Банкротство

Вчера они на взлете, а сегодня «в пролете»

По данным компании ИНТЕРФАКС, в 2015 году в России было официально зарегистрировано 14 624 банкротства. Это значит, что каждый рабочий день (их в прошлом году было 247) в среднем прекращали свое существование около 60 юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. А это, между прочим, 12 компаний в час!!!
Вчера они на взлете, а сегодня «в пролете»
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Воланд

По данным компании ИНТЕРФАКС, в 2015 году в России было официально зарегистрировано 14 624 банкротства. Это значит, что каждый рабочий день (их в прошлом году было 247) в среднем прекращали свое существование около 60 юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. А это, между прочим, 12 компаний в час!!!

Наша психология устроена так, что чем больше, крупнее и известнее компания, тем она надежнее и устойчивее. Увы и ах! Последние два кризиса доказали нам, что под ударом может оказаться кто угодно, и размер тут действительно не имеет никакого значения. Разве что большой шкаф громче падает, чем прикроватная тумбочка.

Если вы все еще считаете, что стоимость бренда или размер бизнеса вашего контрагента – гарантия финансовой безопасности, то мы решили напомнить вам несколько историй из недалекого прошлого.

Lehman Brothers

15 сентября 2008 года по праву может войти в мировую историю, как «день, когда финансовый мир остановился». Именно в тот понедельник крупнейший в мире инвестиционный банк с более чем полуторавековой историей подал иск о банкротстве. На момент подачи иска долги банка составляли 613 млрд. долларов .В результате банкротства 16 тыс. человек оказались без работы. Как такое могло произойти, спросите вы. Развернутый и очень доступный ответ на этот вопрос можно получить, посмотрев недавно вышедший в прокат фильм «Игра на понижение».

General Motors

Только ленивый не знает этого некогда крупнейшего автогиганта. 77 лет подряд GM была лидером по производству автомобилей в мире. Однако, столкнувшись с падением продаж, компания стала пугающе быстро терять денежные средства. На момент подачи иска (1 июня 2009 года) долг автогиганта составлял 172,8 млрд. долларов. Конечно же государство не могло позволить стратегическому предприятию кануть в Лету, поэтому была проведена реструктуризация концерна. Правительство США предоставило компании около 30 млрд. долларов, а взамен получило 60 % акций концерна. Правительство Канады получило 12% акций за 9,5 млрд. Остальные акции были поделены между профсоюзом и кредиторами компании. Сегодня GM снова успешный автопроизводитель - после нескольких лет государственных вливаний компания встала на ноги, и на ее заводах трудятся 216 тыс. человек.

F. W. Woolworth Company

Наверное, мало кто знает, но Woolworth’s по праву можно назвать прародителем сетевой торговли. Именно эта компания стала первой розничной торговой сетью, которая продавала товары по фиксированным ценам, как правило, по пять или десять центов, что приводило к закрытию магазинов местных торговцев. Помимо этого, Woolworth стала первой компанией, которая стала открывать супермаркеты, где товары находились в свободном доступе, в отличие от магазинов, которые держали их за прилавком. Однако, ни статус, ни опыт не помогли компании пережить кризис и справится с долговой нагрузкой. Долги достигли 385 млн. фунтов стерлингов, и владельцы решили продать компанию за символический 1 фунт стерлингов. Однако, покупателя так и не нашли, и 26 ноября 2008 года началась процедура банкротства. В результате было закрыто 807 магазинов, а работу потеряли 27 тыс. человек.

Chrysler

Еще одна грустная история еще одного гиганта отрасли. На ухудшение финансового положение повлиял упавший спрос на автомобили (ой, кажется, это что-то напоминает). Долги к моменту начала процедуры банкротства достигли 6,9 млрд. долларов, а под сокращение попали 6,5 тыс. человек. Когда менеджмент компании понял, что урегулировать вопросы с кредиторами не получится, был подан иск о банкротстве 30 апреля 2009. Как и в случае с GM, банкротство Chrysler не означало ликвидацию и исчезновение компании. После завершения процедуры банкротства 20% Chrysler получил за 2 млрд. долларов итальянский концерн Fiat, а с 2014 года итальянский концерн полностью контролирует американского производителя.

