Малый и средний бизнес

Дефект масштаба

Религию современного стартапера, видимо, называют «масштабирование». Ее стартаперам истово проповедуют консультанты, бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, забывая подчас, что это не единственно возможная стратегия. И подходящая далеко не каждой компании.
Дефект масштаба
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Религию современного стартапера, видимо, называют «масштабирование». Ее стартаперам истово проповедуют консультанты, бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, забывая подчас, что это не единственно возможная стратегия. И подходящая далеко не каждой компании.

В последнее время дошло до того, что «масштабирование» в бизнес-среде воспринимается чуть ли не как синоним слова «развитие», но это неверно. Понятие пришло в деловой лексикон из информатики. Там системы называют масштабируемыми, если они способны увеличивать свою производительность пропорционально получаемым дополнительным ресурсам; при этом предполагается, что для наращивания производительности никакой принципиальной перестройки таким системам не требуется. Например, в заранее предусмотренные слоты суперкомпьютера вставляются дополнительные процессоры — и его быстродействие увеличивается.

Будучи спроецированным на бизнес, этот термин сохранил свою изначальную суть. То есть, когда потенциальный инвестор спрашивает у стартапера о возможностях масштабирования, его на самом деле интересует, построил ли тот эффективную бизнес-систему и наготове ли у него свободные «слоты». В качестве таковых следует рассматривать возможность быстрого наращивания продуктовой линейки, нового применения технологии, «подключения» новых каналов  продаж, тиражирования способна к тому, чтобы воспроизводиться и обеспечивать бизнес-процессы, связанные с ростом.

Люди высокого роста

Ошибок в процессе строительства компании не счесть. Их совершают даже опытные менеджеры, переквалифицировавшиеся в стартаперы, потому что предпринимательство в большинстве случаев требует более широкой квалификации. Довольно распространенная история: стартапер не видит управленческих рисков, не может объяснить, какого типа у него будет оргструктура, как должны выглядеть процессы, какие люди и технологии ему понадобятся; не успев толком с этим разобраться, предприниматель со всем рвением берется масштабировать свой бизнес, потому что в учебниках  по бизнес-модели с помощью франчайзинга или расширения географического присутствия путем открытия филиалов. Сколько нужно ресурсов, чтобы задействовать новый «слот» и какой рост «быстродействия» это даст системе, — задача чисто математическая. Бо́ льшая часть рисков для инвестора кроется как раз в конструкции самой системы: очень может оказаться, что «лавочка» не способна к тому, чтобы воспроизводиться и обеспечивать бизнес-процессы, связанные с ростом.

Быстрый переход к экспансии плохо оформившейся бизнесструктуры в большинстве случаев гарантирует ей недолгую, хотя, возможно, и яркую жизнь. Российский бизнес 1990-х годов дал множество подобных примеров. Вспомним такую знаковую постперестроечную фигуру, как Владимир Довгань. На заре кооперативного движения он начинал в Тольятти с производства технологических линий для пиццерий, затем сам «изобрел» схему франчайзинга (такого слова тогда в нашей стране не знали) и в короткие сроки построил сеть общепита «Дока-пицца», которую до сих пор в нашей стране никто не превзошел по размерам: около тысячи точек, работавших под единым брендом. Сеть эта — увы! — рухнула под собственной тяжестью через несколько лет, потому что у франчайзера не было возможности (а может быть, и желания) управлять этим беспокойным хозяйством, контролировать соответствие стандартам и качество работы франчайзи и т. д.

Это довольно очевидная вещь, но успех масштабирования всегда зависит от наличия или отсутствия в команде подготовленных людей, на которых опирается разрастающаяся система. Отцам-основателям компании, если они сознательно не «прокачивают» себя, для этого в большинстве случаев не хватает компетенций, да и ресурс времени у них ограничен.

