17 мая министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24» анонсировал новую пенсионную реформу — создание добровольной системы формирования пенсионных накоплений, которая может заработать уже со второй половины 2017 года. Правительство готово запустить новую пенсионную реформу, не доделав прежнюю. Почему все это до сих пор не убило рынок негосударственных пенсионных фондов и есть ли смысл россиянам с их помощью копить на старость, разбирался Банки.ру.
«Значит, все не так уж плохо на сегодняшний день»
Развитие рынка НПФ в России, вопреки мрачным прогнозам, не останавливается. Замораживание накоплений россиян, конечно, стало явным тормозом для роста этого рынка. Но, с другой стороны, именно такие действия государства, в одностороннем порядке меняющего установленные им самим правила игры, послужили стимулом для появления и развития других рыночных пенсионных продуктов.
Согласно данным Банка России, объем пенсионных накоплений по итогам 2015 года вырос на 51,2%, до 1,72 трлн рублей (2,1% ВВП). При этом НПФ довольно активно инвестируют их в реальный сектор экономики и инфраструктурные проекты, через государственные и корпоративные облигации и акции. Конечно, объем средств НПФ, направляемых в экономику, мог бы быть больше, если бы в течение последних лет они имели доступ к накопительным пенсиям россиян. В то же время сами НПФ уверяют, что их дела совсем не плохи, бизнес развивается, а в России начинает складываться самая настоящая пенсионная культура — на базе продуктов корпоративного и индивидуального пенсионного страхования (ИПС).
Минфин предлагает усложнить процедуру и изменить правила перевода гражданами пенсионных накоплений из одного НПФ в другой или из НПФ в Пенсионный фонд (ПФР). В ведомстве считают, что это позволит минимизировать потери инвестиционного дохода при досрочном переводе, пишут «Ведомости».
Кому и зачем нужны НПФ
Раньше, как правило, НПФ создавались крупными промышленными и сырьевыми компаниями вроде «Газпрома» или «ЛУКОЙЛа», позже на пенсионный рынок пришли и банки. «Основными мотивами были возможность вывести значительные суммы из-под налогов, заведя их на имущество фонда, а также потребности кадровой политики — удержание сотрудников и дополнительная долгосрочная мотивация, — рассказывает управляющий директор рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») по корпоративным рейтингам Павел Митрофанов. — Банки и финансовые группы пришли на этот рынок только после нескольких лет взрывного роста рынка обязательного пенсионного страхования (ОПС). Их интересовали как уже сформировавшиеся активы НПФ в качестве источника длинного и относительно дешевого фондирования, так и потенциал роста рынка ОПС и привлечения новых активов».
Пенсионные активы НПФ — это источник длинных инвестиционных и кредитных ресурсов. «Для компаний негосударственные пенсионные фонды — эффективный инструмент кадровой политики, который помогает решать многие управленческие задачи в отношении персонала, а также источник инвестиционных ресурсов», — отмечают в НПФ «Сбербанк».
В ожидании новой реформы
Пока ситуация складывается следующим образом. Накопительную часть пенсий граждан замораживают третий год подряд начиная с 2014-го. Индивидуальная часть тарифа страхового взноса в размере 6% от зарплаты каждого россиянина, которая должна поступать в накопительную часть, идет в распределительную. В 2016 году накопления россиян дадут возможность увеличить доходную часть бюджета, дефицит которого правительству будет трудно удержать в заявленных рамках 3% ВВП, на 342,2 млрд рублей. Однако понятно, что такая «заморозка» вызывает негативную реакцию у самих пенсионных фондов и у россиян, которые хотели бы инвестировать свои накопления в НПФ и получать более высокую доходность.
В органах власти идут дискуссии по поводу дальнейшей судьбы накопительных пенсий. Социальный блок правительства (вице-премьер Ольга Голодец, Министерство труда и социальной защиты) ратует за «заморозку», так как она позволяет поддерживать социальный уровень жизни пенсионеров, и даже за отмену накопительных пенсий. Финансовый блок (Минфин и ЦБ) считает, что работающим россиянам надо дать возможность распоряжаться своими деньгами и формировать накопления на старость. В результате в СМИ время от времени появляется информация о возможных вариантах новой пенсионной реформы. Самая последняя — о «концепции индивидуального пенсионного капитала», которую якобы разработали Минфин и ЦБ и которая превращает пенсионные накопления в полноценную частную собственность граждан. НПФ в этой концепции отводилась роль управляющих компаний, которые будут распоряжаться личными пенсионными накоплениями граждан. Однако впоследствии эта информация была опровергнута.
Как выживают пенсионные фонды
Постоянный пересмотр правил игры и полная неопределенность относительно дальнейшей судьбы пенсионного рынка по-разному повлияли на стратегии его участников.
