Как быть, если налоговая выяснила, что посредник – «серая фирма»?

Главный козырь налогоплательщиков – быть на шаг впереди налоговиков: собирать, архивировать, записывать, фотографировать все свои действия, все взаимоотношения… Итак, новое дело, когда налоговики увидели в посреднике обнальщика, и хотели отказать в возмещении НДС.

Начну эту статью с заключения. Главный козырь налогоплательщиков – быть на шаг впереди налоговиков: собирать, архивировать, записывать, фотографировать все свои действия, все взаимоотношения… Итак, новое дело, когда налоговики увидели в посреднике обнальщика, и хотели отказать в возмещении НДС.

Фиктивный посредник или «необходимый и экономически обоснованный»?

Компания предъявила НДС к возмещению. Проведя проверку, налоговики обвинили компанию в формальном документообороте и получении необоснованной налоговой выгоды. Плюс ко всему, фиктивные посредники соответствовали критериям недобросовестного лица. Начались долгие судебные разбирательства. Итак, сначала 3 сомнительных довода налоговиков:

  • Согласно отгрузочным документам, товар следовал напрямую от производителя к налогоплательщику, минуя посредников. Это можно опровергать и спорить… Зачем, например, посреднику из Владивостока, который заключил договор с компанией из Москвы, отправлять товар производителя, который работает в Калининграде к себе за «три девять земель», а потом уже в Москву? Где логика и целесообразность… Только ради налоговиков, чтобы не придрались?
  • Посредники не могли осуществлять поставки продукции: у них не было основных средств, производственных активов, складских помещений и транспорта, необходимого для поставки товаров.
  • Налоговики выяснили, что в проверяемом налоговом периоде общество приобретало товар напрямую у производителя на не менее выгодных условиях по отсрочке оплаты;

А теперь доказательства, которые заставили общество «понервничать»:

  • 180 дней отсрочки по платежам, которые, по словам налогоплательщика стали определяющим моментом в выборе посредника, на самом деле оказались «пустыми словами». Согласно анализу первичных документов и расчетного счета, установлено, что имели место факты предварительной оплаты материалов;
  • Анализ дальнейшего движения денежных средств, перечисленных на расчетный счет посредников, установил, что деньги, полученные в результате завышенных цен по формальным документам, выводились из оборота с помощью обналичивания через «проблемные» фирмы, которые реально не вели хозяйственную деятельность, а также в виде погашения займов и выплаты дивидендов;
  • Посредники соответствовали признакам обнальных контор:
    1. Отсутствие складов для хранения товара;
    2. Отсутствие материально-ответственных работников;
    3. Товар не принимался и не отгружался;
    4. Обе компании фактически находились по одному юридическому адресу, вся деятельность велась одними и теми же лицами, один и тот же бухгалтер в один день составлял идентичные пакеты документов по перепродаже материалов с увеличением стоимости на 40%;
    5. Расчетные счета данных организаций открыты в одном банке. (Налоговики этот аргумент используют довольно часто… Ну, а что вы прикажете делать, товарищи налоговые инспекторы, если у предпринимателя 10 компаний? ЦБ почти ежедневно лишает лицензии кучу банков. У бизнесменов «лимит» доверия к кредитным организациям исчерпывается с каждым днем. Предпочтение в выборе отдается банкам, которые уже «100 лет» на рынке, и лояльность сужается до пятерки проверенных…)
    6. Одинаковые IP-адреса.

Таким образом, учитывая все неопровержимые доказательства, налоговики были уверены, что часть денежных средств была направлена налогоплательщиком не на приобретение материалов, а выведена из оборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде разницы между реальной стоимостью товара и стоимостью, указанной в формально составленных первичных документах.

