«Умный дом» за последние 10-15 лет успел превратиться из красивой концепции во вполне осязаемый рынок. Мировой рынок ПО, устройств, материалов и технологий для «умного дома» сегодня уже превышает $70 млрд. Куда движется основной технологический тренд в этой сфере и каковы шансы российских разработчиков занять сколько-нибудь заметную долю этого рынка?
Идея автоматизированного дома, который будет заботливо подогревать пол, варить кофе к пробуждению владельца и вообще возьмет на себя всю домашнюю рутину, будоражила умы инженеров и домохозяек на протяжении всего XX века. Еще в 1893 году американский журнал Answers делился мечтами о доме будущего, в котором плита включается по нажатию кнопки в спинке кровати, а двери и окна работают с помощью автоматических электроприводов. В 1959 году на Американской национальной выставке в Москве была представлена «Чудо-кухня», дизайнеры которой обещали, что через несколько лет вся домашняя работа будет выполняться домашними машинами-роботами по голосовой команде или взмаху руки.
Полвека спустя можно констатировать: нужные технологии появились, однако доступ к ним миллиарды домовладельцев до сих пор не получили. По данным исследовательской компании Forrester, только 6% домохозяйств в США имеют умные устройства, в том числе подключенную к интернету бытовую технику, системы наблюдения, датчики и сенсоры, экономящие электроэнергию, и т. д. В России эта цифра, по оценкам экспертов, не выше 0,1%. В 2015 году объем продуктов и услуг для умного дома достиг $60 млрд — неплохо для развивающегося рынка, но капля в море по сравнению с продажами обыкновенных, не подключаемых к интернету устройств для домохозяйств (один лишь рынок бытовой техники для кухни в 2015 году достиг $212 млрд, согласно Euromonitor). Консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers утверждает, что проблема «в головах»: большинство домовладельцев привыкли к традиционному укладу жизни и уровню комфорта и не хотят его менять. По результатам опроса, который компания провела в Великобритании, 72% населения не планирует тратить деньги на умные устройства и технологии для дома в течение ближайших пяти лет и не верит, что интернет станет неотъемлемой частью не только их смартфонов и ноутбуков, но и бытовых устройств. Останавливает их еще и то, что умная техника для дома пока слишком дорога. Один из холодильников Samsung, который автоматически следит за сроком годности всех помещаемых в него продуктов и составляет список покупок для похода в магазин, стоит около $5 тыс. Вдобавок крупную бытовую технику люди заменяют в принципе нечасто, эксплуатируя ее не менее семи–десяти лет. В итоге сверхсовременные устройства проникают на рынок долго и могут рассчитывать лишь на небольшую его нишу — зачастую устаревая раньше, чем окупают затраты на разработку.
Тем не менее, крупнейшие технологические корпорации по всему миру, равно как и производители бытовых приборов и техники, не оставляют попыток победить безразличие пользователей и завоевать массовый сегмент рынка. На Западе инвестиции в технологии для умного дома проливаются щедрым дождем. Одну из крупнейших покупок в отрасли осуществила компания Google: в 2014 году она приобрела
за $3,2 млрд стартап Nest, производителя умного термостата, который автоматически регулирует температуру в квартире и подстраивается под предпочтения владельца. Еще за $550 млн компания купила Dropcam, разработчика домашних систем видеонаблюдения (в дальнейшем его сделали одним из подразделений Nest). Продажи термостата, впрочем, шли совсем не так бойко, как ожидала Google: за 2015 год, как утверждает исследовательская компания Strategy Analytics, было куплено всего 1,3 млн этих умных устройств по средней розничной цене в $250. В результате маркетинговых неудач основатель Nest Тони Фэйдел в начале этого лета покинул свой пост.
Крепки стены умом
Подключенные бытовые приборы и устройства — верхушка айсберга технологий и продуктов, предназначенных для умного дома. Концепция умного дома базируется на четырех основных элементах. Первый — это эффективное потребление ресурсов: всевозможные датчики и сенсоры следят за потреблением электричества, воды, тепла, обнаруживают «протечки», то есть источники растраты энергии, и по возможности снижают расход ресурсов. Например, тот же Nest ночью и в отсутствие людей снижает мощность батарей отопления или вообще отключает их. Второй — организация охраны: видеонаблюдение, сигнализация, «тревожная кнопка», система конт-роля доступа в подъезд, на этаж и в квартиру и т. д. Эти системы, как правило, привязаны к смартфону владельца и могут управляться дистанционно: прежде чем отправлять сигнал в полицию или охранное агентство, камера покажет картинку владельцу, чтобы он подтвердил возникновение опасной ситуации. Развернуться фантазии в этом сегменте есть где — от «навороченных» охранных систем до элегантных гаджетов. Так, швейцарский промышленный дизайнер Ив Беар создал устройство August Smart Lock: оно устанавливается на замок входной двери, распознает смартфон хозяина и открывает дверь только по электронному ключу. Зашифрованный ключ можно прислать своим друзьям и родственникам.