Любой основатель стартапа испытывает на себе всю тяжесть кадровых проблем. В большинстве случаев у него нет опыта в подборе персонала, он не умеет «выбирать» и не имеет источников пополнения кадрового состава. А значит, зачастую вынужден действовать по принципу «Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок, и медведица». Быстро набирающий обороты бизнес оказывается недоукомплектованным, надежных людей, на которых можно было бы опереться в регионах, попросту не находится. Запроектированные в системе «слоты» просто не подключаются или не работают как надо. Вопрос из зала: о чем вы думали, когда принимали стратегию масштабирования и согласовывали ее с инвесторами?

Еще один комплекс проблем стартапов связан с отсутствием в молодой организации продуманной управленческой модели. Готова поклясться, что стартаперу лишь в последнюю очередь приходит в голову мысль о том, что транслировать на другие рынки придется не только продукт или услугу, но также собственные приемы управления, оргструктуру и систему внутренних связей: власть, коммуникации, систему мотивации персонала, успешные практики… Стоит ли говорить о том, что для начала все это нужно не только построить и апробировать, но также осознать, отрефлексировать, формализовать и описать хотя бы для себя. Открывая филиал в другом городе, основатель стартапа должен быть уверен в том, что все будет работать именно так, как это нужно ему. Следовательно, прежде всего он должен точно понимать — что именно ему нужно.

Сборная модель

Далеко не все бизнес-модели способны к воспроизведению, а некоторые даже не нуждаются в нем. К примеру, клонировать то, что связано с ноу-хау, не всегда возможно. Наиболее уязвимой является модель, в которой носителем ноу-хау выступает не технология или продукт, а конкретный специалист. Чтобы не погибнуть от перегрузок на работе, ему придется стать в своей компании «учителем», чтобы готовить себе «заместителей» и передавать им свои уникальные компетенции. Но не потеряет ли компания при этом уникальность? Может быть, в этом случае имеет смысл не заниматься масштабированием, а остаться эксклюзивным производителем чего бы то ни было и сместиться в премиальный сегмент? Как только в нашей модели появляется нестандартный элемент вроде уникального сырья, уникального специалиста или уникального управленца — мы оказываемся именно на такой развилке.

На пути к масштабированию всегда стоит еще одна препона, связанная с невозможностью в точности транслировать на другие территории свою экономическую модель. Повторить свой московский успех, открыв филиал в Йошкар-Оле и действуя «столичными» методами, у вас вряд ли получится: понадобятся значительные настройки. Высокая концентрация потребителей в крупном мегаполисе создает совершенно иные условия для работы и ощущение, что клиентов хватит на всех. В региональных центрах даже маркетинг должен быть другой. Между тем успех в столице часто кружит «масштабирующимся» стартаперам голову: они начинают «открывать» все новые и новые регионы, действуя по наитию, без детального изучения местных условий и глубоких финансовых расчетов. (Кстати, эта ошибка свойственна даже некоторым транснациональным компаниям, приходящим в Россию.)

Региональная экспансия может протекать по экономической или инвестиционной модели. Первая обрекает компанию на медленное продвижение вперед и последовательное, экономически оправданное открытие филиалов. Апологетов второй часто можно найти среди технологических стартаперов, главным активом которых является инновационный продукт или услуга. Они говорят инвесторам: «Нам нужны инвестиции, чтобы сформировать рынок для нашего продукта и застолбить его за собой. Ваши деньги — это инвестиции в рыночную долю». И предлагают ради нее какое-то время терпеть экономически неэффективные филиалы. Процесс может растянуться на пять, семь и более лет. В моей практике было всего несколько случаев, когда в процессе регионального развития предпринимателям изначально удавалось построить сбалансированную систему: часть филиалов работала «в ноль» (их задача была перекрыть пространство и не пустить конкурентов), часть — в убыток (но с надеждой, что они «выстрелят» через несколько лет), а несколько «звездных» подразделений зарабатывали деньги для поддержания финансовой устойчивости всей структуры. Если не думать о балансе системы, инвестиционные программы очень быстро станут перевешивать экономические, ведущие филиалы-доноры начнут задыхаться — и система быстро разрушится. Нельзя жертвовать стабильностью ради масштабирования и роста.