Суд поверил обществу: честного слова и подтверждающих документов оказалось достаточно

Но суд посчитал доводы налоговиков беспочвенными:

  • Между налогоплательщиком и посредником заключены договоры на поставку продукции;
  • К договорам представлены оформленные надлежащим образом товарные накладные и счета-фактуры;
  • Анализ документов показал, что полученная от спорных контрагентов продукция предпринимателем отражена в бухгалтерском и налоговом учете. А в дальнейшем эта продукция использовалась в предпринимательской деятельности;
  • Налогоплательщик пояснил, что выбрал контрагентов потому, что они предоставляли ему отсрочку по оплате. А производитель требовал предоплату;
  • Работники общества подтвердили факт взаимоотношений со спорными контрагентами;
  • Налоговым органом не представлены доказательства закупки товара по нерыночным, завышенным ценам;
  • Товар отпускался спорными контрагентами (в отличие от других поставщиков) с отсрочкой оплаты в среднем 45 дней, что свидетельствует о реальности и целесообразности сделок.

По мнению суда, бесспорных доказательств, подтверждающих, что действия налогоплательщика не имеют экономического обоснования и направлены исключительно на искусственное создание условий для применения налоговых вычетов по НДС, инспекция не предоставила. И на основании Постановления АС Уральского округа от 13.07.16 №А71-5004/2015 компания «отвоевала» свои законные 5 млн. рублей НДС к возмещению.

Что делать и как отстаивать свою «чистоту»?

Для отстаивания целесообразности взаимоотношений с посредниками определяющую роль играет наличие реального осуществления хозяйственных операций, которое должно быть подтверждено соответствующими документами. Налоговики вправе отказать в принятии расходов, если эти расходы в реальности не отразились в экономической деятельности, не соответствовали экономическим и деловым целям общества, либо была выявлена недобросовестность налогоплательщика. А также если сотрудники фискальной службы докажут, что общество действовало без должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента.

Что еще следует взять в вооружение, на случай, если у посредника найдут признаки «обнальной конторы»?+

Фото
Мария Морозова

    «Если говорить о способах безопасности взаимоотношений с посредниками, то мне встречались следующие ситуации.

    У меня был клиент, который установил аудио и видео запись на складе. Таким образом он обезопасил себя и мог подтвердить, что товар уходил и приходил со склада.

    Кто-то приезжает к контрагентам и фотографирует офис, тем самым подтверждая, что там работают люди. Плюс деловая переписка. В любом случае, в ходе разбирательств, будет проводиться допрос сотрудников. Поэтому персонал, должен подтвердить реальность сделок и контрагентов.

    К тому же, очень важно проявить должную осмотрительность: запросить документы, выписку из ЕГРЮЛ, желательно иметь копию паспорта руководителя контрагента и т.д. Про критерии выбора контрагента и проверки его на добросовестность можно говорить очень долго. А вообще доказательств много не бывает…»

О проявлении должной осмотрительность было подробно написано в статье «7 заповедей легальной работы». Таким образом, доказательства можно условно разделить на 2 группы: «Чем я руководствовался и как я выбирал посредника/контрагента?» и «Как я покупал товар/услугу/работу, для чего он предназначался и где использовался?». И как, прокомментировала Мария Морозова: «Чем больше доказательств, тем лучше».

Начать дискуссию

Названы регионы и ведомства — лидеры по цифровой трансформации

Среди субъектов РФ и федеральных ведомств обозначилась устойчивая группа лидеров цифровой трансформации.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В июне Центробанк может повысить ключевую ставку

На ужесточение денежно-кредитной политики повлияет высокий уровень инфляции.

Анализ продаж на маркетплейсах в 2024 году: обзор сервисов

По мере роста популярности онлайн-шопинга и развития электронной коммерции все больше предпринимателей осваивают маркетплейсы как эффективный канал продаж. Успех на этих платформах во многом зависит от грамотной аналитики и оптимизации показателей. Разберемся, какой сервис для анализа продаж на маркетплейсах стоит выбрать в 2024 году.

Анализ продаж на маркетплейсах в 2024 году: обзор сервисов
Лучшие спикеры, новый каждый день

Эффективные методы уменьшения издержек для кафе и ресторанов

В управлении рестораном ключевую роль играет контроль финансов. Для увеличения доходности важно правильно сокращать расходы. Рассмотрим, какие аспекты ведения заведения позволяют сэкономить, а в каких экономия недопустима.

Эффективные методы уменьшения издержек для кафе и ресторанов
УСН

Декларация УСН к уменьшению не сразу обнуляет пени и недоимку

Период начисление пеней и наличия недоимки на ЕНС при подаче уточненной налоговой декларации по УСН к уменьшению зависит в первую очередь от срока проведения ее камеральной проверки.