Третий базовый элемент умного дома — техническая безопасность: защита от короткого замыкания, протечки воды и других нарушений работы всех инженерных систем и электроприборов. Российский стартап xTurion, к примеру, предлагает «замыкать» все датчики, связанные с технической безопасностью, на умном роботе: он будет самостоятельно вести мониторинг помещения и определять степень опасности возникшей ситуации. Наконец, четвертый элемент умного дома связан с устройствами, позволяющими повысить комфорт в быту: роботы-уборщики (уже созданы не только роботы-пылесосы, но и те, что умеют чистить бассейн и мыть окна), домашние голосовые помощники, напоминающие пожилым людям о необходимости принять лекарства или позвонить родным, посудомоечные машины, автоматически распознающие загрузку грязной посуды.
Умными в доме могут быть не только отдельные устройства или инженерные сети, но и вообще все поверхности — прежде всего, за счет сверхсовременных стройматериалов. В Наньянском технологическом университете в Сингапуре уже создали специальные плоские микрокомпоненты, которые можно вмонтировать прямо в бумагу для обоев, ковровое покрытие или ламинатную доску для того, чтобы наделять поверхности «интеллектом» и общаться с ними, как с голосовым помощником из смартфона. В Суррейском университете в Великобритании под обои приспособили ультратонкие графеновые листы: они будут отыскивать излишки тепловой энергии в квартире и перерабатывать их в электричество. В германском Институте им. Хассо Платтнера разработали проект умного пола, который является гигантским сенсорным экраном: он распознает пользователей по их весу, анализирует их позы и способен активно взаимодействовать с ними — например, может предложить детям поиграть с виртуальным мячиком или включить любимый канал, если пользователь сел на диван перед телевизором. Большинство таких проектов, правда, сегодня находится в стадии разработки и еще не достигло рынка.
Гораздо более красочными рисуются рыночные перспективы для компактных и недорогих умных гаджетов для дома. Речь идет об устройствах, связанных с автоматизацией ежедневных рутинных действий: чайник, который сам кипятит воду к определенному часу, утюг, подающий сигнал тревоги, если вы забыли его выключить. В идеале такие приборы не только подчиняются однократным командам пользователя, но и являются обучаемыми — накапливают информацию о привычках владельца и оптимизируют свою работу в соответствии с ними. Из-за относительной дешевизны и простоты подобные устройства имеют более высокие шансы завоевать массовый рынок.
Общение не складывается
Чем больше в умной квартире различных устройств, тем острее встает проблема их совместимости. Устройства для умного дома пользуются разными протоколами беспроводной связи (подробнее см. во врезке «Вавилонская башня») для того, чтобы передавать и получать информацию из сети. И эти протоколы часто не совпадают с теми, которые предусмотрены в смартфонах и планшетах. Умные вещи в доме подключаются в сеть по протоколам ZigBee, Z-Wave, Bluetooth Low Energy и некоторым другим, предназначенным для узкого ряда устройств. Все они являются альтернативой связи по Wi-Fi и Bluetooth (прежние стандарты неэффективны при использовании в квартире или доме из-за слишком активного потребления энергии, низкой проходимости и риска потери сигнала, слишком высокой степени защищенности данных и других факторов). Однако при наличии дома множества инструментов, общающихся на разных языках, очень трудно представить сеть, которая умела бы объединять их все. Такой сети пока и не существует, но попытки ее создания предпринимаются регулярно. В последние два–три года большинство крупнейших хайтек-компаний анонсировали новые разработки, призванные свести «несоединимые» умные устройства воедино.
Один из наиболее известных протоколов SmartThings предложен Samsung: он позволяет связать различную бытовую технику, от холодильника до лампочки, через центральный порт управления и контролировать ее со смартфона с помощью мобильного приложения. Запатентовав протокол, Samsung создает на его основе собственные устройства, получает роялти с каждого устройства стороннего производителя, совместимого с протоколом и «включающегося» в сеть SmartThings, — а за стандартом ключевого игрока действительно потянулись многие. Google и Apple тем временем взялись за конкурирующие разработки. Компания Apple решила вложиться не в производство умной бытовой техники или специального «связующего устройства», а в создание платформы HomeKit. Это программное обеспечение, которое устанавливается с помощью специальных приложений на умные устройства сторонних разработчиков, а также встраивается в «Айфоны» и «Айпады», превращая их в контроллеры. Платформа позволяет настраивать работу целых групп устройств, поддерживающих стандарт. Например, вы сами с помощью «Айфона» можете «обязать» лампочку у входной двери включаться, если датчик движения зафиксировал перемещение в своем поле зрения. Осенью 2015 года альтернативную операционную платформу Brillo, основанную на стандарте Weave, предложила Google. По задумке, работает она примерно так же, как и HomeKit, но только c Android-смартфонами и планшетами. Несколько больших производителей домашней техники и электроники, включая LG и Asus, уже выразили симпатии новому стандарту и обязались добавить его в список тех, с которыми совместимы их устройства. Специального коммуникационного протокола Thread удостоилась также Nest (дочка Google): с его помощью термостаты и датчики дыма Nest могут общаться с другими приборами, потребляющими малое количество электричества.
