Менеджмент

Можно ли устранить разрыв при реализации стратегии?

В корпоративных кругах, стратегическое планирование и реализация стратегии обычно рассматриваются как два отдельных вида деятельности. Первый происходит в среде руководства компании, а второй выполняется ее обычными сотрудниками. Взаимосвязь между двумя этими звеньями цепи часто нарушается, вследствие чего возникает явление, получившее название «разрыв при реализации стратегии».
Можно ли устранить разрыв при реализации стратегии?
Фото Евгения Смирнова, Кублог

В корпоративных кругах, стратегическое планирование и реализация стратегии обычно рассматриваются как два отдельных вида деятельности. Первый происходит в среде руководства компании, а второй выполняется ее обычными сотрудниками. Взаимосвязь между двумя этими звеньями цепи часто нарушается, вследствие чего возникает явление, получившее название «разрыв при реализации стратегии». Оно обоснованно является предметом обеспокоенности высшего руководства, которое считает, что работники просто не умеют правильно реализовать выработанный им почти безупречный план.

Те же, кому приходится работать непосредственно с клиентами и партнерами фирмы, в свою очередь утверждают, что доведенная до них программа - нечеткая и трудно реализуемая. Из-за такого взаимного непонимания, стратегическое развитие компании приостанавливается, а многие возможности по завоеванию рынка оказываются упущенными.

Специалистами предложено множество подходов к разрешению данной проблемы. В идеальном случае, такой разрыв должен быть полностью устранен. Для этого разработка и реализация стратегии компании должны быть тесно взаимосвязанными, чего можно добиться, применив инструменты управления бизнес-процессами (УБП).

Общая концепция

Любую организацию можно рассматривать как совокупность процессов, совместное функционирование которых дает определенный конечный продукт.

Такая система процессов является воплощением корпоративной стратегии, то есть уникального, присущего только данной фирме, способа предоставления ценности своим потребителям с одновременным извлечением финансовой выгоды.

К сожалению, оптимизация бизнес-процессов производится редко, поэтому подобная система зачастую функционирует не так, как задумывалось. Некоторые важные элементы корпоративной машины могут работать хуже, чем от них ожидают, а это способно повлиять на конечный результат и привести к снижению той ценности, которую ищут покупатели. Соответственно, огромные резервы повышения эффективности своей деятельности организация может мобилизовать за счет выравнивания качества труда всех своих структурных единиц.

Изначально, управление бизнес-процессами задумывалось для улучшения некоторых функций бизнеса за счет сокращения себестоимости, повышения качества, увеличения пропускной способности и другой операционной деятельности. Для достижения поставленной цели надо вносить определенные корректировки в производственный цикл.

Конкурентоспособность конечного продукта/услуги можно существенно улучшить не только путем ввода других входных параметров, но также подстройкой существующего производственного цикла.

Кроме этого, добиться улучшения впечатления клиента можно, предложив новые способы доставки продукта или запустив дополнительные каналы продаж. Подобные усовершенствования можно рассматривать как настройки, обеспечивающие выполнение генеральной линии.

Рассмотрим пример

Крупная розничная торговая сеть хочет запустить новый баннер, направленный на потребителя высшей категории. Такому мероприятию поспособствует внесение следующих регулировок:

  • Стратегическое планирование: анализ клиентов и конкурентов, выработка ценностного предложения.
  • Разработка торговой точки: выработка планировки торговой точки с учетом новой концепции.
  • Маркетинг: создание бренда, стратегии бренда, наглядного оформления, ключевых посылов.
  • IT: создание сайта для продвижения концепции.
  • Мерчендайзинг: определение и закупка товара для наполнения магазина.
  • Цепочка поставок: анализ и выработка плана управления товарными запасами, включая маршруты дистрибьюции.

Преимущества управления бизнес-процессами

Основное преимущество данного подхода заключается в возможности более точно и четко определять действия, с помощью которых возможно повлиять на конкретные процессы, а также понимать, что можно получить на выходе.

Таким образом, необходимо обозначить возможные процессы и что необходимо получить на выходе. Это позволит выявить все мероприятия, которые положительно влияют на реализацию стратегии.

Одновременно, можно назначить конкретные подразделения или сотрудников компании, которые будут участвовать в такой реализации.

Еще одним преимуществом можно считать создание связки между стратегическими намерениями и их исполнением.

Если стратегия задана верно, то ее успешного воплощения можно добиться путем коренного изменения повседневных методов работы персонала. В результате, можно получить желаемую взаимосвязь между стратегией и ее исполнением.

Внедрение

Планирования на основании УБП потребует некоторой подготовительной работы. Должны быть базовые навыки управления процессами, а также понимание структуры процесса и его возможности производить конкретные товары или услуги. Наличие такого базиса позволит наметить шаги, которые будут служить в качестве регулировок.

Многие команды лидеров оказываются неготовыми к работе на уровне процессов. Хорошо, если организация имеет экспертов по «6 сигма» или экономичному производству, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Они способны выступить в роли тренеров для персонала нижнего уровня. Такой подход принесет существенные выгоды.

Вывод

Применяя на предприятии оптимизацию бизнес-процессов, руководители высшего звена получают дополнительные возможности для гибкого и точного управления организацией, что крайне важно в условиях высокой конкуренции на сегодняшнем рынке.

Начать дискуссию