН»

718 858 486

7.0

1.1

0.1

13

11

ЭТП ГПБ

ООО ЭТП ГПБ

7 724 514 910

6.0

1.0

0.1

* В том числе в рамках проведения тестовых закупок.

** Респонденты могли поставить оценку любому количеству ЭТП, с которыми имели опыт сотрудничества.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний

 

 

Таблица 2. Уровень конкуренции в торговых процедурах компании

ЭТП, клиенты которых поставили оценку 

Средняя взвешенная оценка* 

ИНН

Единая электронная торговая площадка (Росэлторг)

8.7

7 707 704 692

АО «OTC»

8.2

7 708 699 893

Центр электронных торгов B2B-Center

7.7

5 034 031 535

ЭТП ONLINECONTRACT

7.7

1 655 080 792

Торговый портал «Фабрикант»

7.6

7 703 561 549

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

7.6

7 707 308 480

SETonline

7.0

718 858 486

Аукционный конкурсный дом

5.7

7 727 505 494

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

Таблица 3. Гибкость и широта торгово-закупочного функционала

ЭТП, клиенты которых поставили оценку

Средняя взвешенная оценка*

ИНН

Центр электронных торгов B2B-Center

8.8

5 034 031 535

Единая электронная торговая площадка (Росэлторг).

8.7

7 707 704 692

Торговый портал «Фабрикант»

8.7

7 703 561 549

АО «OTC»

8.7

7 708 699 893

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

8.6

7 707 308 480

ЭТП ONLINECONTRACT

8.5

1 655 080 792

SETonline

7.9

718 858 486

Аукционный конкурсный дом

6.3

7 727 505 494

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

Таблица 4. Добросовестное исполнение поставщиками обязательств по договорам, заключенным посредством ЭТП

ЭТП, клиенты которых поставили оценку

Средняя взвешенная оценка*

ИНН

Центр электронных торгов B2B-Center

8.9

5 034 031 535

Торговый портал «Фабрикант»

8.7

7 703 561 549

АО «OTC»

8.3

7 708 699 893

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

8.1

7 707 308 480

SETonline

8.0

718 858 486

ЭТП ONLINECONTRACT

7.9

1 655 080 792

Аукционный конкурсный дом

7.0

7 727 505 494

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

Таблица 5. Удобство и полнота возможностей контрольных и аналитических инструментов 

ЭТП, клиенты которых поставили оценку

Средняя взвешенная оценка*

ИНН

АО «OTC»

8.6

7 708 699 893

Торговый портал «Фабрикант»

8.6

7 703 561 549

ЭТП ONLINECONTRACT

8.4

1 655 080 792

Центр электронных торгов B2B-Center

8.2

5 034 031 535

Единая электронная торговая площадка (Росэлторг)

7.3

7 707 704 692

Аукционный конкурсный дом

7.3

7 727 505 494

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

6.0

7 707 308 480

SETonline

5.2

718 858 486

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

Таблица 6. Широта и качество дополнительных сервисов, предоставляемых ЭТП 

ЭТП, клиенты которых поставили оценку

Средняя взвешенная оценка*

ИНН

Торговый портал «Фабрикант»

8.6

7 703 561 549

АО «OTC»

8.3

7 708 699 893

Центр электронных торгов B2B-Center

8.3

5 034 031 535

Единая электронная торговая площадка (Росэлторг)

8.3

7 707 704 692

ЭТП ONLINECONTRACT

8.2

1 655 080 792

SETonline

7.4

718 858 486

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

7.1

7 707 308 480

Аукционный конкурсный дом

6.0

7 727 505 494

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

 

Таблица 7. Техническая стабильность и скорость работы ЭТП 

ЭТП, клиенты которых поставили оценку

Средняя взвешенная оценка*

ИНН

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

9.9

7 707 308 480

АО «OTC»