MEXX

Уверены, у вас что-то завалялось в шкафу с биркой, где написано MEXX. Но частая смена владельцев и снижение покупательской способности – не лучшие друзья для мирового производителя одежды. Вот и голландская компания MEXX не смогла справиться с напастями. А как все хорошо начиналось - в золотые годы (в начале 00-х) у компании было свыше 9 000 точек продаж в 65 странах, велась работа с ведущими дизайнерами и производителями сопутствующих товаров, в год выпускалось 12 коллекций. Однако, чем дальше, тем хуже становились дела – компания стала убыточной, на фоне падения продаж закрывались магазины, и в 2014 году МЕХХ не смогла расплатиться со своими кредиторами и была признана банкротом. Правда не так давно стало известно, что компанию купил турецкий инвестор, и возможно нас ждет в скором времени счастливый «перезапуск» бренда.

Цифроград

До осени 2008 года сеть «Цифроград» была третьим по количеству салонов игроком на рынке сотового ритейла в России, уступая лишь «Евросети» и «Связному». Владельцы сети вели переговоры о ее продаже сотовому оператору «Мегафон», однако, сделка не состоялась. Иски «Мегафона» и Банка «УРАЛСИБ» довели общую сумму требований кредиторов и поставщиков к «Цифрограду» до критической отметки 1,3 млрд. рублей. Эта сумма существенно превышала реальные активы и основные средства компании. В результате банкротства закрылись около 450 салонов, их сотрудники уволены без выходных пособий.

Красноярские авиалинии

До 2008 года это была одна из крупнейших компаний. Однако, кризис сломил годы успеха – у компании начались финансовые трудности. Авиазаправщики отказались обслуживать компанию «в долг», что стало причиной постоянных задержек и переносов рейсов, а затем и полной остановки полетов. 3 февраля 2009 года был аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании, а 6 июля 2009 компания была признана банкротом по заявлению ключевого кредитора – лизинговой компании «Ильюшин финанс». Общая сумма претензий составила 28 млрд. рублей, 1 178 сотрудников были уволены.

Ол!Гуд

Это был старейший и крупнейший оператор на рынке бюджетной косметики и бытовой химии. Компания накопила долги перед своими поставщики на сумму 400 млн. рублей. Кому-то не платила совсем, а кому-то перечисляла 10 тыс. рублей раз в неделю. Как это часто бывает, однозначной причины столько резкого ухудшения финансового положения нет – совокупность факторов и стечение обстоятельств. Это и последствия финансового кризиса, и проблемы с перекредитовкой в банках, и преждевременная кончина одного из основателей компании.

Трансаэро

Что тут сказать? Это событие было совсем недавно (еще и года не прошло) и было настолько шокирующем, что в памяти у всех еще свежи и причины, и возможные последствия, и комментарии экспертов. До последнего все верили, что «снова спасут». Но сегодня сказок не бывает, и эта история лучшее этому доказательство.

И напоследок у нас не совсем обычное банкротство.

Город Детройт

Не то, чтобы это первое муниципальное банкротство, нет, они случались в США и раньше. Но банкротство города Детройт в декабре 2013 года стало крупнейшим в истории США. Долг бывшей столицы американского автопрома составил более 18 млрд. долларов, часть из которых пришлась на страховые компании и социальные ведомства.

Одна из причин упадка — уход из города автомобильных производителей. С 50-х годов прошлого века численность населения города сократилось более чем вдвое: с 1,8 млн. человек до 700 000, которые живут в заброшенных зданиях и на неосвещенных улицах. Уровень безработицы в Детройте — один из самых высоких в стране. Так же, как и уровень преступности.

Берегите себя! И свою дебиторскую задолженность тоже.

Начать дискуссию