Во-первых, ограниченный потенциал роста рынка изменил условия окупаемости инвестиций в пенсионный бизнес, заставив многих инвесторов продавать мелкие фонды. На рынке НПФ в текущие «замороженные» годы происходило много крупных слияний и поглощений.
Во-вторых, наблюдается тренд на выстраивание «вертикально интегрированных» финансово-промышленных холдингов, где пенсионный бизнес — лишь один из элементов. При этом доходность для бенефициаров НПФ может генерироваться и на уровне управляющей компании фонда, и на уровне проектов, которые финансируются на средства фонда, и в банке, где фонд размещает часть своих активов.
Драйвером пенсионного рынка пока остается обязательное пенсионное страхование. Дальнейшее развитие будет зависеть от решений государства. Замораживание накопительной пенсии не оказывает прямого влияния на модель развития бизнеса НПФ, хотя темпы роста ниже, чем до «заморозки». В таких условиях НПФ начали развивать негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе индивидуальные пенсионные планы и корпоративные пенсионные программы.
«Логика развития рынка сегодня во многом зависит от решений правительства — мы понимаем, что законодательство будет меняться и система претерпит изменения, отрасль для них созрела, и мы их ждем, — говорит генеральный директор НПФ «Будущее» Николай Сидоров. — Пока же идет обсуждение в правительстве, мы продолжаем развиваться, привлекая клиентов по ОПС, но развиваем и индивидуальное пенсионное обеспечение».
«Для развития бизнеса и наращивания объемов пенсионных средств у негосударственных пенсионных фондов есть несколько путей, — отмечает генеральный директор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. — Наш фонд продолжает активную работу в рамках ОПС и одновременно направляет усилия на развитие негосударственных пенсионных программ: как личных, так и корпоративных». По ее словам, перспективность этого направления обусловлена тем, что негосударственное пенсионное обеспечение в России находится на стадии формирования, объем рынка на сегодняшний день небольшой. Значит, есть куда расти. Для работодателей негосударственная пенсия является эффективным инструментом решения управленческих и кадровых задач, если он организует для своих сотрудников корпоративную программу.
Позитивно влияет на стратегии негосударственных пенсионных фондов еще одно важное изменение. Речь идет о создании системы гарантирования на пенсионном рынке. Чтобы соответствовать требованиям регулятора и попасть в систему гарантирования и пройти комплексную проверку Банка России, многим фондам пришлось проделать серьезную работу по улучшению качества активов, развитию систем управления рисками, отладить бизнес-процессы. «В результате крупнейшие пенсионные группы стали одними из ключевых инвесторов в инфраструктуру и проекты государственно-частного партнерства в России», — поясняет Павел Митрофанов.
Одна пенсия хорошо, а две — лучше
Возможности пенсионного выбора для россиян практически сведены к нулю ежегодными мораториями. «Но, если вдруг такая возможность опять возникнет не в теоретическом, а в практическом плане, конечно, нужно не лишать себя возможности диверсифицировать пенсионный капитал и сказать «да» формированию накопительных 6% зарплаты в деньгах, а не в пенсионных баллах», — уверяет Павел Митрофанов.
По словам Николая Сидорова, в условиях «заморозки» накопительная пенсия не пополняется ни у кого — ни у клиентов НПФ, ни у тех, кто выбрал накопительную пенсию, но оставил ее под управлением государственной УК. Так что о моратории не стоит говорить как об аргументе против НПФ, полагает он. «Если человек не успел сохранить свою накопительную пенсию, то есть не перешел в НПФ, не передал накопления частной или государственной управляющей компании, он все равно может повлиять на размер пенсии с помощью негосударственного фонда — перевести накопления, которые у него уже были накоплены, — продолжает эксперт. — Далее фонд будет начислять инвестиционный доход, и за счет накопленных денег пенсионер будет получать дополнительный доход».
Поэтому, по мнению Сидорова, с точки зрения денежной альтернативы пенсионным баллам, в которых формируется страховая пенсия, НПФ по-прежнему интересны для клиентов.
Согласны с этой точкой зрения и в Сбербанке. «Надо отдавать пенсию в НПФ хотя бы потому, что будет не одна, а две пенсии», — говорят там. И в доказательство приводят простой пример. С 2015 года страховая часть рассчитывается по новой формуле в баллах. Стоимость накопленных баллов определяется законодательно. Например, в 2016 году стоимость балла должна быть увеличена по сравнению с прошлым годом на индекс инфляции (12,3%), а увеличилась только на 4%. Страховая пенсия в очень незначительной части зависит от заработной платы, и то если заработная плата не превышает суммы, установленной законом. Максимальный размер этой суммы в 2016 году — 66,3 тыс. рублей в месяц. Накопительная пенсия зависит только от заработной платы и доходности пенсионных накоплений. Ну а доходность пенсионных накоплений в НПФ пока исторически выше, чем доходность пенсионных накоплений в Пенсионном фонде России.
Комментарии
1