9.9

7 708 699 893

ЭТП ONLINECONTRACT

9.8

1 655 080 792

Центр электронных торгов B2B-Center

9.7

5 034 031 535

Единая электронная торговая площадка (Росэлторг)

9.4

7 707 704 692

Торговый портал «Фабрикант»

9.2

7 703 561 549

SETonline

8.2

718 858 486

Аукционный конкурсный дом

7.1

7 727 505 494

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

Таблица 8. Удобство навигации по сайту ЭТП 

ЭТП, клиенты которых поставили оценку

Средняя взвешенная оценка*

ИНН

Центр электронных торгов B2B-Center

9.1

5 034 031 535

Единая электронная торговая площадка (Росэлторг)

9.0

7 707 704 692

АО «OTC»

9.0

7 708 699 893

Торговый портал «Фабрикант»

8.9

7 703 561 549

ЭТП ONLINECONTRACT

8.9

1 655 080 792

Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»

7.7

7 707 308 480

Аукционный конкурсный дом

7.3

7 727 505 494

SETonline

7.2

718 858 486

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

Таблица 9. Профессиональная клиентская и техническая поддержка

ЭТП, клиенты которых поставили оценку

Средняя взвешенная оценка*

ИНН

АО «OTC»

10.0

7 708 699 893

Центр электронных торгов B2B-Center

9.8

5 034 031 535

Группа площадок Фабрикант.ру

9.6

7 703 561 549

Единая Электронная Торговая Площадка (Росэлторг).

9.5

7 707 704 692

Автоматизированная система торгов "Сбербанк-АСТ"

9.5

7 707 308 480

ЭТП ONLINECONTRACT

9.3

1 655 080 792

SETonline

9.1

718 858 486

Аукционный Конкурсный Дом

8.2

7 727 505 494

* 1 – низшая оценка, 10 – высшая оценка.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным анкетирования компаний 

Предложение на электронном рынке b2b: тихая гавань

В прошлогоднем исследовании мы прогнозировали, что под влиянием кризиса возможен уход с рынка отдельных компаний-поставщиков, участвующих в электронных закупках, однако эта тенденция будет уравновешиваться приходом на рынок электронных торгов новых поставщиков, еще не вовлеченных в электронную торговлю и стремящихся в условиях кризиса освоить новые каналы продаж. По итогам 2015 года можно констатировать: спад в экономике пока никак не повлиял на предложение и уровень конкуренции на электронном межкорпоративном рынке. Более того, по ряду параметров конкурентная среда на электронном рынке B2B продолжила развиваться. 

Результаты анкетирования показывают, что уровень удовлетворенности крупнейших корпоративных заказчиков уровнем конкуренции на проводимых ими торгах вырос по сравнению с результатами 2014 года (график 10), хотя следует отметить, что, согласно оценкам наших респондентов, по данному критерию рынком услуг ЭТП был достигнут не столь впечатляющий прогресс, как по большинству других.

 

Средние оценки эффективности применения электронных закупок заказчиками также практически не изменились по сравнению с результатами анкетирования 2014 года, причем это справедливо как для выборки в целом, так и для сопоставимых данных компаний, наблюдаемых два и более года подряд (график 11). 

 

Стоит отметить, что применяемый в данном исследовании показатель эффективности электронных закупок не следует смешивать с показателем непосредственной «экономии» за счет проведения электронных закупочных процедур. Ответы респондентов показывают, в какой мере применение электронных закупочных процедур позволяет снизить затраты компании на ведение закупочной деятельности и материально-техническое обеспечение по сравнению с проведением закупок в традиционном «бумажном» виде. 

Большинство респондентов по-прежнему дают умеренную оценку эффективности применения закупок в электронной форме (38% опрошенных заказчиков оценивают эффективность электронных закупок в диапазоне 5–10%). В то же время ощутимо выросла доля сверхуспешных заказчиков, оценивающих эффективность применения электронных закупок в диапазоне 15–20 и более 20%. И напротив, ряд респондентов заявили, что не видят дополнительного эффекта от применения электронных закупок по сравнению с традиционными «бумажными» закупочными процедурами.