Для быстро развивающихся предприятий среднего размера давно придумали метафору — «компании-газели». Это очень достойные представители бизнес-фауны, однако «падёж» поголовья здесь слишком высок. Многие «газели» не могут справиться с болезнями роста, решить вопросы перераспределения ресурсов внутри разрастающейся системы, тонут под объемами растущих расходов — и в результате уходят  с рынка так же быстро, как появились. А потому хочется спросить: куда мы спешим? Мы торопимся вырасти, вернуть, отбиться или продать? Но ведь это спекулятивный подход, который, как правило, сопровождается лишь краткосрочным эффектом. Такой подход к ведению дел очень напоминает кабачки цукини, выращенные гидропоническим способом: такие кабачки могут достигать размеров и в три метра, однако они совершенно непригодны для еды. Зачем нам сорок филиалов, если эффективными все равно будут только три? Неужели для того, чтобы в скором времени перейти в режим антикризисного управления и начать избавляться от всего, что мы успели расплодить?

Еще одно распространенное явление — нарушение темпов масштабирования. Конечно, современный мир сопровождается высокими скоростями, а потому у людей возникает иллюзия, что захватывать пространство нужно тоже быстро. Однако слово «быстро» здесь не совсем уместно. Скорее — надежно, уверенно, спокойно, шаг за шагом, закрепляясь на каждом рубеже, отрабатывая все проблемы, непрерывно отслеживая связь частей и центра, сохраняя системность и общую корпоративную культуру, удерживая репутацию и транслируя вовне ощущение, что мы пришли всерьез и надолго.

Если у нас все получилось — мы получили ажиотажный спрос на свой продукт и способны к взрывообразному росту, — это не означает, что успех будет вечным. Рынок имеет обыкновение меняться как в калейдоскопе, а ажиотаж — перемещаться в другую зону. При этом сеть, которая заточена под определенные цели и продукт, крайне сложно поддается форматированию.

На полигоне

Быстрый рост — это всегда испытание для людей. Прежде всего — для самого руководителя компании, масштаб личности которого должен соответствовать масштабу новых задач. Однако команде изменение размеров также дается нелегко: у людей могут потеряться ориентиры и точки опоры. Казалось бы, масштабирование — это всего лишь увеличение в размерах чего-то типизированного. Но для людей это зачастую серьезные, а иногда фатальные изменения. Они не понимают, что происходит, зачем все это нужно, почему увеличилась нагрузка и с какой стати вырос процент формализма. Такие перепады вызывают ощущение паники, могут начаться массовые увольнения.

Все эти проблемы накладываются на явный «недострой» в компании. Чаще всего стартапы с точки зрения управленческих процессов — это не что иное, как «лавка», в которой не существует органов управления, связи между людьми неформальны, нет правил игры, а у работников свободный график. Все это прекрасно работает, пока компания невелика. Однако масштабировать «лавку» невозможно, хотя пытаются это сделать раз за разом очень многие.

Масштабированию подлежат лишь хорошо построенные, стандартизированные процессы, способные воспроизводиться более или менее устойчиво в различных условиях. Масштабирование должно иметь определенный темп и размер. Нельзя допускать тотального расширения во все стороны, как бы ни настаивали порой на этом инвесторы. Наконец, масштабирование всегда опирается на людей: для начала необходимо подготовить тех, с чьей помощью мы будем осуществлять свою экспансию. Если забыть об этих правилах, компанию ждет очень быстрая гибель.

Впрочем, все это не означает, что следует умерять свои аппетиты искусственным образом: если у нас великолепный продукт, хорошо работающая бизнес-машина, а сама компания готова к изменениям — она может масштабироваться буквально сразу же после стадии выживания (если в ее модель изначально заложен такой потенциал). Однако не следует забывать, что масштабирование — это не панацея, а всего лишь одна из возможных стратегий расширения бизнеса. Кроме нее, существуют стратегии диверсификации и концентрации, которые никто еще не отменял. У компании всегда есть возможность не расти, и такую альтернативу необходимо также серьезно рассматривать. Масштабирование никогда не может быть доминантной и единственной стратегией развития. В конце концов, главное для стартапа — наращивать капитал. А уж какими способами — дело талантливого управленца.

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.