Автоматизация учета

Почему проваливаются CRM-проекты?

Для ряда компаний внедрение CRM не приносит желаемого результата и является лишней статьей расходов. Давайте рассмотрим несколько вариантов, почему же проваливаются или превращаются в долгострои CRM-проекты.
Почему проваливаются CRM-проекты?
Фото Бориса Мальцева, Кублог

Ольга Артюшкина, Директор офиса внедрения и сопровождения компании «1С-Рарус» в г. Санкт-Петербурге Почему проваливаются CRM-проекты?

Для ряда компаний внедрение CRM не приносит желаемого результата и является лишней статьей расходов. Давайте рассмотрим несколько вариантов, почему же проваливаются или превращаются в долгострои CRM-проекты.

Не сформированы цели и задачи проекта

Когда нет четких целей и задач проекта, нет и критериев, по которым можно будет оценить результат. В итоге ситуация может сложиться плачевная, вплоть до того, что формально исполнитель проекта выполнит требования и красиво уйдет, а вам придется сидеть с системой, которая вам не подходит. Желаемого вы не достигли, а бюджет потрачен.

Чтобы CRM заработала, помогала достигать поставленных целей, требуется участие многих лиц и некоторое время. Перемены необходимы в самой компании. Например, если менеджеры по продажам не хотят продавать, бесполезно внедрять CRM – надо работать с самими менеджерами, с их мотивацией, вплоть до смены сотрудников.

Выбрали систему, да не ту

Иногда и цели есть, и критерии результативности ясны, а все равно заказчик выбирает неподходящую систему. Например, топ-менеджер, ответственный за проект, руководствуется мнением коллег и партнеров или “красотой” интерфейса  вместо потребностей компании. Частая ошибка – покупка менее дорогой версии программы с ограниченным функционалом или, наоборот, слишком дорогой с избыточным функционалом. Нехватка функций и их избыток одинаково нежелательны.

Другая распространенная ошибка: заказчик при выборе CRM забывает о необходимости последующего ее взаимодействия с другими, уже внедренными системами (или планируемыми к внедрению). То есть компания покупает CRM-систему, которую придется дорабатывать под ее задачи и ее IT-структуру вместо того, чтобы подобрать систему, максимально подходящую по своему типовому функционалу. Доработка системы – это определенные издержки и время.

Некоторые заказчики не пользуются возможностями выбора CRM, хотя подбор – это бесплатно и полезно. Презентация системы, проведенная интегратором, позволит получить представление о различных вариантах поставки и поможет сделать правильный выбор.

Многие компании-интеграторы предлагают услугу предпроектного обследования. Его задача –  помочь заказчику понять, что конкретно необходимо сделать для перехода из текущего состояния работы системы в будущее, определить цели и задачи автоматизации, бюджет и сроки, выбрать систему автоматизации.

Нет поддержки лидера компании

Участие лидера – неотъемлемая составляющая успешного проекта.  В идеале именно первое лицо компании – человек, который выполняет роль руководителя проекта. Когда лидер не считает внедрение CRM необходимым, это чувствует каждый сотрудник. В таком случае никто не будет серьезно относиться к проекту, и он, скорее всего, провалится. На что лидер только разведет руками: ну что ж, я так и думал. Это – тот случай, когда настрой одного человека может определить судьбу проекта.

CRM не работает, пока в ней не работают

Для того, чтобы сотрудники использовали систему если не на 100%, то хотя бы на 70%, нужно их замотивировать. В конце концов, мало кто любит перемены.

Сотрудник не начнет работать с системой по щелчку пальцев и не будет разбираться сам. Поэтому хороший интегратор предложит обучить сотрудников, разработает инструкции для различных групп пользователей. Такие инструкции должны учитывать и особенности деятельности компании, и специфику бизнес-процессов, и статус сотрудника и много чего еще, вплоть до уровня компьютерной грамотности человека. Ну а вам следует подумать о мотивации: как впечатлить сотрудников настолько, чтобы им было интересно осваивать новую систему.

Внедрили все, что можно

Чтобы система соответствовала поставленным задачам, не обязательно доводить ее до “избыточного” состояния. Функционал должен быть оптимальным, а не перенасыщенным. В противном случае возникают проблемы и с быстродействием, и с обучением сотрудников, и с логикой бизнес-процессов. Вот почему перед внедрением лучше всего пройти предобследование: это позволит определить, что действительно нужно бизнесу, какой функционал системы будет оптимальным.

Неправильное распределение ресурсов

Если при старте проекта были неправильно расставлены приоритеты, то в итоге у компании не хватает мощностей, чтобы довести проект до конца. Он становится долгостроем, пожирающим бюджет и загружающим сотрудников. Или попросту умирает в качестве жертвы антикризисной оптимизации. Чтобы такого не случилось, вернемся к четкому формированию целей и задач, определению приоритетов и распределению ресурсов между ними.

Если Ваш бюджет ограничен, придется идти на компромисс. Глобальных приоритетов три: функциональность системы, срок реализации проекта и бюджет. Если низкий бюджет – вынужденный приоритет, то из остальных двух придется выбрать что-то одно. И правильным выбором в этом случае станет функциональность: пусть долго, но недорого и в соответствием с требованиями бизнеса.

Отсутствие поддержки и развития

Пользу любого проекта можно свести со временем на нет, если не развивать и не поддерживать систему. Например, любая программа подразумевает регулярное обновление. А еще нужно помнить, что CRM – это, как и сам бизнес, развивающийся организм, а не что-то статичное.

Оптимальный вариант – найти компанию, которая будет обслуживать Вашу систему. Сопровождение системы обычно включает: ответы на вопросы пользователей, обучение, помощь в работе с программой, контроль актуальности обновлений и многое другое.

Самовнедрение

Нет ничего плохого в том, что компания хочет и пытается самостоятельно внедрить систему в свой бизнес, а потом так же самостоятельно ее и поддерживать. Но я советую тщательно взвесить все “за и против” и просчитать риски. Почти в 95% случаев компании, пытавшиеся реализовать проекты без участия интегратора, несли убытки, так как в конечном счете были вынуждены делегировать внедрение CRM подрядчикам. Ту же историю я регулярно наблюдаю и с поддержкой системы: компания нанимает фрилансера, у которого таких заказчиков много, а времени для них мало, или берет в штат человека с высоким окладом, но в итоге дешевле и эффективней оказывается заключить договор на сопровождение со специализированной фирмой.

Если вы принципиально хотите самостоятельно осуществить проект по внедрению системы – стоит, как минимум, этому поучиться. И помните, что полноценный опыт внедрения не заменить никакой теорией.

Мы перечислили примерный список типичных ошибок на различных этапах реализации проекта по внедрению CRM. Желаю Вам их не повторить! Успешной работы и грандиозного CRM-эффекта!

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.