Виза, деньги, лень
Отсутствие визового барьера — одна из самых главных слагаемых экономического успеха любой страны, желающей привлечь к себе туристов. Многие государства, де-факто сохраняя визовый режим, идут на серьезные послабления для тех иностранцев, которые собираются приехать к ним, чтобы потратить заработанные деньги. К примеру, Кипр уже давно практикует такую «облегченную» форму выдачи виз — они делаются в течение одного рабочего дня. А недавно власти этой страны ввели для россиян так называемые провизы — документы, дающие право получить визу при пересечении границы.
На свете есть много мест, где можно отдохнуть хорошо и недорого, однако, по статистике, все эти курорты вместе взятые стабильно проигрывают Турции в конкурентной борьбе за российских отдыхающих. Даже временное закрытие турецких курортов не особо повлияло на предпочтения россиян. А все потому, что Турция — одна из туристических стран, для посещения которых россиянам не нужна виза.
По данным экспертов компании VisaToHome, специализирующейся на оказании сервисно-визовых услуг, в минувшем году общее падение визового рынка составило 37% по отношению к 2014 г. После того, как в сентябре 2015 г. для получения шенгенских виз была введена обязательная процедура сдачи биометрических данных, весь IV квартал отмечалось падение спроса на 39% по сравнению с IV кварталом 2014 г., притом что в IV квартале 2014 г., как мы помним, для россиян наступили не самые простые времена: наблюдалась валютная волатильность, и курс российской валюты приближался к отметке 100 руб. за евро. В сравнении с докризисным 2013 г. статистика выглядит еще более печально: по отношению к IV кварталу 2013 г. визовый рынок в конце прошлого года упал более чем на 57%.
Эксперты склонны предполагать, что такие результаты были обусловлены самыми банальными причинами. Доходы населения в валютном эквиваленте критически сократились, россиянам пришлось максимально снижать бюджеты на развлечения и отдых, и путешествия стали первой из расходных статей, которые пошли «под нож». В итоге общее годовое падение визового рынка по сравнению с докризисными временами составило 48%.
Антирейтинг стран
Из популярных направлений самое большое снижение продемонстрировала Болгария — минус 64% по сравнению с прошлым годом. Болгарские курорты традиционно являются одним из самых бюджетных направлений. Эта страна являлась безусловным фаворитом представителей старшего поколения, которые ценили ее прежде всего за низкую стоимость путевок и отсутствие языкового барьера. По мнению представителей VisaToHome, такое серьезное падение спроса на визы в Болгарию у путешественников «ярко показывает, на ком в первую очередь отражается нынешняя экономическая ситуация в стране».
На втором месте антирейтинга находится Греция — объем запросов на получение виз в эту страну упал в прошлом году на 58% по сравнению с 2014 г. Греция была одним из самых популярных направлений для среднего класса, который также очень сильно пострадал в кризис.
Третью и четвертую позиции заняли Испания и Франция (падение на 43 и 40% соответственно). Эти страны были одними из главных туристических направлений, в том числе и для состоятельных россиян, но курс евро заставил многих отказаться от поездок в Европу. Не последнюю роль сыграло и усложнение процедуры получения шенгенской визы. К примеру, жителям Магнитогорска для получения пропуска в «шенген» нужно ехать в Уфу, Челябинск или Екатеринбург, где можно сдать отпечатки пальцев. Это не только удлиняет процесс получения визы, но еще и существенно сказывается на его цене. Средний объем сервисных расходов на получение виз для семьи из четырех человек составляет 30 тыс. руб., но к этой стоимости нужно еще приплюсовать затраты на проезд до регионального центра и обратно, а также возможные издержки на нахождение там в течение одного-двух дней.
Менее всего падение спроса сказалось на выдаче виз в Польшу: фиксируемое снижение спроса составило всего 13%. Удержать потери на минимальном уровне во многом помогли жители Калининградской области, где традиционно выдается максимальное количество польских виз. Жители этого региона в силу его приграничного положения тесно связаны с Польшей торговыми и деловыми отношениями.
На÷этом фоне вперед вырвались прибалтийские страны. Так, положительную динамику показала Эстония — плюс 36% по сравнению с 2014 г. Эксперты VisaToHome связывают такой скачок спроса с переориентацией туристов на более бюджетные европейские направления.
В нынешнем году ряд экспертов прогнозируют относительную стабилизацию российского визового рынка. Плюсом станет то, что россияне уже отчасти освоились в «новой экономической реальности», а значит, при отсутствии экономических шоков падение спроса должно замедлиться. Ну, а негативным фактором будет продолжающееся снижение доходов и уменьшение покупательной способности большинства наших сограждан. Когда все дорожает, а зарплаты не растут, приходится отказываться от удовольствий.
Начать дискуссию