Среди компаний, наблюдаемых несколько лет подряд, относительно велика доля тех, кто снизил оценку эффективности электронных закупок (29%). Зато среди компаний, зафиксировавших рост эффективности, много тех, кто отметил значительное (на 10 п. п. и выше) повышение эффективности электронных закупок (график 12). 

 

Оценки опрошенных компаний в целом соответствуют объективным данным, позволяющим судить об уровне конкуренции на электронном рынке B2B. Как показал анализ результатов торгов, проведенных на 10 крупных независимых ЭТП субъектами закона № 223-ФЗ, основные показатели конкурентности закупок (доля закупок, на которые была подана хотя бы одна заявка участника, доля закупок более чем с одним участником, среднее количество участников) как минимум не ухудшились. Анализировались результаты закупок 10 массовых групп номенклатуры товаров, работ, услуг, состоявшихся в январе – сентябре 2015 года по сравнению с показателями за аналогичный период 2014 года (график 13). Чем ближе к правому верхнему углу графика располагается маркер той или иной товарной группы и чем он больше по площади, тем более высокий уровень конкуренции был продемонстрирован при проведении закупок соответствующей номенклатуры на основных независимых ЭТП. Для большинства рассмотренных товарных групп очевидна положительная динамика по данным показателям. 

График 13. Показатели конкурентности электронных торгов массовыми группами номенклатуры в 2015 году улучшились* 

Площадь круга соответствует среднему количеству участников в одной закупке. Маркеры со сплошной границей – данные за 9 месяцев 2014 года, маркеры с прерывистой границей – данные за 9 месяцев 2015 года.

* Закупки компаний по 223-ФЗ, январь – сентябрь 2014 и 2015 года. Данные о торгах, проведенных на ЭТП: B2B-Center, ETPRF.ru, Аукционный конкурсный дом, ГП Фабрикант, Единая электронная торговая площадка, Сбербанк АСТ, ТЗС Электра, ОТС.ru, SETonline, Tender.Pro.

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным «Спарк Маркетинг»

По данным большинства опрошенных операторов ЭТП, текучесть участников закупок в 2015 году на основных независимых площадках в целом была сопоставима с уровнями предыдущего года. Таким образом, кризис пока не привел к сколько-нибудь массовому оттоку поставщиков с рынка. «На электронном рынке В2В наблюдается прирост и заказчиков, и поставщиков. Для поставщиков это огромный, во многом неосвоенный рынок сбыта, где можно легко найти своих клиентов и выйти на новый уровень ведения бизнеса. Кроме того, сегодня им доступны различные вспомогательные сервисы. Также не стоит забывать о законодательно закрепленных преференциях, обязывающих заказчиков по 223-ФЗ закупать 18% от совокупного объема своих закупок у предприятий малого и среднего бизнеса», – считает генеральный директор ООО «РТС-тендер» Виктор Степанов.

«В начале 2015 года поставщики стали меньше участвовать в закупках, опасаясь, что не смогут исполнить договор по расторгованной цене. Постепенно ситуация нормализовалась, интерес поставщиков к корпоративным закупкам снова значительно вырос. Прирост базы поставщиков у нас самый серьезный за несколько лет. Соответственно, возросла конкуренция», – комментирует Дмитрий Пангин,генеральный директор АО «ОТС».

Таким образом, экономический кризис не оказал существенного влияния на предложение и уровень конкуренции на электронном рынке межкорпоративной торговли. Можно отметить, что в данном аспекте электронный B2B-рынок проявляет исключительно высокую стабильность и устойчивость. Более того, результаты 2015 года показывают положительную динамику, причем, если ситуация в экономике России радикально не ухудшится, есть основания надеяться, что эта тенденция сохранится в 2016 году. 