В гонку за «самым правильным стандартом» ввязалось множество других производителей, которые выводят на рынок продукты, зачастую поддерживающие только их собственный протокол. Например, товары линейки Panasonic Smart Home совместимы лишь с другими устройствами того же бренда. Большинство игроков рынка считают такую стратегию невыигрышной: она ведет к удорожанию устройств в долгом периоде. Вместо этого победу прочат, как ни удивительно, онлайн-ритейлеру Amazon: в 2014 году он вывел на рынок беспроводную колонку Echo со встроенным хабом для умных устройств и голосовым ассистентом Alexa, созданным на базе искусственного интеллекта. Колонка способна работать со множеством стандартов и протоколов производителей разнообразных устройств. Голосового помощника можно попросить выключить свет на кухне, если там стоит умная лампочка Philips Hue, или поднять температуру в комнате, если вы пользуетесь термостатом Nest, а также управлять несколькими десятками других приборов. В систему Echo активно интегрируются не только производители бытовой техники, но и операторы самых разных услуг: Alexa может воспроизвести музыку из Spotify, вызвать такси Uber, заказать пиццу Domino’s… За полтора года компания Amazon продала более трех миллионов устройств и доказала успешность кросс-платформенного подхода к стандартизации умного дома.
Каждым из хайтек-гигантов, решивших сыграть на поле технологий для умного дома, руководят собственные мотивы. Echo помогает Amazon лучше узнать потребительские привычки пользователей, чтобы предлагать потратить деньги на товары, которые нужны именно им. Компания Google, зарабатывающая преимущественно на рекламе, также стремится пополнить свои массивы данных новой информацией и более эффективно таргетировать рекламные объявления. Apple расширяет возможности iOS-устройств, создавая экосистему с уникальными функциями там, где ее не было прежде. Впрочем, выгоды это не слишком материальные: всем игрокам еще только предстоит нащупать способы монетизации решений для умного дома. Высокой прибылью на новом рынке не может похвастаться ни один из его участников, а теории о наиболее эффективных бизнес-моделях для умного дома лишь начинают строиться.
Ум в обмен на лояльность
Подключенные домашние устройства действительно открывают дорогу для появления совершенно новых моделей коммерциализации продуктов и услуг. Возможно, в будущем нам вообще не придется платить за умную бытовую технику — в обмен на долгосрочные контракты с провайдерами услуг. Хольгер Нопке, вице-президент подразделения технологий для умного дома Deutsche Telekom (DT), видит ключевую возможность рынка в интеграции систем управления взаимоотношений с клиентами (CRM-систем) напрямую в продукты, которыми пользуются домовладельцы. «С их помощью можно будет создавать новые программы лояльности и делать персонифицированные предложения клиентам», — отмечает он в докладе DT. На практике это означает, что в умном доме все чаще будет использоваться модель «продукт как услуга»: вместо того чтобы продавать умные устройства и технику, ритейлеры станут сдавать ее в аренду или лизинг, взимая лишь плату за пользование. Возможен и другой сценарий. Ряд американских агентств недвижимости уже предлагает взять в аренду квартиру с предустановленными умными системами. А если речь идет о многоквартирных домах, то все жильцы смогут пользоваться умными функциями своего дома на основе принципов шеринга (совместного пользования).
Удачно вписывается в концепцию умного дома монетизация по модели подписки. Умные посудомоечные машины смогут автоматически, без участия владельца заказывать таблетки, соль и порошок; кофеварки — зерна кофе; холодильник — яйца и молоко. Чтобы такая модель работала эффективно, производители бытовой техники будут заключать партнерские контракты с торговыми сетями, обеспечивая для покупателя скидку на умную технику. На практике партнерство выглядит примерно так: вы с 50-процентной скидкой получаете кофеварку или холодильник, но обязуетесь в течение пяти лет оплачивать продукты, которые устройства заказывают для вас. Совместные программы лояльности и партнерства с торговыми сетями, видимо, будут практиковать и операторы сотовой связи, предоставляющие услугу домашнего интернета. Для них это способ сохранить положение на рынке в условиях падения доходов от традиционного голосового трафика.
