Ведение бизнеса

Путешествующие россияне

Мы выбираем туры подешевле и покороче, но не отказываемся от отдыха за границей.
Путешествующие россияне
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

«Нас бьют — мы летаем!»

Более 50% респондентов готовы заплатить за путевку на двоих человек менее 80 тыс. руб. Варианты подороже (до 100 тыс. руб.) готовы рассмотреть 30% туристов. 11% участников опроса согласны выложить за турпакет сумму в пределах 150 тыс. руб., и лишь 3% россиян, по информации АТОР, готовы заплатить за поездку на отдых 200–250 тыс. руб. Отметим, что согласно условиям опроса все данные затраты включают не только размещение в отеле, но также и авиаперелет, т. е. по сути являются окончательным бюджетом, который наши соотечественники готовы выделить в этом году на проведение отпуска за границей.

На спросе, естественно, отражается экономическая ситуация в России и ослабление национальной валюты. Если считать стоимость заграничного отдыха в долларах и евро, то по многим направлениям цены с прошлого года практически не изменились, однако в рублях стоимость туров выросла как минимум в полтора раза. Итогом стало заметное снижение турпотока — примерно на 30%, по данным АТОР. Не стоит забывать и о таких факторах, как негласный запрет сотрудникам силовых структур и чиновникам ряда государственных ведомств выезжать на отдых за рубеж. Ни для кого не секрет, что именно эта весьма многочисленная прослойка во многом составляла так называемый туристический средний класс и представляла собой как раз тех людей, у которых хватало средств на ежегодный (и неоднократный) отдых за рубежом всей семьей. Теперь все эти категории отдыхающих вынуждены довольствоваться только российскими курортами.

Те, кому повезло больше и для кого железный занавес пока еще не опустился, сейчас тоже оказались в довольно сложной ситуации. Самые популярные и традиционно недорогие направления — Турция и Египет — закрыты для посещения россиян, и в этом году никаких позитивных сдвигов в этом вопросе не ожидается, а все остальные курорты, как правило, обходятся дороже, в том числе из-за более дальнего перелета и из-за необходимости оформлять визы. Когда эта ситуация изменится, предугадать невозможно. Сложно также предположить, какие из действующих турнаправлений могут в ближайшее время вдруг оказаться в зоне риска.

Скромно и дешево

По данным АТОР, туристы, решившие в этом году отправиться на отдых за рубеж, стремятся максимально сокращать расходы, экономят на вариантах размещения, выбирая гостиницы подешевле, предпочитая систему «все включено», чтобы избежать дополнительных трат на питание.

Анализируя запросы путешествующих россиян, представители туриндустрии выяснили, что одними из самых популярных зарубежных направлений этим летом станут курорты Болгарии, Греции и Кипра. Самые дешевые туры в Болгарию на 9 ночей с размещением в двухзвездочном отеле этим летом обойдутся туристам в 40–45 тыс. руб. Эти пакеты включают авиаперелет, но иногда вообще не подразумевают оплаченного питания. Тем же, кто ориентируется на болгарский двухзвездочный «all inclusive», стоит рассчитывать на траты в размере 55–65 тыс. руб.

Греческие курорты обойдутся немного дороже. Летний девятидневный отдых на Крите в «трех звездах», но без питания, обойдется минимум в 50 тыс. руб. на двоих.

На Родосе примерно столько же будет стоить размещение в двухзвездочном отеле, также без учета еды. Тем, кто ориентируется на предложения формата «все включено», но при этом готов довольствоваться скромными условиями проживания уровня не выше «трех звезд», придется выделять уже 70–80 тыс. руб. на двоих.

Следующий по дороговизне — отдых на Кипре. Там дешевый отель без питания обойдется в среднем 56 тыс. руб. за неделю, а стоимость трехзвездочного размещения с полным пансионом в высокий сезон стартует с 80 тыс. руб.

При выборе этих направлений туристам следует помнить о том, что поездка в каждую из перечисленных стран подразумевает получение визы. А это значит, что двоим путешественникам к указанной стоимости можно смело плюсовать еще как минимум 10 тыс. руб.

Европа остается в моде

По сравнению с прошлым годом эксперты туристического рынка отмечают рост спроса на туры по Европе. «Туристы хотят успеть приобрести туры по более доступным ценам, а также забронировать места в популярных отелях Европы, которые в летний период бывают в большом дефиците», — утверждают представители BSI Group.

По данным компании, самый значительный рост в этом году демонстрируют Испания и Италия (+25 и +20% соответственно). После прошлогоднего падения, вызванного серией терактов, отмечается оживление продаж туров во Францию, объем которых, по данным BSI Group, этой весной увеличился почти вдвое по сравнению с зимним периодом и практически приблизился к прошлогоднему уровню. Самыми популярными регионами Франции на предстоящий летний сезон стали Иль де Франс, Лазурный берег, Нормандия, Бретань и Аквитания. Порядка 40% заявок во Францию на лето приходятся на семейные туры в Диснейленд. Большим спросом пользуются также событийные туры на Евро 2016.