Реформа госрегулирования рынка: не выплеснуть с водой ребенка

Участники состоявшегося в феврале 2015 года II Ежегодного форума «ЭТП в России: кто есть кто» среди ключевых событий, способных наиболее сильно повлиять на рынок услуг ЭТП в 2015 году, назвали предстоящую реформу регулирования закупок субъектов закона № 223-ФЗ, которая непосредственно затрагивает рынок межкорпоративной электронной торговли. Однако реализация запланированных изменений в законодательство была перенесена на 2016 год, поэтому данная тема по-прежнему актуальна.

Внесенный проект поправок в федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ вводит в законодательство понятие «оператор электронной площадки». Также предлагается дополнить закон № 223-ФЗ статьей «Требования к закупке в электронной форме», которая предусматривает:

  • проведение отбора операторов электронных площадок в соответствии с установленным Правительством РФ порядком и условиями;

  • определение правительством по результатам отбора перечня операторов ЭТП;

  • установление регулятором единых требований к функционированию электронных площадок.

Первоначально отбор предлагалось проводить в форме открытой аккредитации для неограниченного числа операторов ЭТП. Однако впоследствии концепция реформы изменилась: по сообщениям СМИ, сегодня на повестке дня отбор ограниченного числа операторов, которые будут допущены к проведению регулируемых государством корпоративных закупок. Какое количество операторов в этом сегменте рынка государство считает оптимальным, официально не объявлялось; СМИ сообщали об отборе 3–5 или 7 операторов. 

«Идет построение Контрактной системы. Государство поставило правильные и разумные цели – повышение эффективности закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Другое дело, что методы, которыми эти цели достигаются, не бесспорны. Есть точка зрения, что повышение закупок госкомпаний достигается повышением качества корпоративного управления. Но регулятор считает, что это невыполнимая задача и что нужно использовать императивные методы. И в этой парадигме рынок будет развиваться в 2016 году. Регулятор поставил задачу сильно сократить количество площадок, работающих в корпоративном сегменте. Для нас это новый опыт, позитивный или негативный – покажет 2016 год», – говорит Сергей Габестро, генеральный директор торгового портала «Фабрикант». 

Данное исследование не ставит задачи всесторонне оценить последствия реформы государственного регулирования рынка, тем более что ее конкретные параметры, в частности, критерии отбора операторов для проведения торгов по нормам закона № 223-ФЗ, на момент его подготовки еще не были опубликованы. Вместе с тем имеющиеся данные позволяют уже сегодня обозначить ряд важных характеристик рынка услуг ЭТП в сегменте регулируемых корпоративных закупок, которые во многом будут определять, по каким сценариям будет происходить его переформатирование под влиянием реформы. 

1. Рынок услуг ЭТП в сегменте закупок по 223-ФЗ отличает высокая концентрация. По данным Минэкономразвития РФ, в декабре 2015 года с Общероссийским официальным сайтом zakupki.gov.ru были интегрированы 162 электронные площадки, обеспечивающие проведение закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ. Однако львиная доля от общего объема регулируемых этим законом корпоративных закупок приходится на крупнейшие независимые и корпоративные площадки. Так, по данным Минэкономразвития, на топ-5 ЭТП по объемам проведенных закупок в соответствии с 223-ФЗ по итогам 11 месяцев 2015 года пришлось 64% регулируемых корпоративных закупок. В данный перечень вошли две независимые площадки (B2B-Center, ТЗС Электра), корпоративная секция ОАО НК «Роснефть» на ЭТП ТЭК-торг, корпоративная Электронно-закупочная площадка ОАО «РЖД», а также ЭТП Газпромбанка, которую можно считать независимой условно, поскольку львиную долю оборота проводимых на этой площадке торгов обеспечивают закупки компаний Группы «Газпром». 

