Семейный кодекс

Семья и бизнес: права супруга на доли в бизнесе

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на возможные последствия семейного конфликта для бизнеса. Даже если второй супруг в предпринимательской деятельности не участвует, по умолчанию, бизнес в любом случае принадлежит супругам совместно. Доли в бизнесе (доли в ООО и товариществах, акции АО, паи в кооперативах) являются имуществом, поэтому на него распространяются положения статьи 34 «Совместная собственность супругов» Семейного кодекса РФ.
Семья и бизнес: права супруга на доли в бизнесе
Фото Дениса Яковлева, Кублог
Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на возможные последствия семейного конфликта  для бизнеса.  
 

Даже если второй супруг в предпринимательской деятельности не участвует, по умолчанию, бизнес в любом случае принадлежит супругам совместно. Доли в бизнесе (доли в ООО и товариществах, акции АО, паи в кооперативах) являются имуществом, поэтому на него распространяются положения статьи 34 «Совместная собственность супругов» Семейного кодекса РФ.

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

ст. 34 Семейного кодекса РФ

Иными словами, супруг, при отсутствии брачного договора или соглашения о разделе имущества, имеет право на половину всего нажитого в период брака имущества, в том числе и на половину бизнеса. 

Однако, в отличие от домов, машин, пароходов, бизнес часто является делом чуть ли не всей жизни и делить его с супругом, не участвовавшим в деятельности, мало кто согласится. К тому же это всегда затрагивает и интересы партнеров по бизнесу (сотрудничать с новым участников в виде супруга партнера не всякий захочет), не говоря уже об усложнении порядка принятия решений, достижения договоренностей и т.д. Такие ситуации всегда негативно сказываются в первую очередь на самом бизнесе.  

Поэтому всегда нужно помнить о следующих нюансах режима совместной собственности супругов, влияющих на ваш бизнес: 

1) Распоряжаться совместным имуществом супруги могут только по обоюдному согласию.

Продать, подарить или иным образом уступить долю (акцию, пай и др.) в обществе без согласия супруга не получится.

Совершение сделки без согласия может привести к признанию ее недействительной.

Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

абз. 2 п. 2 ст. 35 Семейного кодекса РФ

Так, например, в одном деле, супруг продал акции ЗАО своему юристу, который долгое время работал в обществе и оформлял все его сделки (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2014 по делу № А70-3109/2013). Этого факта было достаточно, чтобы суд сделал вывод об осведомленности другой стороны о необходимости согласия другого супруга и вернул акции в семью. 

В другом деле, напротив, супруга не привела достаточных доказательств того, что приобретатель акций был в курсе семейного конфликта (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 по делу № А45-14362/2012). Сделка осталась в силе. Причем в данном случае речь шла о договоре дарения, т.е. даже безвозмездный характер сделки не стал для суда основанием недобросовестности действий сторон.

2) Согласие супруга на распоряжение имуществом, приобретенным в период брака, необходимо не только в период брака. Но и после него. 

При этом не существует «волшебного» срока, по истечении которого бывший супруг сможет свободно распоряжаться совместно нажитым. В практике распространено мнение, что по истечении трех лет – срока исковой давности – с момента расторжения брака можно распоряжаться, никого не спрашивая. Не совсем. Заблуждение заключается не в продолжительности срока, а в моменте, с которого он исчисляется. Согласие бывшего супруга больше не потребуется по истечение трех лет не с момента развода, а с момента совершения спорной сделки (Пленум ВС РФ в Постановлении от 05.11.1998 №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»). 

Таким образом, после развода согласие на совершение сделки будет необходимо до тех пор, пока бывшие супруги не заключат соглашение о разделе имущества.

При этом соглашение о разделе имущества может быть заключено в любое время до и после развода.

Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

п. 1 ст. 38 Семейного кодекса РФ

3) Говоря о разделе имущества супругов, нельзя не упомянуть один момент, о котором часто забывают. 

В ООО и непубличном АО можно предусмотреть обязательность согласия на переход доли (акции) третьим лицам. Положение очень популярное, ведь оно позволяет обезопаситься от вхождения посторонних лиц в круг партнеров.

Для этого необходимо оговорить это в уставе. И вот тут зачастую учредители допускают серьезную ошибку. 

В уставе часто необходимость согласия прописывают только в отношении сделок (купли-продажи, дарения и т.д.), иногда добавляя необходимость согласия в отношении перехода доли (акции) наследникам, и оставляют список закрытым. При этом забывают, что законом предусматривается несколько способов перехода доли:

  • отчуждение посредством сделки (дарение, купля-продажи и т.д.);
  • правопреемство;
  • и иные законные основания. 

Так вот, соглашение о разделе имущества супругов не относится ни к сделкам (купле-продаже, дарению и т.д.), ни к правопреемству, являясь отдельным «законным основанием» для перехода прав на доли или акции.

В результате, в общество может войти новый участник независимо от согласия остальных партнеров. И даже без согласия самого супруга, владеющего долей или акцией, ведь вопрос о разделе имущества может быть решен судом.

Такая проблема возникла при разводе семейной пары в Оренбургской области. Уставом общества, которое на 60% принадлежало бывшему супругу, было предусмотрено традиционное согласие других участников на продажу и «уступку иным образом» доли третьим лицам. Супруги развелись и в судебном порядке разделили совместно нажитое. Вся доля в ООО (60%) перешла бывшей жене. При этом суд посчитал, что согласие других участников в данном случае не требуется. Судебное решение о разделе имущества стало достаточным основанием, чтобы супруга вошла в состав участников ООО:

Однако, в данном случае переход доли в уставном капитале ООО «АФОС» в размере 60 % от уставного капитала произошел на основании решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24.06.2010 г., а не по основаниям уступки доли, в связи с чем нормы пункта 10 статьи 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью» в данном случае применению не подлежат.

Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 31.01.2011 года по делу № А47-5460/2010

Таким образом, некорректно сформулированные положения устава могут привести к необходимости уже бывшим партнерам договариваться с бывшим супругом такого партнера.  

В таких случаях все решается вдумчивой проработкой уставов ключевых компаний. Например:

Переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании осуществляются только после получения согласия других участников Общества.

Что касается кооперативов и товариществ, то там требование об обязательном согласии остальных участников на переход доли в товариществе или пая в кооперативе предусмотрено законом. И данное согласие требуется для любой формы перехода доли или пая третьим лицам, в том числе и раздел имущества. Так, в одном деле (дело №А63-688/2011) супруги заключили соглашение о разделе имущества, включая паи, однако другие члены кооператива отказались принимать новое лицо в члены кооператива. Суд подтвердил право членов кооператива не допускать переход пая даже при разделе имущества между супругами, указав, что «раздел пая между супругами не означает возможность вступления в кооператив нового участника без согласия общего собрания членов кооператива по смыслу статей 5, 9 и 15 Закона о кооперативах и устава кооператива». 

Как видим, семейный конфликт может серьезно повлиять на структуру владения компаниями. Более того, неразделенное совместно нажитое имущество может сыграть роль мины замедленного действия, ведь требовать согласия от бывшего мужа или жены потребуется на протяжении всего времени. Тем не менее существует способы нейтрализовать или, по крайней мере, минимизировать основные негативные последствия такого рода конфликта. Разговор об этом мы продолжим в одной из наших следующих рассылок.

Начать дискуссию