На путешествия в Великобританию резких колебаний спроса пока не отмечается. В позапрошлом году наблюдался резкий спад популярности этого направления (на 35–45%), и с тех пор данный показатель находится примерно на одном уровне. Однако, по данным BSI Group, средний чек на групповой экономичный тур в эту страну в настоящий момент снизился на 6%, составив примерно 85 тыс. руб., что, по мнению экспертов, свидетельствует не о снижении цен, а о желании туристов сэкономить.

Одним из вариантов такой экономии, характерным для всех туристических направлений в этом году, является уменьшение продолжительности отдыха. Многие туристы пока еще не решаются радикально снижать качество получаемого сервиса и потому предпочитают приобретать номера в отелях привычной категории, но на более короткий срок. Также российские туристы стали внимательнее следить за акциями, которые проводят отели или туроператоры. По мнению экспертов, именно такими спецпредложениями туркомпаниям удается этой весной стимулировать и поддерживать спрос на поездки в Европу.

Страховка от невозврата

Одним из негативных факторов, который нередко останавливает наших соотечественников от заблаговременной покупки зарубежного тура, является ненадежность российских туроператоров. Практически каждый год на пике туристического сезона СМИ буквально взрываются новостями о банкротстве той или иной компании, в результате чего сотни людей остаются без долгожданного отдыха. Особенно горячим в этом плане выдалось лето 2014 г., когда из-за банкротства ряда крупных туроператоров тысячи людей не могли выехать с зарубежных курортов.

Представители Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма „Турпомощь“ заявляют, что их организация уже полностью готова к предстоящему сезону. В этом году компенсационный фонд, созданный для поддержки туристов, составляет около 300 млн руб. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил директор ассоциации Александр Осауленко: „Туропомощь“ готова к предстоящему туристическому сезону. Мы восстановили свой фонд, который был израсходован в банкротное лето 2014 г. На сегодняшний день размер фонда составляет чуть менее 300 млн руб., которые потребовались в 2014 г. для оказания помощи нашим гражданам».

По его словам, новогодние и мартовские праздники показали, что свыше 92% россиян, отдыхающих внутри страны, тоже обращаются за помощью в ассоциацию: «Несмотря на то что это не наш функционал, так как мы работаем в сегменте выездного туризма, мы стараемся оказывать помощь людям. В частности, мы связываемся с гостиницами, ищем варианты для туристов. Мы думаем, что основная масса звонков в майские праздники к нам будет поступать все-таки от россиян, отдыхающих внутри страны».

Осауленко отметил, что в конце 2015 г. произошел «очень резкий разворот на рынке туруслуг», и сейчас основной спрос ориентирован на внутренний рынок. «Туроператоры стали производить комплексный внутренний турпродукт, которого не было еще полтора-два года назад. Вместе с этим положительным моментом стали проявляться проблемы, с которыми сталкивались туристы на внешнем рынке, например перебронирование», — добавил директор «Турпомощи».

По мнению Осауленко, для оказания помощи российским туристам на внутреннем рынке нужны фонды персональной ответственности туроператоров. «Бизнес считает, что данный инструмент будет действенным. Он действительно повысит степень ответственности перед туристами, еще более систематизирует рынок, который станет более прозрачным, понятным для потребителя. Эти инструменты можно адаптировать на внутреннем рынке, тем более что сами тур­операторы, работающие внутри страны, выступают с такой инициативой», — резюмирует эксперт.

Принуждение к туризму

Отдельной проблемой для отрасли являются сложности с продвижением въездного туризма — привлечением в Россию туристов из зарубежных стран. В свете последних политических событий Россия для иностранцев выглядит уже не такой радушной и дружелюбной страной, да и российские сервисы, ориентированные на зарубежных пользователей, оставляют желать лучшего. Достаточно сказать, что главный туристический портал страны Russia. Travel представлен лишь на одном-единственном языке — на русском. Для сравнения: главный интернет-ресурс Зимбабве, ориентированный на привлечение туристов, написан на 22 языках, а аналогичный портал Германии — на 33 языках. В перспективе ожидается, что контент российского сайта будет представлен на 7 языках.

В этом году Ростуризм надеется привлечь иностранцев тематической экзотикой. По сообщению ТАСС, ведомство планирует представить на апрельской выставке туризма и путешествий в Дубае военный туристический тур на «Уралвагонзавод».

Как рассказал замруководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый в эфире радиостанции «Вести FM», подобные туры представляют отдельный интерес для жителей стран арабского мира, поскольку «эти люди всегда относились с уважением к нашему оружию». Ранее замглавы Ростуризма сообщил, что пробные экскурсии на завод в рамках военно-патриотического маршрута пройдут уже этим летом.

НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» — российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В состав корпорации входит более 20 промышленных предприятий, НИИ, конструкторских бюро. Головное предприятие — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. 100% акций корпорации принадлежит государству.

Поможет ли новая маркетинговая стратегия улучшить показатели въездного туризма в РФ, мы узнаем уже через год. По итогам прошлого года, по данным министра культуры Владимира Мединского, число иностранцев, приезжающих к нам с туристическими целями, выросло всего лишь на 8%. При этом странами, формирующими основные потоки туристов в РФ, оказались вовсе не арабские государства, а Китай, Германия, США, Великобритания, Франция, Корея, Финляндия, Испания.

Комментарии

1
  • Mihalich
    туристический тур на «Уралвагонзавод»

    Шоппинг - тур.