Если рассматривать исключительно независимые ЭТП, то на 11 крупнейших по количеству опубликованных процедур площадок, работающих на конкурентном рынке, по итогам 11 месяцев 2015 года, по нашим подсчетам, пришлось 67% объема электронных закупок по 223-ФЗ (по опубликованным начальным максимальным ценам). Причем даже если исключить из подсчета показатели ЭТП ГПБ, то на оставшиеся 10 площадок придется чуть менее 40% объема регулируемых корпоративных закупок, проведенных в электронной форме (график 14). 

 

Таким образом, рынок услуг ЭТП в сегменте корпоративных регулируемых закупок уже в настоящее время отличает высокая концентрация. На мелкие независимые площадки и корпоративные ЭТП приходится всего треть оборота электронных закупок по 223-ФЗ.

В связи с этим проблема наличия на рынке услуг ЭТП чрезмерно большого числа участников, которая является одним из аргументов в пользу проведения отбора операторов, представляется несколько преувеличенной. В данном случае можно говорить о том, что корпоративные заказчики самостоятельно, без вмешательства государства, отделили «зерна от плевел» на конкурентном рынке услуг ЭТП.

2. Торги по 223-ФЗ обеспечивают львиную долю оборота торгов на независимых ЭТП.

В среднем закупки субъектов 223-ФЗ, согласно данным анкетирования операторов ЭТП, составляют порядка 61% оборота торгов, проводимых на крупнейших независимых площадках. 

Подавляющее большинство крупных независимых операторов, за единичными исключениями, лишатся 2/3 и более оборота проводимых на их ЭТП торгов в случае непрохождения отбора. Линейной зависимости между объемом проводимых на ЭТП торгов и доходами оператора нет, тем не менее это взаимосвязанные величины. Лишение того или иного оператора права проводить регулируемые торги повлечет за собой потерю им значительной доли доходов и либо приведет к его вытеснению с рынка, либо вынудит его переключиться на обслуживание исключительно нерегулируемого (коммерческого) сегмента рынка межкорпоративной электронной торговли. Стоит также отметить, что таким операторам будет крайне трудно удержать ядро активных поставщиков, которые неизбежно будут мигрировать на другие площадки вслед за крупными заказчиками из числа государственных компаний. В свою очередь, это снизит привлекательность не попавших в число избранных ЭТП для частных корпоративных заказчиков. 

Таким образом, проведение отбора операторов для проведения торгов по 223-ФЗ приведет не к появлению еще одного обособленного сегмента рынка электронной торговли, а к переформатированию рынка услуг ЭТП в сегменте B2B в целом.

3. Крупнейшие корпоративные заказчики выражают заинтересованность в сохранении конкурентного рынка услуг ЭТП в сегменте закупок по 223-ФЗ. В ходе проведенного в 2015 году анкетирования компаний – участниц рейтинга крупного российского бизнеса RAEX-600 – респондентам был предложен вопрос: «Благотворно ли повлияет на развитие рынка услуг ЭТП в целом ограничение числа электронных площадок, допущенных к проведению торгов по 223-ФЗ?». Респонденты могли выбрать один из трех вариантов ответа (графики 15–16).

Обращает на себя внимание то, что частные заказчики, не являющиеся субъектами 223-ФЗ, в целом более позитивно воспринимают перспективу усиления государственного регулирования рынка услуг ЭТП и ограничение числа площадок, допущенных к проведению регулируемых государством торгов. 

Относительно большая доля частных компаний, выступающих за ужесточение государственного регулирования, отражает, по всей видимости, озабоченность части крупных корпоративных заказчиков, проводящих нерегулируемые закупки, негативными явлениями, существующими на рынке электронной торговли B2B, в первую очередь, связанными с проблемой обеспечения информационной безопасности при проведении процедур закупки. 