В App Store вернулось приложение «Тинькофф». Но название другое и нужно успеть скачать

Приложение называется «Т-Старт» и будет доступно для скачивания всего лишь несколько часов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Стало больше грантов, которые не будут учитываться в базе по налогу на прибыль

Получатели грантов от институтов инновационного развития смогут не платить налог на прибыль с этих средств.

Как перейти на ЭДО: пошаговый план

Электронный документооборот (ЭДО) позволяет обмениваться документами в онлайн-режиме, а также помогает экономить расходы и оптимизировать рутинные задачи. Но далеко не все предприниматели и компании торопятся перейти на ЭДО, многим этот процесс кажется сложным и невероятно длительным. Рассказываем, как поэтапно перейти на электронный документооборот и не утонуть в рутине.

Как перейти на ЭДО: пошаговый план

🍲 Нельзя работать 8 часов без обеда: он обязателен

Обеденный перерыв должен быть не менее 30 минут и не более 2 часов. Это время не включается в рабочее.

2

Маркировка для розницы и требования по ККТ, ОФД. Ответы на популярные вопросы 

Разбираем распространенные вопросы, которые задают розничные продавцы маркированной продукции.

Маркировка для розницы и требования по ККТ, ОФД. Ответы на популярные вопросы 

🛒Власти лишат маркетплейсы льгот по НДС и проведут аудит. Какие изменения ожидать селлерам

Маркетплейсы в ожидании изменений в законодательстве. Власти предложили исключить маркетплейсы из получателей льготы по НДС. Кроме этого, по мнению ФАС, деятельность МП должен регулировать собственный закон. Расскажем, что может измениться для селлеров и бухгалтеров, ведущих маркетплейсы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
КИК

КИК могут в течение 2024 года передавать имущество без уплаты налогов

Для тех, кто хочет переписать активы или имущество контролируемой иностранной компании на себя, на 2024 год продлят налоговые льготы. Срок владения активами будут считать с момента, когда резидент владел ими через КИК.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

СБП, на карту или наличными: обзор способов оплаты для крупных компаний

Сегодня очень важно оставаться гибкими и оперативно реагировать на изменения рынка и потребностей клиентов. Иногда это требует быстрого масштабирования и привлечения внешних ресурсов.

СБП, на карту или наличными: обзор способов оплаты для крупных компаний

Наем сезонных сотрудников: отрасли, способы заключения договоров

В определенных сферах деятельности существуют периоды сильного спада, а также бурного роста. Содержать штат на постоянной основе может быть крайне накладно для работодателя, потому выходом станет наем сезонных сотрудников. Привлечь на работу их можно как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору. 

Наем сезонных сотрудников: отрасли, способы заключения договоров

Дисциплинарное взыскание — выговор. За что и почему могут назначить?

Дисциплинарное взыскание — это санкция, которую может назначить работодатель за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

👔 Для коллективных исков могут создать платформу. С ней есть несколько проблем, говорит юрист: нужно не платформу создавать, а менять подходы судов

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Утвердили новые реестры для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте

Перевозчики и компании, оказывающие услуги по транспортировке газа, нефти и т. д. на экспорт, будут подтверждать ставку НДС 0% реестрами по новой форме.

HR

🔥 Как работают HR-специалисты и что происходит на рынке труда? Узнайте в новом канале от «Клерка»!

Специально для HR-менеджеров мы создали телеграм-канал, где вы можете задать вопрос коллегам, поделиться опытом, оставить свое экспертное мнение и просто прислать забавный профессиональный мем. О самых интересных постах и вопросах мы расскажем на «Клерке». Чем не отличный пиар для специалиста?

Особенности справочника номенклатуры в новых системах 1С:ERP 2

Статья будет полезна тем, кому только предстоит познакомиться с настройкой справочников 1C:ERP 2.

Особенности справочника номенклатуры в новых системах 1С:ERP 2

Интересные материалы

Верховный суд дополнит УК статьей за мошенничество в налоговой сфере

Незаконный возврат налога войдет в отдельный состав преступления. Уголовку можно получить при сумме ущерба не меньше 25 000 рублей.