Менеджмент

Как правильно готовить компанию к продаже

Продажа бизнеса несколько отличается от обычной продажи недвижимости, автомобиля и т.д. Прежде всего, продажа бизнеса требует соблюдение тайны, так как задействовано очень много заинтересованных лиц и возможны печальные последствия. Неизвестно, как на продажу отреагирует персонал фирмы, поставщики товаров и услуг, дебиторы и кредиторы, ну и, конечно, конкуренты.
Как правильно готовить компанию к продаже
Фото Марии Плотниковой, Кублог

Продажа бизнеса несколько отличается от обычной продажи недвижимости, автомобиля и т.д. Прежде всего, продажа бизнеса требует соблюдение тайны, так как задействовано очень много заинтересованных лиц и возможны печальные последствия. Неизвестно, как на продажу отреагирует персонал фирмы, поставщики товаров и услуг, дебиторы и кредиторы, ну и, конечно, конкуренты.

При продаже, продавец знает, сколько хочет получить за свой бизнес, но не имеет представления, кто готов купить фирму и за какую сумму. На практике видно, что большая часть покупателей не имеет конкретного представления, что именно они хотят купить, в итоге можно совершить абсолютно ненужную покупку только потому, что так сложились обстоятельства.

При публичной продаже, основные достоинства бизнеса не раскрываются. Сейчас, в эпоху налогового планирования, их можно определить только доверительно и между строк.

Как оценить стоимость бизнеса

У бизнеса нет цены, как, например, у биржевого товара. На рынке существует немало профессионалов, которые готовы предложить фирме свои услуги и множество методик по оценке бизнеса. Но в итоге, цена формируется за счет мнения только двух сторон, покупателя и продавца, а сколько людей, столько и мнений.

Давайте разберем от чего зависит стоимость фирмы. Помимо стоимости активов, важную роль играют сроки окупаемости бизнеса, доходность и, конечно, риски. Минимальная стоимость бизнеса – это стоимость его активов. В больших компаниях регулярно проводят оценку, поэтому цена им известна.

Верхняя планка итоговой суммы - это перспектива, то есть, стоимость будущих доходов. Покупатель бизнеса платит за будущие доходы, но при назначении цены исходит из текущих доходов. Для маленькой фирмы необязательно обращаться к профессиональному оценщику, которые, кстати обходятся недешево.

Существует немало литературы и пособий для самостоятельной оценки бизнеса, пусть и не со 100% точностью, но приблизительно это можно сделать довольно легко. 

Это, так называемый, «основной метод».

Примерная стоимость бизнеса – это стоимость его чистых активов плюс одна годовая прибыль.

Самая большая и распространенная ошибка при продаже бизнеса – это убежденность в уникальности своей фирмы. Между пожеланиями продавца и реальной ценой фирмы есть огромная разница. Присутствует риск потерять потенциальных покупателей за счет неадекватно завышенной цены. Нельзя обозначить цену и постепенно ее снижать, вы не продаете машину или телевизор, объявление может висеть месяцами, а к вам так и не поступит ни одного звонка. В глазах покупателей вы будете выглядеть недобросовестным продавцом, который изначально хотел продать бизнес в разы дороже его реальной цены. Поэтому нужно быть аккуратным при определении стоимости бизнеса.

Проверка активов юридического лица

Как правило, под продажей бизнеса подразумевается приобретение юридического лица, либо доли в юридическом лице. На самом юридическом лице может находиться в собственности движимое и недвижимое имущество, быть зарегистрированы интеллектуальная собственность, товарные знаки, договора аренды и другие активы общества.

Поэтому, при приобретении фирмы обязательно нужно прописывать все эти условия. Очень важно перед приобретением юридического лица определить дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Все изменения в юридических лицах наступают с момента регистрации в налоговых органах, и (если это касается акционерных обществ) внесения изменений в реестре акционеров. После внесения изменений собственников, учредителей юридического лица важно назначить своих руководителей, которые бы несли полную материальную ответственность. Данные изменения также фиксируются в налоговых органах. Это касается генеральных директоров, главных бухгалтеров, членов Совета директоров и т.д. Потому что нередки случаи, в качестве «последнего аккорда» прошлые руководители фирм, задним числом начинают переоформлять активы предприятий на свои аффилированные структуры.

Данные факты всплывают уже после приобретения фирмы новыми собственниками, и, в данном случае, необходимо обратиться в органы полиции с заявлением о совершенном мошенничестве. Более продвинутые руководители в качестве «последнего аккорда» обогащаются с помощью судебных решений.

Так, оформляется задним числом кредиторская задолженность с третьим лицом и подписываются акты выполненных работ. В дальнейшем просуживается вышеуказанная задолженность, и новым собственникам предприятия приходит исполнительный лист о взыскании многомиллионной задолженности. Поэтому важно при покупке бизнеса, зафиксировать не только активы фирмы, но и все виды задолженностей (в том числе по налогам, зарплате, если таковые имеются), и, в случае выявления новой кредиторской задолженности, не указанной в договоре купли-продажи фирмы, можно будет расторгнуть договор или погасить задолженность за счет прошлых собственников.

Комментарии

1
  • Борис Мальцев
    Примерная стоимость бизнеса – это стоимость его чистых активов плюс одна годовая прибыль.

    А можно три годовых оборота?