При этом, как показывает неформальное общение с руководителями закупок, высказавшимися за ужесточение регулирования, ими, как правило, не принимается в расчет возможное переформатирование рынка услуг ЭТП вследствие изменения правил его регулирования. В частности, ни один из опрошенных устно респондентов не учитывал возможность исключения используемой его компанией ЭТП из числа площадок, допущенных до проведения закупок по 223-ФЗ, и, более того, категорически возражал бы против такой меры. В целом наиболее правдоподобная интерпретация результатов опроса такова: частные заказчики приветствовали бы усиление регулирующего присутствия государства для «наведения порядка» на рынке электронной торговли, но они явно не готовы к ограничению конкуренции и сужению выбора операторов ЭТП, оказывающих услуги на рынке, и вытеснению с рынка уже состоявшихся операторов, имеющих значительную клиентскую базу.

Перспективы сохранения конкурентного рынка услуг ЭТП в сегменте B2B в значительной мере зависят от того, учтет ли регулятор в ходе проведения отбора операторов сложившийся расклад сил и позиции его основных участников, определившиеся к настоящему времени в результате конкурентной борьбы. Можно прогнозировать три основных сценария переформатирования рынка под влиянием реформы с точки зрения развития конкуренции между операторами. 

  • «Позитивный» сценарий. По результатам отбора в определяемый правительством перечень попадут все или почти все крупнейшие независимые ЭТП (операторы, занимающие по ситуации на начало 2016 года 5 и более процентов рынка закупок по 223-ФЗ). Последствия: вытеснение с рынка мелких операторов и большинства корпоративных площадок госкомпаний, усиление конкуренции между отобранными операторами за «высвободившихся» заказчиков, укрепление позиций сегодняшних лидеров рынка. В целом положительный итог для развития конкурентной среды на рынке услуг ЭТП.

  • «Нейтральный» сценарий. В перечень правительства по итогам отбора попадут 7–8 крупнейших независимых площадок. Последствия: рынок покинут несколько заметных участников, большинство госкомпаний будут вынуждены отказаться от корпоративных ЭТП, но крупнейшие независимые операторы усилят свои позиции. С точки зрения развития конкурентного рынка, это нейтральный сценарий.

  • «Негативный» сценарий. Отбор пройдет крайне ограниченное число операторов ЭТП (три-пять, как сообщалось в СМИ в октябре 2015 года), рынок услуг ЭТП будет максимально централизован. Последствия: сразу несколько входивших в число лидеров операторов в краткосрочной перспективе будут вынуждены уйти с рынка, конкуренция среди отобранных операторов за «высвободившихся» корпоративных заказчиков сохранится лишь на горизонте 2–3 лет после подведения итогов отбора. Затем возникают предпосылки для раздела электронного рынка B2B прошедшими отбор операторами. Велика вероятность снижения конкуренции между операторами.

Прогноз развития рынка межкорпоративной электронной торговли

Нестабильная ситуация в российской экономике и отсутствие информации о ключевых параметрах реформы госрегулирования электронных закупок государственных компаний не позволяют сделать сколько-нибудь достоверные прогнозы как развития электронного рынка B2B, так и развития рынка услуг ЭТП в данном сегменте. Крупнейшие операторы ЭТП в целом оптимистично оценивают перспективы развития рынка межкорпоративной электронной торговли. Согласно консенсус-прогнозу операторов, номинальный рост объема рынка (по стоимости) в 2016 году составит 15–20%. Участники рынка ожидают, что клиентская база заказчиков в 2016 году вырастет на 18–20%, а клиентская база поставщиков – на 10–15%. При этом в среднем по рынку доля корпоративных закупок, проводимых в электронной форме, увеличится на 12–15%.

Среди основных факторов, которые будут влиять на рост рынка межкорпоративной электронной торговли, операторы ЭТП отмечают:

  • Изменения в нормативной базе, регулирующей закупки субъектов закона № 223-ФЗ, которые будут стимулировать их к расширению использования закупок в электронной форме.

  • Вовлечение в электронную торговлю корпоративных заказчиков из числа малых и средних предприятий и развитие приспособленных к их нуждам форматов торговли.

  • Развитие трансграничной электронной торговли B2B и выход отечественных операторов ЭТП на внешние рынки.


Начать дискуссию