Долгосрочные контракты можно заключать не только с ИТ-провайдерами, но и с компаниями, обслуживающими инженерные сети дома. Например, умный дом сообщает вашей управляющей компании о том, что через одну из стен происходят заметные утечки тепла. Компания вызывает подрядчика и укрепляет термоизоляцию здания, а вы начинаете меньше платить по счетам за электроэнергию. Система также может оповестить сантехника о том, что одна из труб в доме износилась, и тот отремонтирует ее, предотвратив протечку воды. Выгода очевидна и для страховых компаний. Если умный датчик подскажет владельцу, что тот забыл закрыть окно на первом этаже особняка, это автоматически снизит вероятность воровства. Снижение потенциальных выплат по страховым случаям — хорошая мотивация для страховщиков, которые могут поставлять умные устройства бесплатно вместе с контрактами и даже обязывать клиентов устанавливать их.
Наконец, на рынке умного дома найдут нишу компании, предлагающие специфические услуги по обслуживанию интеллектуальных систем. Они займутся архивированием видеозаписей с камер безопасности, хранением данных в виртуальных облаках, мониторингом всех систем умного дома, когда хозяин в отпуске и не имеет стабильного доступа к интернету. Но появление этих ниш прямо зависит от того, насколько гостеприимно новые технологии будут встречены домовладельцами — и как скоро они займут место в каждом доме.
Вавилонская башня
Умный дом, который «населен» множеством устройств, работающих по разным стандартам и протоколам связи, напоминает библейский сюжет с Вавилонской башней, строители которой общаются на разных языках и не могут договориться. Построить «башню» умного дома действительно непросто. Каждый из гаджетов использует беспроводной трансмиттер и ресивер данных, которые в идеале потребляют минимальное количество энергии, чтобы устройство могло функционировать годами без замены батарейки. При этом сигнал должен проходить через стены, пол и потолок здания на уникальной частоте, не смешиваясь с другими беспроводными сетями. Данные должны быть зашифрованы, а сеть способна «вмещать» десятки, а то и сотни различных устройств. Сегодня существует несколько стандартов связи, на каждый из которых полагаются различные производители умных устройств.
1 Z-Wave — один из самых популярных беспроводных стандартов связи, с которым совместимо более 1 300 различных умных устройств, продающихся на рынке. Сигнал по этому стандарту передается на расстояние в тридцать метров и защищен по технологии шифрования, используемой в онлайн-банкинге. Все устройства, совместимые с Z-Wave, способны общаться друг с другом и объединяться в так называемую «ячеистую сеть», работа которой тем лучше и надежнее, чем больше в ней устройств (каждое способно не только получать сигнал сети, но и передавать его дальше). Впрочем, емкость сети ограничена 232 устройствами.
2 ZigBee — стандарт, очень похожий на Z-Wave, с небольшими отличиями: сигнал передается лишь на десять метров, зато в сеть могут подключаться до 65 тысяч устройств. Как и в случае с Z-Wave, для коммуникации необходим внешний «посредник» — хаб, на котором «замыкаются» сигналы от всех устройств. Главное отличие ZigBee состоит в том, что это открытый стандарт, в то время как Z-Wave — защищенный патентом. Поэтому использование ZigBee значительно дешевле для сторонних разработчиков. Стандарты ZigBee и Z-Wave несовместимы друг с другом, однако существуют хабы, которые поддерживают оба стандарта.
3 Bluetooth — широко известный стандарт, который пережил второе рождение в устройствах для умного дома после появления новейшей версии протокола Bluetooth Low Energy (LE). Bluetooth значительнее удобнее ZigBee и Z-Wave, если речь идет об устройствах, с которыми пользователь взаимодействует в непосредственной физической близости, — например, об умных дверных замках. Передача данных по этому протоколу идет быстрее, чем альтернативными способами, канал лучше защищен и более надежен, к тому же взаимодействие между умными смартфоном и замком ведется напрямую, без необходимости задействовать внешний хаб. Разработчики заявляют, что Bluetooth LE также позволит формировать ячеистые сети устройств, что значительно увеличит дистанцию, на которой действует его сигнал.
Bluetooth — широко известный стандарт, который пережил второе рождение в устройствах для умного дома после появления новейшей версии протокола Bluetooth Low Energy (LE). Bluetooth значительнее удобнее ZigBee и Z-Wave, если речь идет об устройствах, с которыми пользователь взаимодействует в непосредственной физической близости, — например, об умных дверных замках. Передача данных по этому протоколу идет быстрее, чем альтернативными способами, канал лучше защищен и более надежен, к тому же взаимодействие между умными смартфоном и замком ведется напрямую, без необходимости задействовать внешний хаб. Разработчики заявляют, что Bluetooth LE также позволит формировать ячеистые сети устройств, что значительно увеличит дистанцию, на которой действует его сигнал.
Начать дискуссию